Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения




Тема 2. основы теории спроса и предложения

 

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок – это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; где между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться.

Спрос можно определить как количество товара или услуг, которое желает и в состоянии приобрести потребитель по каждой из возможных цен за определенный период. И если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке какого-либо товара, то можно заметить, что между ценой и количеством проданного товара существует определенная зависимость, называемая законом спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически в виде кривой. Кривая спроса показывает, какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) на вертикальной оси, а зависимую (спрос) — на горизонтальной оси (рис. 1).

Рисунок 1 - Зависимость величины спроса от цены

 

Кривая имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество благ по меньшей цене.

На спрос влияет не только цена, но и другие факторы:

а) увеличение или сокращение доходов потребителей;

б) изменение вкусов и предпочтений;

в) ожидания относительно цен будущего периода;

г) изменение цен товаров-субститутов и комплиментарных товаров;

д) рост или уменьшение числа покупателей на рынке и др.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой либо вправо вверх, либо влево вниз (рис. 2)

Рис. 2 - Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

 

Приведем некоторые примеры неценовых факторов или детерминантов спроса.

Увеличение денежных расходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой D в положение D2. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на чай может переключить часть спроса на кофе, вследствие чего цена кофе также начнет расти. А отсюда вывод: если два товара взаимозаменяемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемые (комплиментарные) товары сокращает спрос на них. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению спроса как на сами лыжи, так и на лыжные крепления. Значит, если два товара взаимодополняемы (комплиментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей на рынке. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д.

Итак, необходимо различать понятия:

а) «изменение величины спроса», которое отражает движение точки по кривой спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот (рис. 1);

б) «изменение спроса», которое отражает сдвиг кривой спроса под влия­нием неценовых факторов либо «вправо вверх», либо «влево вниз» (рис. 2).

Предложением называется количество товаров или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Если рассмотреть ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то можно заметить, что зависимость величины предложения от цены прямая. Прямая связь между ценой и количеством предложения продукта называется законом предложения. Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис. 3.).

Рис. 3. Зависимость величины предложения от цены

 

Кривая имеет положительный наклон, что означает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене. На предложение влияют и другие факторы:

а) цены факторов производства (ресурсов);

б) технология;

в) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

г) размер налогов и субсидий;

д) количество продавцов на рынке;

е) изменение цен альтернативных товаров и др.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т. е. сдвиг кривой S в положение S1, и, наоборот, в случае понижения цены на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (рис. 4).

S1

Рис. 4.Функция предложения (сдвиг кривой предложения)

 

Итак, необходимо различать понятия:

а) «изменение величины предложения», которое означает движение точки по кривой предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и наоборот;

б) «изменение предложения», которое отражает сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов либо «вправо вниз», либо «влево вверх».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: