Культура Древней Месопотамии




Культы, религия Древней Месопотамии были более научны, чем современные мировые религии; в них не было понятия абсолюта.

 

Шумерский этап (до середины III тыс.): боги — это сила, которая может быть направлена на человека; можно обратиться к богу, но нельзя ждать ответа. Бог поступает так, как хочет, и нельзя осуждать его действия.

Сидури в «Гильгамеше» воплощает идеи толпы, негероического населения: не нужно никогда идти и ничего делать, нужно жить и наслаждаться жизнью.

 

Семитский этап (вторая половина III тыс.): переосмысление; выдвижение культов Иштар и Шамаша (Шамаш — солнце, солярный культ).

 

Хаммурапи (вторые семиты) осуществляет духовную революцию; он думает за народ, освобождает людей от душевной боли и терзаний, переносит этическую, человеческую справедливость на доброго и справедливого правителя. К царю и к богу можно обращаться напрямую. Царь даёт человеческую справедливость и частично божественную (через законы). Бог Шамаш не вступает в диалог, но он дал законы. Можно не слишком слушаться богов: человек стал более значим.

 

В эпоху касситского Вавилона идея доброго царя, который за всех думает, ослабевает.

Формируются сказки, эпос («Эпос об Эрре» и т.д.). Другие жанры — гимны богам и гимны о богах.

Мировоззрение толпы (никуда не идти, жить, как живётся) VS мировоззрение героя (шумерская аристократия, «рыцарская» героическая этика), который врывается в мир богов и хочет получить от богов ответы даже ценой своей жизни.

Гильгамеш встречается с последствиями своих действий (смерть Энкиду) и меняется, становится другим человеком — это семитская редакция, для шумеров это слишком сложно.

Изначально Гильгамеш совершает подвиг ради подвига, но затем появляется мотив того, что он добывает древесину для своего города.

 

Во II тыс. в культурную жизнь Древнего Востока втянуто больше районов. Интерес к жизни, внутреннему миру человека приводит к появлению диалогов. С касситами пришла идея доброжелательного равнодушия к другим людям, чтобы не только сам человек, но и его соседи жили в своё удовольствие.

 

К касситским царям не допускали подданных; они не брали на себя душевные терзания, поэтому боль изливается в литературу.

Появляется жанр плача: плач о бедствиях страны: засухи, наводнения... Также плач о бедствиях отдельного города, района. Также плач и о бедствия отдельного человека. Нельзя преодолеть бедствия, можно только сетовать.

Жанр о невинном страдальце: диалог между страдальцем и царем, к которому он прорывается. Диалог умного, предприимчивого слуги с глупым и ленивым господином; затем перешло в греческую, римскую, средневековую лит-ру.

Жанр повесть о бедняке (не материальная бедность, а духовная).

Депрессивные настроения, жить незачем, царь не поможет.

 

Вавилон добивается увеличения территории, не может ее захватить. Прибегает к запретам культов.

 

За три тысячелетия существования месопотамской и вавилонской культуры сложились жанры,отразившие эволюцию жизни вавилонянина и его духовные искания. Вавилонянин — обособленный человек, который никого не пускает в свою семью и в свой мир. Человек не должен осуждаться и наказываться, потому что все его поступки по умолчанию правильны и хороши. Человек живет, как хочет. Такой образ жизни называется мишарум.

 

Это мировоззрение непонятно ни последователям культа Яхве (главное — запрет), ни древним грекам, тогда как вавилоняне не понимают гражданственность античного мира (главное — коллектив).

 

Человек хочет наслаждаться в т.ч. литературой. Чтение всегда вслух, всегда перед большой публикой => в храме или во время приема во дворце. Аудитория — те, кто в состоянии понять написанное (жрецы, писцы, образованные ремесленники; также слушают и боги).

Произведение должно понравиться:

• должно быть недлинным, чтобы не утомить слушателей;

• должно быть интересным (приключения, любовные приключения);

• должно содержать описание известных слушателям мест;

• должно содержать фантастический элемент, но не совсем оторванный от реальности, а наложенный на историческую канву;

• никаких абстрактных философских идей!

 

Жанры:

• правовая литература (законы) — художественная литература, со вступлением и заключением, с упоминанием последствий нарушения законов;

• литература мудрости (в форме диалога) — поясняет ситуацию, но не даёт окончательного ответа.

 

ВСТАВИТЬ ЧУЖОЙ КОНСПЕКТ

Житель Египта создан богами, он благое существо, которое должно совершать только благие дела для любимой дельты. Дурные поступки исходят не от человека (поскольку человека создали боги). Египтяне очень любили свою страну, потому что осознавали уровень ее развития. Все, что вне дельты — не благо, но нет противопоставления «мы—они». Война не прельщает египтянина, он гражданский человек. Его обязанности на службе стоят на первом месте. На втором, также очень важна, семья.

 

 

Маат — богиня, сама страна-дельта, взаимоотношения между ее людьми (они живут по Маат и не совершают злых поступков) и ее благостное существование. Духовная жизнь Египта. Жить по Маат = любить свою страну. Очень терпимое отношение друг к другу. В основе Маат — статика, стабильность.

 

Синухе не презирает азиатов, но осознаёт, что его страна более развита.

Любовь к своей стране не в том, чтобы отдать за неё жизнь (как у эллинов), а в том, чтобы достойно представлять ее за границей. Любить страну, фараона и жить по Маат.

 

Рамзес — самый известный фараон древнего мира.

 

Маат не существует вне Египта. Она распространяется на захваченные внеегипетские территории только тогда, когда в них привозят статуи богов (а боги и сами находятся внутри статуи).

Вне египетских территорий живут люди (не чудовища и не животные), но они другие и живут иначе. С ними можно взаимодействовать, торговать.

Когда Синухе возвращается, ему оказан высочайший приём: его принимает жена фараона с царевнами. Он возвращается не с пустыми руками, так как Иаа — важная территория.

 

Все природные и общественные явления воспринимаются через запятую, не делятся на важные и неважные. Весь мир воспринимается через эмоциональные ассоциации.

 

Положение женщины в Египте — лучшее, она защищена и обеспечена. Муж не может распоряжаться ее приданым.

 

 

Литература Египта

Рубеж 5-4 тыс. до н.э. — появление письменности (иероглифы) => литературы. Чтение происходит вслух в храмах.

 

Эпоха Древнего царства (28-23 вв.) — жанр литературной сказки, обращения к богам.

Первый переходный период (23-21 вв.) примыкает к Эпохе Древнего царства.

 

В эпоху смут выявляются основные вопросы: кто виноват и что делать.

 

Эпоха Среднего царства (2-я 1/2 4 тыс. до н.э.) — классическая литература; создаётся новелла (любимый жанр египтянина), чаще всего посвящённая путешествиям. Решаются вопросы эпохи смут.

 

Эпоха Нового царства (16-11 вв.) — роман. Каждый человек индивидуально решает для себя, кто виноват и что делать. Приключенческие повествования продолжаются.

 

Период Позднего Египта — удревняется язык, изобразительное искусство и т.д., обращение к древности.

 

В «Рассказе Синухе» произошло слияние жанра биографии и приключенческого повествования.

Египтянин любит такое приключение, которое понятно ему с географической точки зрения (упоминание районов, о которых они слышал). Краткий объём, чтобы воспринималось за один раз (без «продолжение следует»).

 

Египтяне одинаково терпимы к любым культам, с приоритетом у важных в этот период общеегипетских культов.

 

Персия и проч.

 

Во 2 тыс до н э индоевропейцы появились в хеттском царстве. Двигались в сторону восточного Средиземноморья к Египту переднего царства.

 

В конце 2 тыс индоевропейцы собираются в Балканском регионе. Там тесно, и в конце 2 тыс их выталкивают через Фракию в Малую Азию. Они создают большой племенной союз фракийцев.

 

Фракия — сначала рыхлое гос объединение, затем оно укрепляется. Здесь небольшие реки и озёра, не может быть поливного земледелия, но зато она богата, и развиваются ремёсла.

 

Лидия — территориально меньше, но сильнее Фракии, потому что более сплоченная. Ремёсла и торговля.

 

Племенные союзы начинают враждовать друг с другом.

 

Я ПРОСЛУШАЛА ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

После гибели Ассирии Нововавилонское царство претендует на геополитику. В антиассирийскую коалицию вошли: халдейский Вавилон (во главе), Египет (не дал войско), Лидия и мидийцы (индоевропейцы, конница, не далеко ушли от первобытности, потому их можно использовать, а затем оттолкнуть). Мидийцы разгромили Ассирию, но халдеи не хотели делиться с ними добычей и территорией. Халдеи предложили им двинуться в Малую Азию, чтобы грабить.

Мидийцы двинулись туда, но одно из их племён (персы) усилились и оттеснили мидийскую аристократию. Один из представителей персидской знати, Кир II Добрый (Отец) из рода Ахеменидов, создал основную линию развития персов и возглавил персидское движение. Кир уничтожил бывшего союзника, Лидию, захватил, но не дошёл до стратегически важной и богатой Ионии. Его беспокоило, что в тылу осталось множество индоевропейцев, в том числе в Средней Азии обосновались разбойники-скифы, обогатившиеся за счёт грабежа и контроля над торговыми путями.

Сын Кира Камбис к моменту смерти Кира взял Вавилон (утопил в Тигре и в крови). Греческий мир не был понятен персам, но Иония казалась лёгкой добычей. Узнав о смерти Кира, Камбис развернулся, не пошёл на Ионию и ушёл в Малую Азию, прошел по Восточному Средиземноморью, захватил финикийцев и Фригию, арамейский Дамаск и другие районы (все или сдавались, или выжидали). Его целью был Египет.

Камбис вошёл в дельту и встретил незначительное сопротивление. Легко занял район дельты. Это было главное; можно было считать, что Египет взят.

 

Геродот изображал Камбиса очень плохим человеком с неадекватными решениями и поведением (бил беременную жену), а Кира — очень хорошим. Кир не был деспотом, был племенным вождем и считался с мнением родовой аристократии. Камбис усилил деспотию, принимал решения в одиночку и не считался с чужим мнением.

 

Камбис тем не менее хотел пройти на юг до четвёртого порога и взять Египет до конца (к золотоносным пескам), а аристократия больше не хотела воевать. Непонимание задач похода, царя не поддержали. Камбис подготовил поход на юг Египта, но аристократия шла неохотно. Камбис внезапно погиб. Совет аристократии принимает решение вернуться домой. Они не хотят идти на юг не из-за страха перед сопротивлением, а из-за жаркого климата, нехватки воды. Вернулись в Месопотамию, где наместником остался второй сын Кира Бардия. По неясному изложению Геродота, на месте Бардии оказался Мах, жрец религии зороастризм, который назвался Бардией. На пост царя присмотрели Дария из боковой ветви рода Ахеменидов при условии, что он будет считаться с советом аристократии. Народу было объявлено, что Бардия давно убит Махом. Против воцарения Дария поднялось восстание повсюду, поскольку его предшественник правил очень хорошо: были снижены налоги, и землю обрабатывали депортированные. Все это не понравилось аристократии. Одно за другим Дарий покорил восстания, потому что они произошли не одновременно и восставшие не объединились.

 

Бехистунская надпись (вырублена на Бехистунской скале) — над текстом изображение Дария, вершащего суд над теми, кто восстал в момент его воцарения. В тексте перечисляются все восставшие народы (а это все народы). Описывается все восстание и как Дарий решает, казнить или миловать вождей этих народов. С вождями было покончено, но народы он не тронул.

Нынешняя судьба надписи не известна (находится в Иране; возможно, уже уничтожена).

 

Дарий вернулся к прежнему налогообложению. Создал сатрапии — районы, в каждом из которых правил военачальник, наместник-сатрап. Весь огромный Египет был одной сатрапией; Иранское нагорье было условно поделено.

С сатрапий Дарий собирал налоги. Больше всего платил Египет (т.к. очень богатый), на втором месте Иония.

Когда Дарий захватил Ионию, греческий мир очень страдал, так как был отрезан от торговых хлебных путей. Греции грозил голод.

Дарий был очень ответственным царем, Не уклонялся от решения ни от каких проблем.

 

Греческий мир беспокоил Дария. Во-первых, он не понимал его: люди правили собой сами, без царя (демократия или олигархия); во-вторых, они смогли укрепиться, не имея почти никаких ресурсов.

Дарий решил узнать, можно ли двигаться на греческий и скифский мир. Скифский поход во Фракию был предпринят для разведки. Он кончился не так, как Дарий ожидал: скифы не хотели подчиняться, оказывали сопротивление, и легкого завоевания быть не могло. К тому же, греческий мир мешал Персии контролировать Эгеиду.

 

Первые два похода на Греции при жизни Дария, третий — после смерти.

 

500 г. — великое ионийское восстание против персов.

Египет, несмотря на Маат, восставал дважды, поскольку не мог воспринимать персидское правление как законное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: