Каковы психологические аспекты допроса подозреваемого и обвиняемого




При производстве допроса следователь может судить о возможной динамике поведения допрашиваемого по качествам его темперамента. Так, лицо с сильным типом высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник) более устойчиво к резким воздействиям, а меланхолики более чувствительны к различным событиям. Анализируя особенности личности допрашиваемого, следователю требуется выявлять особенности принятия такой личностью решений, поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, пониженный или повышенный уровень притязаний и т. п.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Привлечение к уголовной ответственности является весьма драматичным обстоятельством в жизни человека, так как в этот период повышается уровень его тревожности, отчаяния и обреченности, в ряде случаев возможны агрессивность и активное противодействие правоохранительным органам. Очень драматичной бывает ситуация, когда к уголовной ответственности привлекается невиновное лицо, что полностью дезорганизует его психику. Это приводит к особой агрессивности его поведения, иногда к самооговору, а в некоторых случаях – к суициду.

 

Процессуальное положение подозреваемого отличается от процессуального положения обвиняемого, но имеет и сходные черты, заключающиеся в том, что в обоих случаях следователь разъясняет им ст. 51 Конституции РФ, суть которой состоит в том, что подозреваемый и обвиняемый могут не давать показаний ни против себя, ни против своих близких.

В ходе допроса подозреваемому должны быть заданы вопросы, ответы на которые следователю известны, таким образом выясняется позиция подозреваемого по отношению к правоохранительным органам. В дальнейшем допрос должен быть организован таким образом, чтобы у подозреваемого не возникло сомнений о неосведомленности следователя о совершенном преступлении. Сам же следователь должен помнить о том, что допрашиваемое лицо, возможно, оказалось в роли подозреваемого в силу оговора, ошибки свидетелей или их заблуждения, поэтому следователь должен выделить группу обстоятельств, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. В процессе допроса следователь анализирует осведомленность подозреваемого по поводу совершенного преступления путем косвенных вопросов, как бы далеких от расследуемого преступления. Драматичной ситуацией может стать самооговор, который может быть спровоцирован психическим состоянием подозреваемого в результате стресса, возникшего из-за просчетов следователя, его ошибочных подозрений, нарушающих права личности. Разоблачить самооговор можно проведением детального повторного допроса и ряда следственных действий, в ходе проведения которых выявляются заученность и схематичность показаний, а также неспособность лица, подозреваемого в совершении преступления, сообщить факты о преступлении, которые могли быть известны только ему одному.

Допрос обвиняемого проводится по конкретно предъявленному обвинению. Своими показаниями обвиняемый отрицает свою вину, признает ее частично или признает в полном объеме.

При допросе обвиняемого следователь должен учитывать некоторые психические особенности—состояние подавленности, депрессии, страха перед наказанием, а также исключительную заинтересованность в исходе дела. Особый акцент следователь должен делать не на признании вины, а на глубоком раскаянии, которое в итоге содействует полному и всестороннему расследованию преступления. При производстве допроса обвиняемого достоверно должны быть проверены данные о его личности, сведения о соучастниках и причины, которые привели обвиняемого к совершению преступления, – все это способствует правильной квалификации содеянного.

Изобличение ложных показаний. Лицо, дающее ложные показания, противодействует следствию. Чувствуя это, следователь должен прибегнуть к повторным и детализирующим вопросам, которые неизбежно приведут к расхождениям в показаниях, данных ранее.

Установив, что дающий показания лжет, следователь должен выбрать соответствующую тактику поведения: либо изобличить лжеца при попытках ввести следствие в заблуждение, либо разрешить ему давать ложные показания, с тем чтобы изобличить его в дальнейшем.

Выбор тактики при производстве допроса зависит от личностных качеств допрашиваемого лица.

Разновидностями ложных показаний являются:

– сокрытие преступления;

– маскировка, т. е. утаивание истинных преступных намерений;

– инсценировка, т. е. искусственное создание определенной обстановки для введения следствия в заблуждение;

– демонстративное, вызывающее поведение;

– ложное алиби, т. е. отрицание своего присутствия на месте преступления во время его совершения.

При установлении факта ложных показаний следователь должен, как было замечено ранее, задать детализирующие повторные вопросы. Другой тактический прием предполагает однотипные вопросы, задаваемые в разной последовательности, и проведение ряда проверочных следственных действий с использованием приемов правомерного психического воздействия.

 

 

45. Назовите особенности психологии допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. В психологии существует следующий подход к возрастной периодизации:

  • младенческий возраст (от рождения до одного года);
  • раннее детство (от года до трех лет);
  • дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);
  • младший школьный возраст (от шести-семи до 11–12 лет);
  • подростковый возраст (от 11–12 лет до 14–15 лет);
  • ранний юношеский возраст (от 14–15 лет до 17–18 лет).

· Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения. Особенности допроса несовершеннолетних заключаются в том, что они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти.

Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровень и т. п. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа. Если следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, а также осознавать значение своих противоправных действий, то он назначает судебно-психологическую экспертизу.

47. Назовите психологические особенности предъявления для опознания Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества. Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми. До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.). При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела. Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов). Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков. Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

 

48. Назовите психологические особенности проверки и уточнения показаний на месте Проверка показаний на месте — сложноструктурное следственное действие, включающее элементы осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в основном сочетающее в себе психологические особенности этих следственных действий.Главная цель воспроизведения показаний на месте - получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. Целями воспроизведения показаний на месте могут быть: 1) получение новых доказательств по делу (например, обвин-ыйпокажет место захоронения трупа, тайник с похищенными ценностями и т. д.); 2) проверка уже существующих доказательств, установление конкретных причин и условий, способствующих совершению преступления. Лицами, чьи показания проверяются на месте, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и обвиняемые. При проверке показания на месте у допрашиваемого лица путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать. Следователь в ходе воспроизведения показаний на месте не только слушает, но видит и сравнивает. Это позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать исследуемое событие. Психологическая сущность проверки показаний на месте опред-ся тем, что в ней для получения информации используются 3 познавательных процесса: расспрос, наблюдение, сопоставление. К психологическим особенностям проверки показаний на месте относятся также: а) способность лица к восприятию и запоминанию обстановки, в которой происходит то или иное событие; б) пространственная ориентация при воспроизведении обстановки; в) психологическое воздействие повторного присутствия на месте расследуемого события на лицо, дающее показания с целью их проверки. Обязательным условием проверки показаний на месте является то, что основным участником является лицо, чьи показания проверяются. Невозможна замена этого участника кем-либо другим, так как тогда теряется смысл производства данного следственного действия.

49. Назовите психологические особенности следственного эксперимента. Психологические особенности следственного эксперимента обусловлены в первую очередь характером опытных действий, с помощью которых следователь изучает динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке. В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемическими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факторы, способность моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление.
Наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и другие лица дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Виды следственного эксперимента: 1. Следственный эксперимент для проверки возможности восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью проведения специальных опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного процесса, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела обстоятельства, вызывают сомнение. Во время следственного эксперимента в условиях, соответствующих тем, которые имели место на момент происшествия (а при невозможности нахождения на месте происшествия – в максимально приближенных условиях) повторяются аналогичные совершенным ранее действия, например воспроизводятся различные звуковые сигналы, создается определенное освещение, благодаря чему проверяется чувствительность тех или иных анализаторов,опред-ся порог их чувствительности, диагностируются перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т. д. 2. Следственный эксперимент на исследование возможности совершения субъектом определенных действий, наличия у него тех или иных двигательных навыков, способностей. Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) у субъекта определенные навыки, способности совершать проверяемые действия, операции. Проведение в этих случаях опытных действий послужит подтверждением того, что они были (могли быть) совершены данным лицом. 3. Следственный эксперимент на выявление объективной возможности существования какого-либо явления, определенной закономерности. Поскольку в жизни объективно существующие явления, закономерности, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание условий, максимально приближенных к тем, которые имели место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. 4. Следственный эксперимент на установление механизма произошедшего события, его динамических характеристик и других связанных с этим обстоятельств. Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В таких случаях от следователя, помимо хороших организаторских способностей, требуются способности аналитические, умение быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в произошедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов. 5. Своеобразная разновидность следственного эксперимента – проверка показаний на месте. Это могут быть: место совершения преступления, место, где были выброшены орудия преступления, иные предметы, имеющие значение для установления истины по делу, территория, по которой двигался тот или иной участник процесса, и т. п. В психологическом отношении проверка показаний на месте является эффективным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников. Планируя проведение следственного эксперимента (проверки показаний на месте),следователь, помимо решения многочисленных вопросов организационно-тактического характера, должен предусмотреть проведение соответствующей психологической подготовки будущих участников, направленной на устранение причин, которые могут вызвать у них избыточную психическую напряженность, мешающую естественному поведению.

 

50. Предмет, организация судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в РК Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве рассматривается как уго­ловно-процессуальное действие, направленное на исследование фактов, вещественных доказательств живого лица, ситуации, для установления фактических данных преступной деятельности с привлече­нием лиц, сведущих в области психологии и смежных отраслях знаний, имеющих соответствующую экспертную квалификацию, служащих средством доказывания в форме заключения эксперта- психолога [1]. Основной задачей судебно-психологической экспертизы является оказание помощи судебным, следственным органам в глубоком исследовании вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющимся составным элементом гражданско- правовых споров. Для решения задач, поставленных перед судебно-психологической экспертизой, необходимы эффективные методы познания, позволяющие раскрыть содержание исследуемых фак­тов, которые должны отвечать определенным требованиям: научность, объективность, всесторон­ность, полнота исследования, системный подход. Системность исследования в ходе проведения су­дебно-психологической экспертизы осуществляется благодаря реализации общепсихологических принципов детерминизма, единства сознания и деятельности — принципа рассмотрения личности и ситуации во взаимодействии. Основу методики проведения судебно-психологической экспертизы составляютуказанные принципы исследования, основанные на теориях судебной экспертизы и юридической психологии, определяющие методы исследования с учетом выдвигаемых субъектами доказывания в каждом кон­кретном случае определенных задач: -изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение; -ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедше­го события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагности­ческих признаков последнего; -знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного; -беседа с подэкспертным и другими участниками процесса; -экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различ­ных тестовых методик. Исходя из методологической основы судебно-психологической экспертизы, основанной на зна­ниях психологии, теории доказывания, к ее компетенции относятся: -установление индивидуально-психологических особенностей участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития; -определение аффективных состояний, вызванных неправомерными действиями потерпевшего; исследование интенсивности, длительности аффективного состояния; определение переутом­ления, страха, депрессивного состояния; -установление неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здо­ровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями); -установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их инди­видуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правиль­но воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать правдивые показания; -исследование мотивационной сферы личности, определяющей активность субъекта.

Острая необходимость в назначении и проведении судебно-психологической экспертизы возни­кает при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, при расследовании убийств, изнасилований, уголовных дел об автопроисшествиях, нарушениях правил техники безопас­ности, при совершении преступлений, совершенных преступными группами. При решении вопроса о проведении судебно-психологической экспертизы возникает необходимость в определении круга во­просов при ее назначении, исходя из компетенции. Например, при расследовании изнасилований выно­сятся основные специфические вопросы психологической экспертизы: - каково было психическое состояние потерпевшей в момент изнасилования, судя по имеющим­ся в деле данным? - правильно ли потерпевшая оценивала ситуацию в момент изнасилования? - способна ли потерпевшая осознавать характер и значение совершенных с нею действий? Таким образом, судебно-психологическая экспертиза, обусловленная исследованием психологи­ческих механизмов воздействия на поведенческую активность субъектов взаимодействия в крими­нальной ситуации, раскрывает индивидуальные особенности проявления психических процессов, свойств, состояний, составляющих основу психики человека. Поэтому в ходе доказывания при про­ведении судебно-психологической экспертизы выясняются следующего рода вопросы: -с учетом индивидуально-психологических особенностей личности (перечисляются участники преступной группы), обстоятельств совершенного им деяния, кто из них с психологической точки зрения мог занимать лидирующее положение в группе, выполнять роль лидера? -имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, свойства личности его мотивационной сферы, свид.,ствующие о его склонности к лидерству или иным активным формам поведения? -с точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности обвиняемого, какими наиболее предпочтительными для него являются характер и тип межличностных отношений, ролевые функции, формы поведения в группе? Судебно-психологическая экспертиза как форма исследования психических процессов, свойств и состояний обвиняемых, потерпевших, оказывающих воздействующую роль на условия и обстоя­тельства формирования и развития криминальной ситуации взаимодействия, способствует раскры­тию побудительно-регулятивных механизмов события преступления, с выявлением способствующих и провоцирующих факторов, явившихся обстоятельствами преступного поведения. Судебно-психологическая экспертиза является важным средством получения доказательств на основе исследования личностных проявлений субъектов в механизме преступной деятельности, отражающих воздействующие факторы психических процессов, свойств, состояний, на определение обстоятельств, подлежащих доказыванию, что является необходимой и важной задачей субъектов доказывания в ходе поисково-познавательной деятельности.
51. Раскройте понятие обязательного назначения СПЭ. Обязательное назначение судебно-психологической экспертизы применяются при установлении: 1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью; 3) психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 4) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии); 5) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена только после судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, свид.,ствующих о возможном его отставании в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего. Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обст-ваи давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области.

52.Каковы основания назначения СПЭ, структура постановления
Суде́бно-психиатри́ческая эксперти́за (СПЭ) — это вид судебной экспертизы, проводимый с использованием специальных знаний в области психиатрии. Судебно-психиатрическая экспертиза бывает амбулаторной, стационарной и посмертной[1].
Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда или постановлению следственных органов.
Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза производится по решению суда.
Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза производится на основании определения суда.
Различают виды судебно психиатрической экспертизы в зависимости от состава экспертов:
судебно-психиатрическая экспертиза (один эксперт-психиатр),
комиссионная судебно-психиатрическая экспертиза (трое[2] и более экспертов психиатров),
комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза,
комплексная судебная сексолого-психиатрическая экспертиза,
комплексная судебная нарколого-психиатрическая экспертиза,
комплексная судебная психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза.
По итогам судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) составляется Заключение в письменном виде за подписью всех проведших её экспертов и скрепляется печатью учреждения, в котором она проводилась. Срок составления экспертного заключения — не более 10 дней после окончания экспертных исследований и формулирования экспертных выводов.
Заключение состоит из трёх частей: вводной, исследовательской (включающей анамнестический раздел, описание соматического, неврологического и психического состояния, при комплексной экспертизе — психологического, сексологического состояния подэкспертного), выводов. Заключение судебно психиатрической экспертизы для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского Процессуального Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Основания для назначения СПЭ:
1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.
2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.
3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.
4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.
5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина".
6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, (их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме.
2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы. (различные обманы, введение в заблуждение и т.д.). Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.
3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий - назначение СПЭ необходимо.
4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной - отказ; доверчивость - агрессия). В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания). Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения.
5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы "человек - машина". Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.
6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т.д., а также характер отношений, имевший место между ними.

53.Назовите виды судебных экспертиз по законодательству
Так, примерами диверсификации судебных экспертиз по характеру знаний являются следующие виды исследовательской деятельности, организовываемые судом, органами следствия или дознания либо по ходатайству любых иных участников процесса: Криминалистические экспертизы. Данные проверки устанавливают обст-васовершения преступлений. В частности, именно к таковым исследованиям относятся анализ баллистики и трасологии, проверки оружия, почерковедческие, фототехнические, портретные и иные виды исследований. Вещественные экспертизы. Данные проверки включают в себя исследование отдельных материалов, волокон, полимеров, пищевых товаров, лекарственных и наркотических препаратов и иных материальных объектов. Причины проведения таковых проверок могут быть самыми различными. Судебно-медицинские и судебно-психологические. Данные экспертизы предназначены для подтверждения факта наличия отдельных состояний здоровья участвующих в судебном процессе лиц. В частности, таковые экспертизы являются обязательными в делах о причинении телесных увечий, при свершении половых преступлений. Кроме этого, таковые экспертизы также проводятся для подтверждения или опровержения фактов аффекта, изменённых состояний психики, а также для определения недееспособности, поскольку таковая может признаваться исключительно в судебном порядке. Инженерно-технические экспертизы. Данные исследования подтверждают или опровергают определённые факт наличия недостатков в объектах строительства, проверяют заявленные параметры материалов и техники. Лингвистические экспертизы. К данным видам экспертиз относится необходимость проведения переводов и толкования иностранных выражений, когда таковой вопрос является существенным для правосудия.
По характеру используемых знаний экспертизы могут разделяться на однородные или комплексные. В первом случае исследование может проводиться экспертом в одной конкретной области знаний. В случае необходимости проведения исследования, затрагивающего несколько областей знаний, как смежных, так и отличных, проводятся комплексные экспертизы. При этом комплексная экспертиза может проводиться как одним экспертом, обладающим достаточными знаниями в соответствующих нескольких сферах знаний, так и несколькими специалистами в кооперации. Примером комплексной экспертизы может служить совмещение лингвистической и почерковедческой экспертизы, когда первая определяет вложенный в написанный текст смысл, а вторая – принадлежность написанного текста с учётом особенностей иностранной письменности конкретному лицу. Факторы количества задействованных экспертов, а также повторности проведения экспертизы не являютс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: