Принцип прочности усвоения учебного материала




Амос Коменский как основоположник педагогической науки.

Ян Амос Коменский -чешский педагог-гуманист, общественный деятель.

 

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике». «... плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым". Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

 

1) детство - от рождения до 6 лет включительно;

2) отрочество - от 6 до 12 лет;

3) юность - от 12 до 18 лет;

Возмужалость - от 18 до 24 лет.

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения; юность характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли.

Для каждого из этих возрастных периодов Коменский намечает особую ступень образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, которые их систематизируют, обобщают; идти от общего к частному.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.

 

В педагогике Коменского важное место уделяется роли учителя. Учитель должен быть честным, деятельным, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным. Он должен безгранично любить свое дело, будить интерес учащихся к знаниям.

 

С точки зрения Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием.

Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни. Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей; беседы с детьми; борьбу с с ленью.

 

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье. Школа, воспитатели могут лишь направить воспитание детей в нужное русло. Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

 

Дидактика Коменского.

 

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное учить с верным успехом, основательно, приводя учащихся к добрым нравам.

«Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание, эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Школа, ее назначение. Коменский называет школу мастерской человечности - гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. Основное назначение школы - распространить всеобщую мудрость. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это «мастерские трудолюбия».

Однако для того, чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности, благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Я.А. Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

 

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

 

1. Образование должно получить все юношество,

2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным,

3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

4. Образование должно происходить без побоев и суровости.

5. Юношество должно получить образование не поверхностное, а основательное.

6. Образование не должно требовать больших усилий.

Весь цикл воспитания и образования человека

должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1) материнская школа — для детства (до 6 лет);

2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);

3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);

4) академия — для зрелости (до 24 лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме. Я.А. Коменский составил руководство «Материнская школа» —наставление о том, как родители должны заботиться о детях.

Школа родного языка должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить уметь бегло читать на родном языке, писать, считать; петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде правил; узнавать важнейшие исторические факты о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

Латинская шк. -должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем дети должны изучать еще какие-либо иностранные языки, физику, географию, математику, традиционные «семь свободных искусств», мораль. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные выпускники латинской школы завершали свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Коменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочную систему, которая предполагала:

 

Ø неизменный состав учащихся одного возраста;

Ø проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

Ø одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4—6 часов, после каждого часа – перерыв. ачинать обучение нужно в детстве.

 

Я.А. Коменский рекомендует заниматься только в школе. По его мнению, на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям, так как школа называется «учебной мастерской», именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных требования к обучению:

1. Успешность обучения достигается, если учить от простейших начал, доходя до сложных.

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; ученики не должны быть перегружены знаниями,; изучаемое в школе нужно увязывать с жизнью.

3.Все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые

опираются обучение и учение и диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

· наглядность обучения;

· последовательность и систематичность обучения;

· прочность усвоения учебного материала;

· самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения.

 

Наглядность обучения - усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями. Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Золотое правило дидактики — наглядность обучения.

 

Все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок. Учебный материал необходимо подавать в строгой системе.

Принцип прочности усвоения учебного материала

Я.А. Коменский считал упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. А понятно будет то, что прошло через чувства: чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения.

Уителю следует проводить в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.А. Коменский большое внимание в своей дидактике уделял самостоятельности и активности детей в учении. Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: