Задание 3. Цель воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современной цели воспитания.




 

1) Понятие о цели воспитания

Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. [5,226]

 

2) Факторы, влияющие на выбор цели воспитания:

- Требования родителей.

- Потребности общества.

- Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.

- Потребности производства.

- Идеал человеческого воспитания.

- Экономический уровень развития общества.

- Способ производства.

- Возможности учителей и воспитателей.

- Физиологические и психологические возможности воспитуемых.

- Уровень цивилизованности общества.

- Идеология и политика государства.

- Уровень развития педагогической науки и практики.

- Возможности учебно-воспитательных заведений.[4,278-279]

 

3) Роль цели воспитания в структуре процесса воспитания

По Макаренко цель воспитания выполняет 3 основных задачи:

- вырастить ребенка здоровым;

- сформировать у него умение работать;

- вооружить нравственно.

 

4) Понятие о целеполагании. Специфика современной цели воспитания

Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь;

- это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека;

- это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами.

На определение государством социального заказа образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, в том числе и Россия, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и подКонвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания детей.

Цель воспитания в современных условиях – влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, достигается в том случае, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интерес к своему «Я», своим отношениям и возможностям; самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); личностной регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других.[4]

 

Задание 4. Содержание воспитания как компонент процесса воспитания. Характеристика современного содержания воспитания

 

1) Понятие о содержании воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами.

Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум.

Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития.[2,261-262]

 

2) Факторы, влияющие на определение содержания воспитания

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании, а так же граждане имеют выбор содержания образования. [2, 263]

 

3) Подходы к определению содержания воспитания

На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны; интеллектуальной культуры личности; духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе; потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры;потребности в здоровом образе жизни.

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах.

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. [4, 266-267]

 

4) Роль содержания воспитания в структуре процесса воспитания

Содержание воспитание рассматривается в первую очередь как предмет познания. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передает учащимся, вовлекает их в процесс активного, усвоения; учащиеся, усвоив содержание, затем используют его в своей произ­водственной деятельности. Наконец, и педагог, и учащиеся в ходе своей по­знавательной и практической деятельности изменяются: развивается их со­знание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т. д. Эти изме­нения зависят от того, какое содержание и сколько его усвоено. Меняя содер­жание, мы управляем развитием человека. Не зря все реформы в образова­нии начинались прежде всего с изменения содержания обучения.[1]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: