III. Предпосылки развития инклюзивного образования




В Новосибирской области

Для успешного перехода инклюзивного образования в Новосибирской области на новую ступень развития созданы следующие предпосылки.

1. Сложилась целостная система ППМС-сопровождения образования в Новосибирской области, имеющая единую ценностно-смысловую, организационно-функциональную и программно–технологическую основу и обеспечивающая взаимодействие образовательных организаций. Она включает в себя региональный и муниципальные ППМС-центры, систему ПМПК региона, региональные ресурсные центры образовательных организаций по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному сопровождению, ресурсные организации инклюзивного образования, стажировочные площадки инклюзивного образования, образовательные организации со сложившейся эффективной практикой организации инклюзивного образования, консультационные центры, службы оказания ранней помощи, психолого-педагогические консилиумы образовательных организаций.

Создана и эффективно функционирует система научно-методического сопровождения доступного качественного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которое осуществляют федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» и его филиалы; Центры дополнительного профессионального образования взрослых (муниципальное казённое учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр», муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр развития образования» и др.), муниципальные ППМС-центры, общественные организации родителей детей с инвалидностью и ОВЗ (РО ВОРДИ, Ассоциация «Интергация», АНО «Даун-синдром», АНО «Атмосфера» и другие). Это позволяет обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по вопросам обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

3. Успешно реализуется региональный проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» (далее – региональный проект) с 2011. Это позволило:

· развить практику инклюзивного образования в образовательных организациях,

· выделить группы образовательных организаций, являющихся лидерами в развитии инклюзивного образования, присвоив им статус ресурсных организаций и стажировочных площадок инклюзивного образования, обеспечить сетевую поддержку этими организациями развития инклюзивной практики в образовательных организациях региона;

· обеспечить специальными образовательными условиями обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов,

· повысить профессиональную компетентность педагогов, специалистов сопровождения,

· разработать интерактивную карту образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, и реализующих инклюзивную практику;

· осуществлять ежегодный мониторинг состояния системы образования и ППМС-сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности ПМПК на территории Новосибирской области, эффективности инклюзивного образовательного процесса в школах-участниках регионального проекта.

4. Создана и эффективно функционирует государственная информационная система «Единая база учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области». Это позволило:

· оценивать реализацию специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, доступность образовательной среды и процесс повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов ППМС-сопровождения;

· автоматизировать взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов»; оперативно получать и передавать информацию об условиях образования для инвалидов;

· обеспечить оперативность получения и высокую достоверность статистических данных.

5. Развернута и поддерживается деятельность родительских сообществ детей с ОВЗ и инвалидностью, общественных организаций инвалидов, региональных средств массовой информации. Это способствовало усилению социальной поддержки и распространению идей инклюзивного образования, формированию толерантного отношения к инвалидам, детям с ОВЗ и инвалидностью в образовательной среде.

6. Реализована система мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Это активизировало в подведомственных профессиональных образовательных организациях разработку проектов и специальных программ, направленных на активное вовлечение в образовательную среду лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантной культуры у молодежи.

Осуществление в Новосибирской области вышеперечисленных мер существенно изменило ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на получение доступного качественного образования, создало реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики и обеспечило базовую основу для дальнейшего развития системы инклюзивного образования на территории Новосибирской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: