Фамилия, имя ребенка_____________________возраст_____________дата обследования __________
1 тест «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово какое хочешь».
1 стул_____________2 мяч____________3 Иван______________
4 зайчик_____________5 пою___________6 красный____________
2 тест «Я начну предложение, а ты его закончи».
1 Ребенок толкает_______________2 Девочка качает_______________ 3 Зайчик хрупает _____
4 Мама стирает_________________5 Девочка поливает___________________
Тест
1 Что делает зайчик?____________________
2 Что делает ребенок?____________________
3 Что делает петух?______________________
4 Что делает мама?______________________
5 Что делает папа?_______________________
Тeст
1 Какое яблоко?________________2 Какая собака?_______________3 Какой слон?_____
4 Какая зима?__________________5 Какие цветы?________________________
Тест
1Кaк говорится о маленьком стуле?_______________А если их много?_______
2Как говорится о маленькой собаке?______________А если их много?________
3Кaк говорится о маленьком яблоке?______________А если их много?________
Тeст
1 мальчик________________________________________________________________
2 кукла___________________________________________________________________
3 мишка__________________________________________________________________
Тест
1 кукла, девочка, платье___________________________________________________
2 тетя, плита, пища________________________________________________________
3 дядя, грузовик, дрова_______________________________________________________
Тест
1 Oн вышел, когда_______________________________________________
2 Он не пошел на прогулку, потому что ____________________________
3 Он не вышел во двор, куда_______________________________________
4 Он не взял игрушку, которая_____________________________________
9 тест «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно».
1 Он ушла на peку.__________________2 Там увидел маленький рыбку.____________
3 Потом бросил один камни.__________4 Из реки выпрыгнула зеленый лягушка._____
Тест
1 Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик. _____________________________ _______________________________________________________________________________
2 Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь? ___________
_______________________________________________________________________________
Тест
1 Скажи одно слово ____________________2 Скажи один звук __________________________
3 Скажи одно предложение _______________________________________________________
12 тест «Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
1 Что любит зайчик? (запрещенные слова: зайчик, морковь)___________________________
2 Что делает собака? (запрещенные слова: собака, лает)______________________________
З Какая лиса? (запрещенные слова: лиса, хитрая)_____________________________________
ВРР х 100
КоРР = ------------------------ =
КВ
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
(Ф.Г.Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. /Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., ПРОМЕТЕЙ, 1989)
Обработка полученных результатов:
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле:
ВРР х 100
КоРР = ---------------------
КВ
где КоРР – коэффициент речевого развития,
ВРР – возраст речевого развития,
КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.
ВРР (возраст речевого развития ребенка) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
КВ (календарный возраст) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней, его календарный возраст равен 64 месяцам.
Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 11 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда,
66 х 100
КоРР = ---------------- = 103, 125 = 103 балла
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;
КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие.
Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.
Инструкции к выполнению:
1 тест Свободные словесные ассоциации по определенному слову.
Инструкция: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь другое, слово – какое хочешь». Оценка: по крайней мере, 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2 тест Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных.
Инструкция: «Я начну предложение, а ты его закончи». Оценка: 5 верных ответов.
3 тест Подбор и активное употребление глаголов. Оценка: 5 верных ответов.
4 тест Подбор и активное употребление имен прилагательных. Оценка: 5 верных ответов.
5 тест Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов. Оценка: 2 верных ответа.
6 тест Составление предложения по одному данному слову. Оценка: 2 верных ответа.
7 тест Составление предложения по трем определенным словам. Оценка: 2 верных ответа.
8 тест Ассоциативное дополнение придаточной части в сложно-подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления. Оценка: 3 верных ответа.
9 тест Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.
Инструкция: «Скажу тебе несколько предложений, но будь внимателен, так как в них есть ошибки. Ты должен их исправить и сказать правильно». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10 тест Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11 тест Практическое осознание основных языковых элементов.
Оценка: 3 верных ответа.
12 тест Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Инструкция: «Будем играть в игру в «Запрещенные слова». Я буду спрашивать тебя, а ты отвечать. Запрещенные слова называть нельзя».
Оценка: 2 верных ответа.