УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ.




Оценка знаний и умений учащихся и учет успеваемости являются составной частью диагностики учения, осуществляется в преподавании всех учебных предметов. Основная дидактическая функция оценки – в получении информации о степени усвоения учебного материала, уровне и качестве обученности детей. Оценки фиксируются учителем в классных журналах и дневниках учащихся в виде отметок. При их выставлении реализовываются принципы: объективность, систематичность и гласность.

Следует отметить, что в современной художественной педагогике проблема оценки остаётся одной из наиболее дискуссионных. Так, не все учителя ИЗО разделяют мнение о педагогической целесообразности оценки. Разумеется, не для оценки приходят ученики на урок ИЗО в начальной школе, студии, художественной школе. Однако оценка выступает также и инструментом измерения учебных достижений, успехов школьников, а значит, она интересует самого педагога. В современной нормативной литературе учету успеваемости и оценке труда школьников придаётся большое значение.

В настоящее время в связи с проведением реформы школьного образования осуществлён переход на 10-балльную систему оценки учебных достижений школьников. Нормативно определены следующие параметры оценивания:

1. Все виды деятельности учащихся на уроке подлежат оцениванию (в соотв. с требованиями образоват. стандарта): устные и письменные ответы, практическая изобразит. деятельность.

2. В двух формах может быть обозначена учителем оценка: словесным выражением («почти отлично») или соответствующим ему числом баллов («8»). Допускается сочетание этих двух форм обозначения («почти отлично, 8»). При этом, оценки перцептивного уровня не превышают 4 баллов, репродуктивного – 6, творческо-репродуктивного – до 8, творческого – 10. Оценки до 3 баллов не рекомендованы к широкому применению («учитывая характер предмета»).

3. Критерии оценки у каждого вида учебной деятельности на уроке ИЗО существуют собственные. Для устных и письменных ответов в соответствии с интегральной шкалой оценок – самостоятельность, осмысленность ответа, его грамотность, владение терминологией предмета. Особо отмечается уровень развития речи ребенка: ответ должен быть развернутым, грамотным и выразительным. Для оценки практической изобразительной деятельности критериями нормативно определены: самостоятельность выполнения, владение художественными техниками и материалами, грамотность (решение дидактической задачи) и эстетическая выразительность («выставочность») работы.

4. Комментировать оценки, давая им вербальные характеристики, – нормативное требование. Например, при выставлении отметки за устный ответ: «Меня радует ответ, ты хорошо справился с заданием. Ответ грамотный, самостоятельный, полный, а речь эмоционально выразительная». При выставлении отметки за практическую работу: «Молодец, работа грамотная, изображение не содержит ошибок, технически хорошо выполнено. Такая работа может участвовать в итоговой выставке».

5. Система осуществления контроля (в соответствии с нормативными требованиями) складывается из текущего, тематического, итогового. В рабочем планировании учителя отмечаются сроки и формы проведения каждого вида контроля:

- будет ли это выборочный контроль уровня сформированности знаний или умений (ответы устные или по карточкам-заданиям для отдельных учеников)

- будет ли это тематический контроль знаний (в игровой форме, дискуссия, письменные сочинения, тесты) или умений (просмотр и анализ работ)

Итоговый контроль осуществляется в конце четверти, года и специально учителем не планируется. В итоговой оценке должны быть отражены успехи ученика по всем видам учебной деятельности, однако доминирует в ней всё же оценка деятельности изобразительной, а также следует учитывать динамику (положительную или отрицательную) процесса.

Применение 10-балльной системы оценки несколько изменило процесс и характер учёта успеваемости по ИЗО, однако не могло изменить сложившиеся правила оценивания. Эти правила, сложившиеся эмпирически в художественной педагогике, описаны в методической литературе. Так, Н.Н. Ростовцев приводит ряд таких правил, касающихся процедуры оценивания:

- своевременно оценивать все виды работ учащихся;

- оценивать все рисунки ребёнка, включая краткосрочные;

- поощрять оценкой самостоятельное домашнее рисование, инициированное самим ребенком;

- учитывать интерес ребенка к изобразительному искусству (его прилежание, аккуратность, проявление волевых усилий) при выставлении отметки.

Среди методистов существуют разные мнения о подходах к оценке детских работ. Так, Н.Н. Ростовцев полагает, что оценка работы школьника складывается из оценок: 10 за композицию изображения; 2) за характер формы, пропорций, конструкции, объёма, светотени; 3) за перспективу; 4) за технику; 5) за общее впечатление от работы. Как видим, критерии автора соотнесены лишь с некоторыми группами дидактических задач курса, например, отсутствуют группы дидактических задач учебной проблемы «Цвет». А критерий «общее впечатление от работы» трудно поддается комментированию.

У Б.П. Юсова критериями оценки выступают только два: выразительность и изобразительная грамотность рисунка. Выразительность рисунка характеризует эстетические свойства работы, изобразительная грамотность соотносится автором с дидактическими целями задания и не включает (за исключением итоговых работ) большого их перечня.

Нормативная литература декларирует второй подход, но в основу десятибалльной шкалы положен подход Ростовцева. Так, в описании критериев оценки работ Образовательным стандартом декларируется: грамотность, владение техническими приемами (собственно – техническая грамотность), «выставочность» работы (собственно – эстетическая выразительность).

Непоследовательность позиции разработчиков стандарта отражается в несоответствии этих декларированных критериев описанию десятибалльной шкалы оценок. В этой шкале отдельные оценки приписываются отдельным дидактическим задачам курса (6 баллов – знание основ компоновки изображения в круге, квадрате; приемов передачи пространства и др.). Несомненно, это явление временное и работа над шкалой будет продолжаться. Шкала, как инструмент оценивания учебных достижений учащихся по ИЗО будет совершенствоваться.

Учет успеваемости школьников по ИЗО – обязательный компонент диагностики процесса и основа ее объективности. Он отражается в виде отметок учащимся по результатам контроля. Формы, методы, приемы такого контроля сложились в художественной педагогике эмпирически, во многом традиционны. Например, система просмотров, существующая в классах с углубленным изучением предмета, представляет собой наследие академической системы и неоднозначно оценивается учителями. Некоторые современные формы контроля (например, тестирование) являются общедидактическими и практикуются в связи с возрастающими требованиями объективности учета. Правила осуществления учета, сложившиеся эмпирически в художественной педагогике, описаны в методической литературе (например, у Ростовцева):

- использовать разнообразные методы осуществления контроля, расширять палитру его приёмов;

- проверять своевременно выполнение всех заданий учащимися, в том числе и домашних;

- использовать предварительный контроль для правильного планирования учебного процесса; для установления связи предыдущего урока с настоящим;

- использовать текущий контроль как инструмент накопления сведений об успехах ученика;

- привлекать учеников к осуществлению текущего контроля, например, во время просмотра задавать классу вопросы, касающиеся правильности решения дидактических задач урока в работах отдельных учеников;

- выявлять причины низкой успеваемости и своевременно организовывать помощь учащимся;

- периодический (четвертной) контроль должен учитывать участие детей во внеклассной работе по ИЗО – кружках, факультативах, конкурсах, выставках и др.;

- не завышать оценок итогового (годового) контроля: это дезориентирует учащихся и негативно сказывается на их отношении к предмету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: