Товары «вне закона» спроса.




Тема 2.2. О чем умалчивает закон спроса? Что сдвигает кривую спроса? Детерминанты спроса.

 

Вспомним некоторые понятия предыдущего занятия.

Спрос, как мы ранее выяснили, – это зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребитель желает и готов купить в течение некоторого промежутка времени.

Количественно эта зависимость определяется ответами на вопросы:

– Какое максимальное количество блага Вы готовы купить при данном значении цены? Ответом на этот вопрос является величина, которую мы обозначили как величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы продать при данном значении цены.

– При каком максимальном значении цены Вы готовы купить данное количество блага? Отвечая на этот вопрос получаем то, что в экономической теории называется цена спроса

Максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество, P – цена, то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.

Кривая спроса – это кривая, каждая точка которой показывает значение:

- величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

- цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага.

Качественной характеристикой зависимости между ценой и количеством экономического блага с точки зрения потребителя является вид кривой спроса, отражающий закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, т.е. существует обратная, или отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса.

В соответствии с законом, кривая cпроса обычно изображается в виде кривой с отрицательным наклоном:

Р Р

           
 
   
 
 
   
 

 

 


Q Q

 

Примеры кривой спроса

 

Очень важно не путать такие понятия как «спрос» и «величина спроса». Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, т.е. графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это количество блага, которое покупатели готовы купить при конкретном уровне цены, т.е. представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

При снижении цены товара покупатели будут склонны покупать большее его количество.

При повышении цены товара последствия прямо противоположные.

 
 


Последствия снижения цены экономического блага

 

 

 
 
начальная точка


       
 
   
конечная точка
 


P2

Q

D

Q1
 
 
Q2

 

 


Р

Последствия роста цены экономического блага

 

 

                   
   
конечная точка
 
   
 
     
       
начальная точка
 
 


 
 
P1


Q
D

 
 

 


 

 

Товары «вне закона» спроса.

Мы уже познакомились с законом спроса, согласно которому между ценой товара и его количеством, которое хотят и могут приобрести покупатели, существует обратная связь – чем выше цена, тем меньше величина спроса на этот товар. Но вы наверняка знаете, что из каждого правила бывают исключения. Закон спроса тоже имеет свои исключения. Это особые случаи, которые мы будем рассматривать позже, а также прямое исключение, которое переворачивает установки закона спроса с ног на голову, а точнее, меняет наклон кривой спроса, то есть с ростом цены величина спроса не падает, а растет. Такое странное поведение было зафиксировано английским экономистом Робертом Гиффеном, который обнаружил этот парадокс на примере голода в Ирландии 1845 – 1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.

Почему же такое происходит? Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот – при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, (величина спроса растет), но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена – малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. В Ирландии было именно так – нечем было заменить картофель, который и при выросших ценах оказался относительно дешевле других товаров.

Еще один пример неадекватного поведения кривой спроса – демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление) – расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса. Это то самое поведение, которое иллюстрирует расхожее выражение «быть не хуже людей», эквивалентом которой в разговорном английском языке является фраза «keeping up with the Joneses».

Такое поведение потребителей получило название эффекта Веблена – по имени экономиста Торстейна Веблена, который описал и осудил это поведение в своем труде «Теория праздного класса». Блага, определяющие высокий статус потребителя, называются товарами Веблена. При их потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления, то есть опять-таки кривая спроса загибается не туда – не сверху вниз, как положено приличной кривой спроса, а снизу вверх.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: