Древнерусская книга, княжеский герб, орнамент, лубок, летучий листок, ярмарка.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Дизайн

Профиль: «графический дизайн»

 

 

Санкт-Петербург

Раздел 1 (3 семестр)

Зарождение графического дизайна как синтетического искусства из искусства шрифта и шрифтового набора, искусства книги, станковой графики и декоративного орнамента.

 

Тема 1

Обзор исторических стилей в графическом дизайне и типографике; методов и носителей в рекламе.

Основные тенденции развития стиля и метода в рекламе и графическом дизайне.

Зависимость стиля в искусстве данной эпохи от инструментария, имеющегося в распоряжении художника.

Закономерности развития исторического стиля. Особенности композиции

в графическом дизайне и рекламе различных эпох.

 

Тема 2

Античное время. Клеймо, объявление, граффити; политическая реклама.

Знакомство с древнейшим документально и археологически известным этапом в развитии рекламного дела.

Древнейшие виды знаковых образов – клейма, знаки ремесленников на гончарных изделиях Древней Греции. Древнейшая политическая реклама – надписи на статуях правителей – элогии. Один из древнейших рекламных текстов из Мемфиса: "Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения". Граффити в Помпеях – различные виды рекламных текстов: экономические, политические, межличностные, зрелищные, объявления об услугах. Вывески на тавернах, банях гостиницах. Специально обработанные белой краской стены в Римских городах – альбумы – под рекламные тексты и объявления. Афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция зарождаются в античности.

 

Тема 3

Средневековая книга, рекламная (цеховая) уличная вывеска, листки объявлений; средневековый герб, символ, клеймо.

Знакомство со средневековой знаковой культурой и эстетикой средневекового книжного дела.

XII век в Европе: первые сведения о живописных вывесках. Вырезались из дерева, красились. Служили рекламой лавочек. Настенные надписи в европейских городах и настенные картины в Риме XIV века – прообразы политического плаката.

Геральдика как знаковая система средневековья начала складываться в Европе в XI – XII вв. в среде рыцарства. Цеховая и торговая геральдика. Знак цеховой гильдии как гарант качества продукции. Знаки мастерских художников эпохи Возрождения – «сигнатуры» (Дюрер, Лукас Кранах). Первый экслибрис (Дюрер) – знак библиофильской собственности.

Рукописные городские объявления «Si quis…» («если кто…») – наклеивались в присутственных местах, на стенах храмов и домов. Зрелищная афиша Англии – «play bill».

Средневековая рукописная европейская книга; "лицевые" рукописи, материалы, используемые в рукописных книгах. Орнамент той эпохи, шрифтовые гарнитуры, их стилистика и связь с другими композиционными элементами. Нешрифтовые декоративные элементы как характерная черта стилистики эпохи (рисунки, заставки, инициалы и др.) Книжная графика и шрифты, особенности композиционного построения первопечатной книги эпохи Возрождения (Гутенберг, Дюрер, Франциск Скорина, Иван Федоров). Печатные технологии Возрождения. Первопечатные "летучие листки" – объявления и рекламки на различные темы, включавшие графические изображения и текст.

Возникновение соперничества издателей в Европе, формирование печатного рынка.; издательская марка (якорь с обвившимся вокруг него дельфином Альда Мануция); общий его контур перенял Иван Федоров.

1498 год – каталог Альда Мануция – новый жанр печатной рекламы.

Родовые гербы средневековой Японии как пра-знаковые системы, – их особенности и различия с европейскими.

Древнерусская книга и княжеский герб-печать, символическая система в русском народном народном искусстве и деревянной архитектуре.

Место у Спасской башни в Москве конца XVI века: постоянное распространение печатных и рукописных книг, летучих листков, лубочных картинок. Отечественная протогазета «Куранты» (XVII век).

Лубки (техника ксилографии), их рекламная функция.

Практическое задание:

1. Выполнение книжного разворота:

а) в стиле средневековой рукописи (используя декоративные инициалы, рисунки, орнаменты; текст – отсканированные фрагменты рукописей; характерные книжные форматы, в том числе, формат золотого сечения а также размеры полей по Яну Чихольду);

б) в стиле первопечатной книги (используя отсканированные гравюры

и фрагменты текстового набора);

2. Разработка авторского знака на основе: а) гербов японских средневековых родов;

б) европейских средневековых гербов.

 

Тема 4

Древнерусская книга, княжеский герб, орнамент, лубок, летучий листок, ярмарка.

Знакомство с национальными корнями в области полиграфии и рекламы.

Определение роли и места русской книжной и знаковой культуры в контексте общих европейских средневековых достижений в области книги и рекламы.

Первые печатники стремились сделать печатные книги как можно более близкими к рукописным. Текст набирался полууставом, начало страницы или раздела книги украшалось заставками и инициалами, ему предшествовал фронтиспис с изображением автора произведения.

Размеры первопечатных книг пропорциональны и близки к «золотому сечению». «Апостол» Ивана Федорова имеет формат полосы набора 210х140 мм, то есть 3:2.

Заставки, инициалы, концовки, иные декоративные элементы. Техника ксилографии в орнаментах и заставках, иллюстрациях.

 

Практическое задание:

Выполнение страничного разворота в стиле древнерусской первопечатной книги.

Шрифты: можно использовать современные компьютерные шрифты, имитирующие шрифты первопечатных книг (полуустав, вязь). Заставки, иллюстрации, буквицы и пр. декоративные элементы (источники – интернет, сканы и пр.) Пропорции страниц – близкие по пропорциям к «Апостолу» Ивана Федорова.

 

Тема 5

Книжное искусство и графика эпохи Просвещения; первые рекламные агентства и рекламные кампании в Англии; Петровская эпоха в России (первые газеты, реклама в них).

Определение начала современных технологий в рекламном деле и полиграфии. Знакомство с новым стилем в книжном деле (новые шрифты, графика, технологии производства), с новыми жанрами в рекламе, новыми рекламными и информационными носителями.

Книжное искусство и графика эпохи Просвещения. Основные имена (Вильям Кезлон, Фурнье, Дидо и др.) Петровский гражданский шрифт и развитие печатного дела в России 18 века. Книга эпохи классицизма в Европе и России; развитие искусства виньетки и наборного орнамента; книжная гравюра эпохи классицизма.

Первая широкая рекламная кампания (Англия) – реклама новых колониальных товаров: кофе, чая, шоколада, – служила необходимости внедрения экзотических товаров в быт англичан.

1657 год – первое специализированное рекламное издание "Public Advertiser" («Публичный рекламист»). 60-е годы 17 века – первые рекламные агентства

в Англии; специализация рекламных услуг по типам объявлений и сферам предложения.

Попытки правового регламентирования рекламной деятельности – английскийзакон 1752 года.

Русский лубок в Петровскую эпоху – реклама табакокурения, борьба с церковным расколом. В эпоху Екатерины Великой – реклама противооспенных прививок.

Профессиональная гравюра Петровского времени как «реклама» деяний императора. Московские и Петербургские типографии; газета «Ведомости»; летучие листки с объявлениями Петровских ассамблей.

Русская ярмарка как генератор различных видов рекламной деятельности (ярмарочные присловья как прототипы рекламных слоганов, лубки).

Популяризация минеральных вод в газете «Ведомости» в Петровскую эпоху. Появление в России каталога; коммерческие объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Ранние русские афиши.

Начало 19 века, – характерные шрифтовые гарнитуры – "египетские" шрифты, первые гротески, варианты антиквенных шрифтов.

Создание первых русских специализированных журналов ("Московский телеграф", "Отечественные известия", "Модные обычаи" и др.), жанр рекламного объявления в них. Государственная монополия на публикацию коммерческих объявлений. "Коммерческая газета" (1825 – 1860), еженедельник "Купец", – упор на социальный престиж, коммерческий опыт, авторитет. "Кричащие" заголовки, рамки, орнаменты, причудливость шрифтов.

Практическое задание:

Выполнение листовки – макета постера в Англии эпохи первых рекламных агентств. Размер – А4.

Характерные особенности в композиционном построении и типографике изданий: многословие (обилие текстов), преобладающие шрифты (различные виде ренессансной и барочной антиквы). Иллюстрации в тексте – гравюры.

Рекламные объявления, заключенные в отдельные декоративные рамки.

Тема 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: