Информационно-консультационные ресурсы




 

Сначала рассмотрим потребности предприятий в различного рода информации (рис. 1.2.1).

Рис. 1.2.1. Потребность частных и государственных предприятий в разного рода информации. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - совершенно необходимо, «1» - совершенно не нужно.

Государственные предприятия почти в любой информации нуждаются больше, чем частные. Исключение составляет лишь маркетинговая информация, которая частным предприятиям требуется несколько больше, чем государственным. У частных и государственных предприятий несколько разные приоритеты. Для частных компаний более всего важна маркетинговая информация, а для государственных этот вид информации сравнительно маловажен и занимает последнее место в списке приоритетов. С другой стороны, для государственных компаний данные об исследованиях и разработках в России – важнейшая информация, тогда как частные компании хоть и испытывают такую потребность, но не в первую очередь и в меньшей степени по сравнению с государственными.

Таб. 1.2.1 – 1.2.6. Насколько велика или мала потребность предприятия в следующих ресурсах, % от числа государственных и частных предприятий

1.2.1 – информация о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.)

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.2 – информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.3 – база данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п.

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.4 – информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др.

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.5 – маркетинговая информация

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.6 – Информация об источниках и механизмах финансирования

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

 

В целом предприятия более всего заинтересованы в информации о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах, а также в маркетинговой информации.

В большинстве случаев государственные предприятия намного больше склонны заявлять, что доступ к данной информации в их деятельности совершенно необходим.

Доступность информации государственные и частные компании оценивают практически идентично: нельзя сказать, что эта информация общедоступна, но если предпринять некоторые усилия, то получить ее можно. Ранжирование видов информации по степени доступности похожее: легче всего получить информацию общеправового характера, сложнее всего – информацию об источниках финансирования (рис. 1.2.2, таб. 1.2.7 – 1.2.12).

Рис. 1.2.2. Возможности по доступу к информации. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - «эта информация общедоступна», «1» - «информацию в необходимых объемах получить невозможно».

Таб. 1.2.7 – 1.2.12 Оцените свои возможности по доступу к следующей информации

1.2.7 - информация о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.)

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.8 - информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.9 - база данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.10 - информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др.

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.11 - маркетинговая информация

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

1.2.12 - Информация об источниках и механизмах финансирования

  Информацию в необходимых объемах получить практически невозможно Получить информацию возможно, но трудно Получить информацию вполне возможно, если предпринять некоторые усилия Эта информация общедоступна, получить ее не составляет проблем затрудняюсь ответить
частные          
государственные          
все предприятия          

В данном случае нет необходимости выяснять соотношение необходимости и доступности ресурса, т.к. и государственные, и частные предприятия в разной степени, но нуждаются в информации, и примерно одинаково оценивают ее доступность. Таким образом, все виды информации более или менее нужны и достаточно доступны.

Некоторые из информационных ресурсов необходимы предприятиям больше, чем другие. Так, государственные предприятия наиболее важной для себя информацией считают с ведения об исследованиях и разработках в России, о государственных тендерах и закупках. Наименее важна маркетинговая информация (это косвенно подтверждает, что главный заказчик государственных предприятий – само государство).

Для частных предприятий наиболее важна как раз маркетинговая информация, на втором месте информация о государственных тендерах и закупках. Наименее важна информация о патентах и товарных знаках (таб. 1.1.13).

Таб. 1.2.13 Насколько мала или велика потребность в следующих ресурсах? (средний балл, четырехбалльная система оценки, где «4» - «совершенно необходимо», «1» - совершенно не нужно)

  частные государственные все предприятия
Информация о проводимых и проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.) 2,82 3,55 2,94
Информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах 3,02 3,53 3,10
База данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п. 2,69 3,17 2,77
Информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др. 2,94 3,09 2,96
Маркетинговая информация 3,08 2,91 3,05
Информация об источниках и механизмах финансирования 2,89 3,35 2,97

Наименее доступной государственные предприятия считают:

  • информацию об источниках финансирования,
  • маркетинговую информацию
  • и информацию об исследованиях и разработках(таб. 1.2.14).

Таким образом, учитывая оценку важности информации, самым проблемным информационным ресурсом для государственных компаний является информация об исследованиях и разработках.

Частные предприятия наименее доступной называют информацию

  • об источниках финансирования,
  • а также о разработках и исследованиях.
  • Относительно проблемным также является доступ к данным о государственных тендерах и закупках.

Последнее можно выделить как проблемную зону для частных предприятий, т.к. этот ресурс был назван частными предприятиями в числе двух наиболее важных.

 

Таб. 1.2.14 Оцените свои возможности по доступу к следующей информации. (средний балл, четырехбалльная система оценки, где «4» - «эта информация общедоступна», «1» - информацию получить практически невозможно)

  частные государственные все предприятия
Информация о проводимых и проведенных исследованиях и разработках в России (НИРы, ОКРы, диссертации и т.п.) 2,77 2,91 2,80
Информация о государственных конкурсах, тендерах, закупках и заказах 2,90 3,07 2,92
База данных о патентах, изобретениях, товарных знаках и т.п. 3,04 3,04 3,04
Информация общеправового характера, относящаяся к интеллектуальной собственности, трансферу технологий, экспортному контролю, налогообложению и др. 3,26 3,11 3,23
Маркетинговая информация 2,83 2,77 2,82
Информация об источниках и механизмах финансирования 2,69 2,69 2,69

 

Нельзя сказать, что потребность малых и средних инновационных предприятий в консультациях очень велика. Отношение в целом можно выразить как «не помешает, но можем и обойтись». Как и в случае с различными информационными ресурсами, представители государственных предприятий выразили несколько большую заинтересованность по сравнению с частными предприятиями. На графике (рис. 1.2.3) показано, на какие виды консультаций спрос выше у частных и государственных предприятий, а на какие ниже.

Рис. 1.2.3 Насколько велика или мала потребность вашего предприятия в консультациях по следующим вопросам? Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - совершенно необходимо, «1» - совершенно не нужно.

Существенно больше по сравнению с частными предприятиями государственные предприятия заинтересованы в консультациях по вопросам поиска партнеров и субподрядчиков, а также привлечения инвестиций. Распределение ответов показано в таб. 1.2.15, 1.2.16.

Таб. 1.2.15, 1.2.16 Насколько велика или мала потребность вашего предприятия в консультациях по следующим вопросам? %

1.2.15 – Поиск партнеров и субподрядчиков

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

1.2.16 – Привлечение инвестиций

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

Отметим также, что для всех предприятий наиболее актуальны консультации по поиску субподрядчиков, привлечению инвестиций и маркетингу, а вопросы охраны интеллектуальной собственности и исследований, менее интересны. Интересно, что для инновационных предприятий наиболее актуальны вопросы, типичные для бизнеса вообще, т.е. где взять деньги и как потом продать, а специфические темы отходят на второй план.

Получить практически все виды консультаций, по оценке респондентов, относительно просто, только государственные предприятия в большинстве указывают, что получить консультации по вопросам привлечения инвестиций «очень сложно». Частные предприятия вообще не склонны выделять какие-либо виды консультаций как однозначно проблемные (таб. 1.2.17 – 1.2.21).

Таб. 1.2.17 – 1.2.21 Насколько легко или сложно вашему предприятию получить консультации по следующим вопросам?

1.2.17 - Исследования, проектирование, производство и технологии

  Практически невозможно Очень сложно Довольно несложно Очень легко затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

1.2.18 – Охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности

  Практически невозможно Очень сложно Довольно несложно Очень легко затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

1.2.19 – Маркетинг и продвижение на рынок продукции и услуг

  Практически невозможно Очень сложно Довольно несложно Очень легко затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

1.2.20 – Привлечение инвестиций

  Практически невозможно Очень сложно Довольно несложно Очень легко затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

1.2.21 – Поиск партнеров и субподрядчиков

  Практически невозможно Очень сложно Довольно несложно Очень легко затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

На графике (рис. 1.2.4) показано, как оценивают необходимость в консультациях и доступность частные и государственные предприятия.

Рис. 1.2.4 Насколько легко или сложно вашему предприятию получить консультации по следующим вопросам? Средний балл по четырехбалльной системе, где «4» - очень легко, «1» - практически невозможно.

 

 


Частные компании заметно выше оценивают доступность тех или иных консультаций. Особенно велика разница в оценке доступности консультаций по поиску партнеров и субподрядчиков и привлечению инвестиций.

Наименее проблемный доступ к консультациям по вопросам исследований и охраны интеллектуальной собственности. Напомним, эти же виды консультаций указаны как не слишком актуальные. Таким образом, наиболее необходимые консультации по вопросам поиска субподрядчиков, привлечения инвестиций и маркетингу получить сложнее всего (рис. 1.2.5).

Рис. 1.2.5 Необходимость и доступность консультаций по различным вопросам (желтым цветом показаны оценки государственных предприятий, синим - частных)

 


Причину проблем с доступностью консультаций представители государственных и частных компаний оценивают несколько по-разному: если государственные компании на первое место однозначно ставят дороговизну консультационных услуг, то частные компании примерно в равной степени выделяют как высокую стоимость, так и низкий уровень квалификации консультантов (таб. 1.2.22).

Таб. 1.2.22 Если с получением консультаций имеются сложности, то с чем они связаны?

  Такие услуги никто не оказывает или мало кто оказывает Такие услуги стоят чрезмерно дорого Профессионализм и знания тех, кто предоставляет консультации затрудняюсь ответить
частные        
государственные        
по всем предприятиям        

 

Отношение к информации может меняться в зависимости от того, на какой стадии находится основной продукт предприятия. Так, например, чем выше стадия продукта, тем ниже потребность в информации об исследованиях и разработках в России (таб. 1.2.23).

Таб. 1.2.23. Какова потребность в информации о проводимых или проведенных исследованиях и разработках в России (%, в зависимости от стадии продукта)

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документацияия          
Опытный образец          
Промышленный образец, подготовленный для реализации          
Товар для массовой продажи          

 

То же самое относится к информации о государственных тендерах и заказах:

Таб. 1.2.24. Какова потребность в информации о государственных тендерах и заказах (%, в зависимости от стадии продукта)

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документацияия          
Опытный образец          
Промышленный образец, подготовленный для реализации          
Товар для массовой продажи          

 

Далее, те, чей продукт является товаром для массовой продажи, несколько менее заинтересованы в информации об источниках финансирования. Зато в маркетинговой информации примерно в равной степени заинтересованы все предприятия, независимо от стадии продукта: более 40% предприятий считают, что маркетинговая информация для них «совершенно необходима».

Если говорить об оценке доступности того или иного информационного ресурса, отметим наиболее интересный момент: информация о государственных тендерах и закупках более чем половиной респондентов (70-80%) во всех группах (товар для массовой продажи, промышленный образец и т.д.) рассматривается как довольно доступная, хотя существует стереотипное представление о закрытости и труднодоступности этих сведений.

Потребность в консультациях по исследованиям, проектированию и технологиям у предприятий есть, нельзя сказать, что она очень сильная: вне зависимости от стадии продукта примерно одинаково число тех, кому такие консультации необходимы и не нужны или не очень нужны. То же самое относится к информации об охране и коммерциализации интеллектуальной собственности. Низкий уровень спроса на консультации такого рода можно объяснить общей неразвитостью рынка инновационных продуктов в нашей стране: концентрируясь на производственных и сбытовых вопросах, предприятия зачастую не считают нужным или возможным уделять специальное внимание защите интеллектуальной собственности.

Зато есть серьезный спрос на консультации по маркетингу и привлечению инвестиций, т.е. в связи с вопросами, имеющими непосредственное отношение к каждодневному функционированию бизнеса. Отметим здесь, что потребность в таких консультациях несколько снижается по мере приближения стадии продукта к товару для массовой продажи. Вероятно, чем ближе предприятие к производству и продаже товара для потребителя, тем лучше отлажены вопросы сбыта и финансирования производства.

Что касается доступности консультаций, то в целом она оценивается как высокая, т.е. получить консультации несложно, хотя и не очень надо. По всей видимости, такое отношение к консультациям связано с тем, что среди инновационных предприятий немного действительно активных в плане развития бизнеса.

Проблемы с получением консультаций отражены в таблице 1.2.25:

Таб. 1.2.25. Если есть сложности с получением консультаций, то с чем они связаны? (% в зависимости от стадии продукта)

  Такие услуги никто не оказывает или мало кто оказывает Такие услуги стоят чрезмерно дорого Профессионализм и знания тех, кто предоставляет консультации Другое затрудняюсь ответить
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация          
Опытный образец          
Промышленный образец, подготовленный для реализации          
Товар для массовой продажи          

Чем выше стадия продукта, тем более критически респонденты относятся к квалификации консультантов. Для производителей научно-исследовательской документации наиболее актуальна проблема высокой стоимости услуг.


Инфраструктура

 

Из различных предметов инфраструктуры, чаще всего как необходимые для приобретения назывались инженерные коммуникации (51% респондентов считают, что для них «это вопрос выживания»). Наименьшую потребность инновационные предприятия в настоящий момент испытывают в офисных помещениях: всего 30% респондентов сказали, что это «совершенно необходимо, вопрос выживания», и почти столько же сообщили, что это им совершенно не нужно. При этом у государственных предприятий с офисными и производственными помещениями ситуация заметно более благополучная, чем у частных предприятий, что показано на рис. 1.3.1.

Рис. 1.3.1. Потребность в инфраструктурных ресурсах. Средний балл по четырехбалльной шкале, где «4» - «совершенно необходимо», «1» - «совершенно не нужно».

 

В разрезе формы собственности предприятий ситуация выглядит следующим образом (таб. 1.3.1 – 1.3.4).

Таб. 1.3.1 - 1.3.4 Укажите, насколько велика или мала потребность вашего предприятия в следующих ресурсах? %

1.3.1 – офисные помещения

  Совершенно не нужно Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

Государственные предприятия в меньшей степени нуждаются в офисных помещениях, чем частные, что, по всей видимости, говорит о том, что у них этот вопрос решен вполне удовлетворительно.

1.3.2 – производственные и лабораторные помещения

  Совершенно не нужно Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

То же самое относится к производственным помещениям: частные предприятия испытывают существенно б о льшую потребность в этом ресурсе.

1.3.3 – производственное и лабораторное оборудование

  Совершенно не нужно Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

В производственном и лабораторном оборудовании испытывают потребность как государственные, так и частные предприятия. Вероятно, вопросы с площадями государственные предприятия решают относительно просто благодаря своему собственнику, который располагает соответствующим ресурсом или способен оказать содействие. Но когда речь заходит об оборудовании, которое, тем более, далеко не все производится в России – ситуация меняется, и государственные предприятия оказываются нуждающимися наравне с частными.

1.3.4 – инженерные коммуникации: электричество, связь и т.д.

  Совершенно не нужно Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
частные          
государственные          

 

В плане доступа к инженерным коммуникациям государственные предприятия также не имеют преференций, и этот вопрос одинаково актуален как для частных, так и государственных компаний.

В то же время инженерные коммуникации указаны как наиболее доступный инфраструктурный ресурс: 69% респондентов заявляют, что проблем с приобретением этого ресурса у них нет. Наиболее проблемным ресурсом является производственное и лабораторное оборудование – 44% (таб. 1.3.5).

Таб. 1.3.5. Если у вашего предприятия есть проблемы с доступом к следующим ресурсам, то с чем они связаны? %

  Нет проблем с доступом Основная проблема – недостаточно средств, чтобы оплатить эти Основная проблема – дефицит ресурса на рынке Основная проблема – качество ресурса не соответствует потреб Если есть и другие проблемы – коротко укажите, какие:
офисные помещения          
производственные и офисные помещения          
производственное и лабораторное оборудование          
инженерные коммуникации          

Рассмотрим теперь, какие проблемы с доступом к указанным ресурсам возникают у государственных и частных предприятий (таб. 1.3.5 – 1.3.8).

Таб. 1.3.5 – 1.3.8 Если у вашего предприятия есть проблемы с доступом к ресурсам, то с чем они связаны? % от частных и государственных предприятий.

1.3.5 – офисные помещения

  Нет проблем с доступом недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы дефицит ресурса на рынке качество ресурса не соответствует потребностям предприятия
частные        
государственные        

 

У государственных предприятий, как и ожидалось, меньше проблем с доступом к офисным помещениям, хотя и у частных в этом плане все достаточно неплохо. Основная проблема частных предприятий по сравнению с государственными – меньшая платежеспособность: почти треть говорит о финансовых затруднениях.

1.3.6 – производственные и лабораторные помещения

  Нет проблем с доступом недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы дефицит ресурса на рынке качество ресурса не соответствует потребностям предприятия
частные        
государственные        

 

Здесь существенных различий не наблюдается, хотя государственным предприятиям все же несколько проще получить производственные помещения. Проблема номер один – недостаток финансов.

1.3.7 – производственное и лабораторное оборудование

  Нет проблем с доступом недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы дефицит ресурса на рынке качество ресурса не соответствует потребностям предприятия
частные        
государственные        

В данном случае положение частных предприятий более благополучно. Почти половина «частников» говорит, что у них нет проблем с доступом к оборудованию, при этом более половины государственных предприятий указывают на недостаток средств, чтобы приобрести необходимое оборудование.

Объяснение этому может быть следующее. Все государственные предприятия, принявшие участие в исследование, относятся к средним предприятиям, с численностью сотрудников 60-500 человек. Тогда как 80% частных предприятий – малые (до 60 сотрудников). Вероятно, у малых предприятий в силу специфики их задач потребности в оборудовании и требования к нему носят качественно иной характер, чем у средних, и это оборудование более доступно и дешево. Эта гипотеза нуждается в специальной проверке.

Другим объяснением может быть специфика проектов, реализуемых государственными инновационными предприятиями. В ее пользу говорит то, что у частных предприятий – как у малых, так и средних – в одинаковой степени нет проблем с доступом к оборудованию (45-47%) и в одинаковой степени стоит проблема нехватки средств для оплаты (31-34%). Т.е. размер предприятия в данном случае не имеет значения.

1.3.8 – инженерные коммуникации: электричество, связь и т.д.

  Нет проблем с доступом недостаточно средств, чтобы оплатить эти ресурсы дефицит ресурса на рынке качество ресурса не соответствует потребностям предприятия
частные        
государственные        

То же самое с инженерными коммуникациями. Частным предприятиям их легче получить.

С точки зрения стадии продукта есть некоторые различия в оценке доступности предметов инфраструктуры. В таблице 1.3.9 показано, что предприятия, вышедшие за пределы НИИ (разработок), более заинтересованы в офисных помещениях.

Таб. 1.3.9. Заинтересованность в получении офисных помещений (в зависимости от стадии продукта, %)

  Совершенно не нужно, прекрасно без этого обходимся Особой необходимости нет, но не помешает Скорее нужно, но можем и обойтись Совершенно необходимо, это вопрос выживания затрудняюсь ответить
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация          
Опытный образец          
Промышленный образец, подготовленный для реализации          
Товар для массовой продажи          

 

Аналогичная ситуация с лабораторными и производственными помещениями и инженерными коммуникациями. Что касается доступа к инфраструктуре, у существующих фирм нет проблем с офисами, оборудованием, но это недешево обходится - многие отмечают в качестве проблемы недостаток средств, чтобы оплатить ресурс.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: