Характеристика модели рынка




КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

1. Совершенная конкуренция:

1.1. Характеристика модели рынка;

1.2. Методы максимизации прибыли в коротком временном интервале:

1.2.1. Метод сопоставления валового дохода и валовых издержек;

1.2.2. Метод сопоставления предельного дохода и предельных издержек;

1.3. Методы максимизации прибыли в длинном временном интервале.

2. Чистая монополия:

2.1. Характеристика модели рынка;

2.2. Условия максимизации прибыли.

3. Монополистическая конкуренция:

а) характеристика модели рынка;

б) определение цены и объема производства, позволяющих максимизировать прибыль.

4. Олигополия:

а) характеристика модели рынка;

б) сущность и модели олигополистического ценообразования.

Вся совокупность существующих рынков может быть классифицирована не только по предметно-функциональному признаку, но и по структуре и типу взаимоотношений между экономическими субъектами. На различных рынках могут функционировать предприятия разных размеров, может отмечаться большая или меньшая степень конкурентности.

В соответствии с тем или иным типом конкуренции определяются различные модели рынка: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Каждый из названных типов рынков имеет специфическую структуру, определяющую особенности поведения продавцов и покупателей.

 

Совершенная конкуренция

Характеристика модели рынка.

Рынок характеризуется большим числом независимо действующих продавцов, предлагающих стандартизированную продукцию, так что при данной цене покупателю безразлично, у какого продавца приобретать продукт. Каждый из производителей предлагает на рынке незначительную часть общего объема продукции данного вида и не имеет, поэтому, возможности существенно влиять на общий уровень цен. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения, и каждому отдельному продавцу приходится лишь приспосабливаться к сложившемуся их уровню, определяя объем производства и продаж продукции, позволяющий ему максимизировать прибыль. Предприниматель может свободно войти в рынок со своей продукцией и так же свободно из него выйти, так как никаких законодательных, организационных, технологических или финансовых препятствий этому не существует. Примером рынка, приближающегося по своим характеристикам к конкурентному, является рынок сельскохозяйственных продуктов в США. Основной задачей производителей на данном рынке является максимизация прибыли.

Методы максимизации прибыли в коротком временном интервале

Определяя необходимый объем выпуска продукции, предприниматель должен учитывать особенности короткого и длинного временных интервалов. В коротком временном интервале конкурентная фирма располагает неизменным объемом капитальных ресурсов (оборудования) и пытается максимизировать прибыль или минимизировать убытки посредством регулирования объема выпуска продукции за счет изменения массы используемых переменных ресурсов (трудовых и сырьевых). Для этого периода справедлив закон убывающей отдачи экономических ресурсов.

Существует два метода определения объема производства, позволяющего максимизировать прибыль или минимизировать убытки: метод сравнения валового дохода и валовых издержек, и метод сравнения предельного дохода и предельных издержек. При использовании каждого из этих методов предпринимателю необходимо ответить на три основных вопроса:

1. Следует ли производить товар?

2. Если да, то какое количество?

3. Какая прибыль (убыток) будет получена?

1.2.1.Сравнение валового дохода и валовых издержек.

Валовый доход (выручка) фирмы определяется путем умножения цены единицы продукции на объем продаж. На рис. 5.1 представлены графики валового дохода производителя (TR1, TR2, TR3), получаемого им от продажи товара при различных уровнях рыночных цен, и график валовых издержек (ТС). Очевидно, что при объеме выпуска от 0 до Q1, а также более Q2 валовые издержки превышают валовый доход и фирма терпит убытки. На интервале Q1…Q2 валовый доход больше валовых издержек, в результате чего фирма получает прибыль. Объемы выпуска Q1 и Q2 дают нулевую прибыль (Pf0), т.е. деятельность фирмы при таких объемах выпуска можно считать безубыточной.

При фиксированной рыночной цене продукции фирме следует производить ее в том случае, если объем валового дохода (TR1) будет превышать объем валовых издержек (TC) и фирма получает прибыль. Производство продукции имеет смысл также в том случае, если валовые издержки (ТС) превышают валовой доход (TR2) на величину, меньшую постоянных издержек фирмы (FC). В этом случае фирма получает убытки меньшие, чем при возможной ликвидации, в случае которой однозначно теряются постоянные издержки, осуществленные ранее. Если убытки превышают постоянные издержки (при уровне валового дохода TR3), производство товара необходимо прекратить даже в коротком временном интервале.

Если принято решение о производстве продукции, то объем производства должен обеспечить получение максимальной прибыли (минимальных убытков). Для его определения рассчитываются показатели получаемой прибыли для каждого объема производства с учетом изменения издержек и определяется значение, при котором прибыль максимальна (убытки, не превышающие постоянных издержек, - минимальны). На рис. 5.1 максимальную прибыль (Pfmax) фирма получает при объеме производства Q*. Определяя объем производства, минимизирующий убытки, производитель рассчитывает на изменение рыночной ситуации в коротком интервале и может проводить мероприятия по снижению издержек.

Попутно выясняется и объем прибыли, который получает предприниматель (убытков, которые он допускает в

краткосрочном периоде).[1]

 

1.2.2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек

Вторым методом определения объема производства, позволяющего максимизировать прибыль конкурентной фирме в коротком временном интервале, является сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Фирме следует производить каждую единицу товара, предельный доход от которой превышает предельные издержки при ее производстве, т.к. на каждой такой единице фирма получает некоторую прибыль (на рис.5.2 – объемы производства от Q1 до Q*). Для завершающей это интервал единицы товара (Q*) указанные величины приблизительно равны (или MR несколько превышают MC). Выпуск Q* единиц продукции позволяет производителю получить весь возможный объем прибыли (Pf).

Достижение равенства предельного дохода и предельных издержек свидетельствует о том, что все единицы товара, приносящие прибыль, произведены. Отсюда универсальное, справедливое для любой модели рынка, правило определения объема производства, позволяющего максимизировать прибыль:

фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя такую массу продукции, для последней единицы которой MR=MC.

В том случае, если предельные издержки производства единицы продукции превышают предельный доход от ее продажи, фирме следует воздержаться от производства такой единицы продукции

Особенностью применения указанного правила в условиях чисто конкурентного рынка является то, что цены товаров определяются соотношением рыночных сил и не изменяются в зависимости от объема продаж данной фирмы. Поэтому величины предельного дохода и цены единицы товара для таких фирм совпадают (P=MR). На рис. 5.2 равенство цены и предельного дохода отражено совмещением графика спроса на продукцию данной фирмы и графика предельного дохода от реализации этой продукции в горизонтальной линии MR. Таким образом:

чтобы максимизировать прибыль, конкурентной фирме нужно производить последовательно единицы продукции вплоть до той, для которой цена совпадает с предельными издержками её производства.

Вопрос о том, следует или не следует производить товар, решается предварительным сравнением рыночной цены товара и средних переменных издержек (AVC). Товар производится только в случае превышения ценой указанного показателя (если P>AVC).

Если же AVC больше цены товара, то дальнейшее существование фирмы нецелесообразно, т.к. в этом случае объем полученных убытков превысит уровень постоянных издержек (см. выше сравнение валового дохода и валовых издержек).

Блок-схемы процесса принятия решения о целесообразности и объеме выпуска продукта с использованием описанных методов приведены на рис. 5.3 и 5.4.

 

1.3.Методы максимизации прибыли в длинном временном интервале

В длинном временном интервале фирма имеет возможность вносить определенные изменения в объем и структуру используемых производственных мощностей (капитала), а само количество фирм в отрасли меняется в зависимости от рыночной конъюнктуры. Достигнутое в отрасли соотношение спроса и предложения (рис. 5.5а) формирует рыночную цену Р, к которой приспосабливаются конкурентные фирмы. Наиболее устойчивым является такое состояние фирмы, которое позволяет предпринимателю максимизировать прибыль, не превышающую, однако, уровня нормальной прибыли (на рис.5.5б – точка пересечения графиков MC, ATC и MR0). Такое состояние достигается одновременным выполнением трех условий (тройное равенство):

1) для конкурентной фирмы Р=MR;

2) достижение максимума прибыли Р=МС;

3) получаемая прибыль является нормальной Р=АТС.

Последнее условие, на первый взгляд парадоксальное, обеспечивает устойчивость равновесия фирмы в долгосрочном периоде. При повышении рыночных цен до уровня Р1 в данной отрасли возникает возможность получения экономической прибыли, что привлекает в отрасль другие фирмы и приведет к росту объемов производства данного вида продукции.

Снижение рыночных цен ниже равновесного уровня (до Р2) и уровня АТСmin приведет к убыткам и вызовет отток фирм из отрасли. В стремлении вновь достичь оптимального соотношения цен и средних валовых издержек оставшиеся в отрасли фирмы постараются снизить уровень средних валовых издержек, изменив структуру производственных мощностей.

Приведенное выше тройное равенство характеризует и еще одну сторону равновесного состояния фирмы в длинном временном интервале. Равенство цены минимальным средним издержкам говорит о том, что фирма придерживается минимальной цены и получает тот объем прибыли, который общество считает справедливым. Равенство цены предельным издержкам означает, что экономические ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей, представленными рыночным спросом на данную продукцию.

Чистая монополия

Полной противоположностью конкурентному рынку является рынок чистой монополии. Абсолютная или чистая монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характеристика модели рынка

Существование единственного производителя находит свое выражение в том, что монополия представляет собой отрасль, состоящую из одной фирмы. Данная фирма производит товар, не имеющий близких заменителей, что делает спрос на такой товар неэластичным, дает возможность монополисту диктовать цену и блокировать вступление в рынок возможных конкурентов.

Ограничить вступление в отрасль конкурентов монополист может, используя следующие инструменты:

¨ экономию на издержках, обусловленную большими объемами производства продукции. Большие объемы производства дают возможность монополии использовать в свою пользу положительный эффект масштаба и снижать цены, не давая возможности конкурентам развернуть производство и выйти на аналогичные объемы выпуска продукции;

¨ захват важнейших рынков сырья, используемого для производства данного товара;

¨ покупку патентов и лицензий, ограничивающую права конкурентов на использование тех или иных технических решений;

¨ использование возможностей создания естественной монополии, если таковые существуют (естественная монополия возникает в том случае, когда конкуренция в производстве данного товара невозможна технически: например – система водоснабжения, канализации, электросеть в определенной местности и проч.);

¨ недобросовестную конкуренцию – агрессивные, жестокие действия, направленные на устранение конкурентов (например, давление на поставщиков ресурсов или банки, дискредитация продукта или самой фирмы в глазах потребителей, раздувание скандалов в прессе относительно подробностей личной жизни конкурента и проч.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: