Глава 1. Понятие государственно-правового режима.




Интерес к понятию «государственно-правовой режим» неслучаен. Он вызван в первую очередь социально-политическими изменениями, происходящими в мире, и, в частности, в Российской Федерации, уже прошедшей сложный путь своего развития, включающий в себя в том числе экспериментальную попытку построения социализма, завершившуюся, как известно, распадом СССР. В последнее время на наших глазах увеличивается количество дискуссий в средствах массовой информации, в научных кругах, посвященных проблеме политического режима, его связи, соотношению с такими понятиями как «форма государства», «форма правления» и «форма государственного устройства», «политический и государственный режим переходного состояния».

В первую очередь необходимо уяснить буквальное смысловое значение самого термина «режим». Его можно найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля: «Режим (фр. Regime) - установленный образ, порядок жизни, относительно распределения времени и т.п. [2] В современном толковом словаре русского языка этот термин трактуется как: 1. Государственный строй, образ правления. 2. Точно установленный порядок жизни, дел, действий. 3. Условия существования, функционирования чего-либо.

Интерес представляют некоторые аспекты понятия «режим»: 1) государственный строй, совокупность средств, способов, методов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок; 3) система общеобязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности; 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо.[3]

Первая характеристика режима соответствует понятию государственного режима, вторая и четвертая - режиму как таковому в общем смысле слова, а третья - правовому режиму. Таким образом, можно сказать, что научная категория «режим» дает фундамент, основу для таких понятий, как политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим, государственный режим, правовой режим.

От того, насколько ясна будет граница между понятиями, будет зависеть правильность их квалификаций в теории, осознания их значения на практике, реальна возможность их анализа и прогноза тенденций их развития.

Начнем с исследования государственного режима. Само это понятие в марксистско-ленинской общей теории государства и права возникло в 60-е годы прошлого века, отделившись от понятия политический режим, хотя и до сегодняшнего дня однозначных критериев их разделения не существует. Более того, в юридической литературе справедливо отмечается, что научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение, так как оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства.

Форма государственного устройства - совокупность способов территориальной организации государственной власти. Государственный же режим отражает порядок взаимодействия и руководства управляющих управляемыми, а такое управление при наличии любой власти неизбежно. По мнению В.М. Якушика, государственный режим - это система средств и методов осуществления государственной власти. В этой связи необходимо четко отделить государственную власть, выражающуюся в функционировании органов государственной власти от власти политической, которая гораздо более широка по своему масштабу в сравнении с властью государственной, поскольку выражена также функционированием власти различных политических партий и социальных групп, имеющих свои собственные цели.[4]

Политический режим - это понятие более объемное, чем понятие государственный режим. Политический режим представляет собой наиболее конкретную и подвижную характеристику функционирования политической системы. С помощью этого понятия определяют этапы периоды полосы в жизнедеятельности основных институтов политической системы развитии или эрозии демократии, степень участия масс в управлении методы деятельности органов власти и управления», то есть политический режим предполагает не только осуществление органами государственной власти своих методов управления, но и, можно сказать, ответную реакцию массы управляемого населения на эти методы воздействия.

Политический режим, по мнению Г. Ю Курсковой,- это «правила и цели политического взаимодействия». К их числу нужно отнести следующие: [5] - ценности - жизненно важные, желаемые цели и события;

- нормы-правила - фундамент жизни государства и взаимодействия между собой элементов общества.

- авторитет - желание общества жить в русле действующей государственной власти.

В этой связи можно привести пример также неоднозначного применения рассматриваемых понятий. И.А. Иванников утверждает, что «государство - это не только исторически сложившаяся организация суверенной политической власти, официально представляющей весь народ в рамках определенной территории, но и духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающих естественное право в братском, солидарном сотрудничестве». Также он говорит о том, что целью государственной власти должно быть воспитание политического правосознания, и, следовательно, из области воздействия государственного режима не должны исключаться никакие элементы политической системы.[6]

Государственно-правовой режим отображает реальное поведение государственной власти, характерное ей на том или ином этапе развития государства. Это весьма динамичное сочетание методов выражения сути государства, поскольку является зеркальным отображением любой вибрации деятельности органов власти. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы буржуазного общества.

Данное положение подтверждает точку зрения о том, что политический и государственно-правовой режимы - понятия различного масштаба, причем порой не совпадающие по своему наполнению и характеру, что и предопределяет их разграничение.

В подтверждение сказанного В.Е. Чиркин дает четкое разграничение понятий «политический режим» и «государственно-правовой режим».[7] Он, в частности, отмечает, что «в обычной ситуации политический режим имеет тог же характер, что и государственный, ибо деятельность государства составляет сердцевину политического режима. Однако между ними возможны и расхождения: в условиях либерального законодательства о методах деятельности государственных органов в результате террористических методов, применяемых некоторыми воинствующими объединениями в стране или на части ее территории (например, в Северной Ирландии в Великобритании), может сложиться недемократический режим». Также автором дан и противоположный пример. Исходя из разграничения понятий политического и государственно-правового режима, он стоит на позиции разделения, но тесной взаимосвязи указанных понятий.

Определение политического режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» дано С.А. Киреевой, или как «характера, свойства, качества правового порядка осуществления государственной власти».[8]

А.А. Шанин рассматривает политический режим с трех позиций: как понятие, категорию, институт. «Как понятие, политический режим отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов (явлений, а в данном случае также методов и отношений) - способа осуществления власти в конкретных государствах. Категория «политический режим» - не просто основное понятие, а такое понятие, которое в рамках государствоведения отражает формы движения социально-организованной материи (в данном случае - государства). Как особый институт действующего права конкретно взятой страны политический режим представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм различных отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и т.д.), регулирующий рассматриваемое явление в его правовых взаимосвязях».[9]

В работах многих ученых выявлена связь политического режима с такими понятиями, как воля народа, идеология и другими различными духовными факторами. При этом государственный режим определяется посредством конкретного политического инструментария: совокупности форм, способов воздействия на управляемых и т. д.

Еще известный российский правовед, философ и публицист И. А. Ильин (1883-1954) утверждал, что «государственная форма есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни и живая организация народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй; чтобы он умел - именно «так» - организовываться; чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию. - Иными словами: именно живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь и силу; так что государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторически нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера».[10]

Довольно обширное исследование, посвященное соотношению политического, государственно-правового и правового режимов осуществлено О.С. Родионовым. Он достаточно четко разграничил данные категории юридической науки. Государственный режим, по его мнению, выступает в качестве материальной категории, а политический - духовной. Государственный режим является составной частью политического, однако существование их друг без друга невозможно, поскольку они взаимообусловлены и проистекают друг из друга. Совокупностью способов и методов осуществления власти является конкретный набор инструментов, при помощи которых данное государство в данной исторической обстановке осуществляет свою власть. Конечно, изменения в политике напрямую отражаются на изменениях этих инструментов. Из этого напрямую вытекает взаимосвязь рассматриваемых понятий, поскольку право, политика и государственная политика не существуют порознь. Политический режим являет собой менее конкретное образование, но более объемное. Оно как бы задает тон существованию государственного режима, поскольку все посылы поведения государственной власти исходят из общего режима правосознания, политической культуры общества, опыта функционирования политических партий и общественных объединений, которые в совокупности объединяются одним названием «политический режим».[11]

«Можно отметить, что политический режим характеризуется господствующей идеологией, отражает устремления социальных групп, стоящих у власти, государственно-правовой — позволяет этим интересам найти защиту в виде соответствующего государственного аппарата и специфических способов регулирования. Правовой режим позволяет государственно-правовому режиму качественно реализовать те идеи, которые обусловили существование режима политического».

Таким образом, понятие политического режима нельзя сводить к одному из элементов формы государства. Политический режим представляет собой функциональную сторону государственной формы, в то время как режим государственный и есть третий элемент формы государства. Такая точка зрения подтверждается и мнением Н.И. Матузова и А.В. Малько в уже упомянутой нами статье: «Если государственно-правовой режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, способов осуществления государственной власти, то политический режим - это функциональная (деятельная сторона) политической системы общества». Однако «Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы. Вместе с тем, имеющийся в государстве политический режим позволяет стабилизировать и закрепить основной объем сложившихся в обществе отношений, даже несмотря на то, что такие отношения не входят в предмет правового регулирования и имеют слабое отношение к публичной власти как таковой».[12]

Так, еще Г.Н. Манов заметил, что «для характеристики советского политического режима, советской демократии наряду с методами государственного руководства обществом... необходимо указать на те органы, которые претворяют в жизнь эти методы».[13] Еще более четкую позицию по данному вопросу занимает К.Н. Серов, который считает, «что политический и государственно-правовой режимы выступают как двуединое явление». Разделить эти понятия, по мнению автора, теоретически возможно, а практически они неразделимы, поскольку политическая жизнь общества протекает в том режиме, какой существует в государстве, какой под воздействием политических сил установлен государственной властью.[14]

Из вышесказанного можно сделать вывод о разграничении понятий политического и государственно-правовового режимов. Значительная сложность этого процесса обусловлена, во-первых, существованием широкого и узкого подхода к трактовке, и наличием теоретического и практического аспектов рассмотрения данных понятий, во-вторых, следует разграничивать данные понятия, политический режим - это явление в отношениях между государством и обществом, причем «государство-общество» оно характеризуется основным направлением государственного режима и отображает его сущность, заключенную в совокупности приемов, методов и способов осуществления государственной власти. Политическое движение «общество-государство» представляет собой внешнюю характеристику политического режима, демонстрирует, что государственно-правовой режим всегда остается частью политического.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: