ВИДИМИРСКИЙ ПОГОСТ (краткая история одного из древнейших мест Хвойнинского района).




Впервые административно-территориальное деление установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село - деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества.

Итак, в те самые времена или близко к тому времени и появился Николаевский Видимирский погост с церковью во имя Святого Николая Чудотворца однопрестольной. К Видимирскому погосту издервле примыкали Молодиленский погост, граница которого проходила по озеру Граничному и речке Граничке, Кушеверский погост, граница которого проходила между деревнями Боровское – Новинка и Орел – Рябково, а также Устрецкий погост, граница которого проходила по ныне окраинным деревням Мошенского района от деревни Михеево до ныне не существующей деревни Рысово. В 19 веке между Видимирским и Сопинским погостами произошел обмен деревней: к Сопинскому погосту отошли Ямница и Мельнитово, а к Видимирскому погосту отошли Иевково и Ванево. Притом 4 двора в Ваневе относились к образовавшемуся после закрытия пустыни приходу села Миголощи.

Впервые Видимирский погост упоминается в берестяной грамоте найденной в раскопе Нутный на Нутной улице. Условная дата берестяной грамоты (№ 579) 1360-80 года. Лошадку под клятвенное слово Борис у Зиновия просит до Видомиря или до Мсты.

Первое упоминание Видимирского погоста с деревнями и их владельцами относится к 1498 году. В 1470-ых годах Видимирский погст принадлежал посаднице Марфе Борецкой, которую мы знаем, как Марфа Посадница и волость называлась как волость Видемер Марфинская Исаковы жены в Никольском погосте. В деревне Клеймиха в ту пору жили Марфинские слуги, собиравшие оброк с деревней данного прихода. С тех пор до нас дошли деревни Гусево, Махново (слилось с Гусевым), Боровское, Заделье, Лезгино (потом стала пустошью и возникла опять снова как деревня), Ямница, Мутишино, а также исчезнувшая уже в советское время деревня Мельнитово. У деревни Гусево и далее вдоль озера Видимирское стояло в средневековье несколько деревень. Это деревни Плещиха, существовавшая в 1613 году и к 1785 году ставшая пустошью (место, где стояла деревня), деревня Панеево, которая к 15 веке уже была пустошью, деревни Наволок, Иванцово и Язино перестали существовать к 17-18 векам. Так же рядом с деревней Гусево располагалась деревня Бревново исчезнувшая к 17 веку.

Из дозорной книги 1613 года времён оккупации во время Смутного времени Новгородской земли следует, что деревни Зайцево (стояла у дер. Заделье и население деревни потом переехало жить где-то в 17 веке в дер. Заделье), Мельнитово, Ямница и Ташково были сожжены литовскими людьми и отстраивались заново. Есть и краткая информация там о погосте: «Волость Видемер, а в ней погост на озери на Видемери, а на погосте церков Никола Чюдотворец древяна вверх, да на погости же на церковной на белой земли: поп Захарей Климентиев, диячек Дружинка Исаев, пономарь Осташка Онкипьев, проскурница Василиска, да на церковной на белой земли две кельи, а в них нищие питаютца от церкве Божии: Третьячко Трофемов, Васка Ефимов».

По окончании смутного времени в 17 веке на Видимирском погосте появилась церковь во имя Рождества Христова. В 1782 году было построено и освящено новое здание церкви во имя Рождества Христова с приделами во имя Смоленской Божьей Матери и во имя Николая Чудотворца.

В 18 веке Видимирский погост по количеству дворов и жителей был самым многочисленным. В 1720-40 годах Видимирском погосте числился третий священник. Был ли он штатым или как в помощь дан сказать точно не могу. В 1780 году по штату на Видимири числятся два священника, один диакон, два дьячка и два пономаря.

Где-то в конце 1780-ых годов деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была разобрана, вероятно из-за ветхости то, что за место её решено было построить новую церковь, но уже во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1804 году освящается деревянное однопрестольное здание церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь во имя Рождества Христова становится основной церковью.

Теперь о священнике Иоанне Федотове при котором была построена каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. 18 июня 1816 года, диакон Иоанн Федотов был рукоположен в священники Видимирской церкви во имя Рождества Христова. Так как в церковных ведомостях его возраст указывается разный (ошибки всегда и во всех документах были), то могу предположить, что датой его рождения можно считать 1791 год (второй, маловероятный вариант - 1778 год). Был он сыном священника, но нигде не обучался. В 1804 году определён был послушником в Моденский монастырь (Николо-Моденский монастырь Устюженского уезда) монастырь. В 1809 году июня 11 дня посвящен в дьячка к Сопинской церкви. В 1811 году Указом Духовной Консистории перемещен в пономарем к Видимирской церкви. В 1814 году рукоположен в диакона. 18 июня 1816 году рукоположен в священника. В 1826 году января 14 дня определён Депутатом, а в 1839 году ноября 8 дня по решению его Высокопреосвященства Митрополита Серафима награждён набедренником. В 1824 году с благословления Преосвященного Моисея Епископа Старорусского был заложен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, строительство которого началось в 1826 году. В 1844 году (в церковной ведомости за 1849 год допущена, по моему мнению, ошибка написан 1840 год) Указом Духовной Консистории священник Иоанн Федотов перемещен в Крутецкий погост. Там он жил и собирал деньги на строительство каменной церкви Живоначальной Троицы на Видимири. Крутецкий приход на Соминском тракте находился. На какую должность он был переведён мне не ведомо. В Крутецом приходе должность священника была занята. С 21 февраля 1844 года священником Видимирской церкви стал зять Иоанна Федотова Семён Иоаннович Платоновский. Иоанн Федотов в 1849 году числился заштатным священником. 24 марта 1856 года скончался Семен Иоаннович Платоновский и в этом же году Указом Духовной Консистории Иоанн Федотов перемещен обратно к Видимирской церкви. Иоанн Федотов с 1856 года по 1864 год снова стал священником Видимирской церкви, несмотря на свой преклонный возраст. В 1849 году каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы считалась ещё двупрестольной. Кроме основного придела во имя Святой Живоначальной Троицы был освящен 23 декабря 1845 года придел во имя Александра Невского. Достраивалась колокольня, и придел во имя Тихвинской Божьей Матери, который был пристроен и освящен по моему в 1853 году.

В Историко-статистическом описании Христорождественской и Троицкой Церкви в Видимирском погосте Боровичского Уезда», составленным в 1856 году священником Сопинского погоста Григорием Фортунатовым есть запись: «Как построению, так и украшению сей Церкви, весьма много содействовал Священник Церкви Иоанн Федотов. Видя совершенную невозможность, по недостатку кошельковой суммы, продолжать и окончить начатый им храм, священник Федотов, исходатайствовал у Епархиального Начальства сборную книгу, с которою сперва посылал сборщиков из крестьян, а потом, передав место зятю, посвятил себя исключительно на изыскание средств, дабы привести к концу начатое им дело Божие. В таких Евангельских подвигах Священник Федотов провел более 10 лет, и Господь увенчал труды его желанным успехом. Кроме Священника Федотова также много содействовал при постройке Церкви своими пожертвованиями Церковный староста крестьянин деревни Клеймиха Иван Филиппов. Строительство храма завершено в 1853 году».

Рядом с Видимирским погостом находился святой источник во имя Живоначальной Троицы. В 1825 году на нем построили часовню. На этом Святом источнике происходило исцеление людей. Также в 3 километрах от Видимирской церкви в сторону деревни Лезгино, находится Святой источник во имя Целителя Пантелеймона.

Деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была разобрана в 1850 - ых годах. В 1879 году было первый раз освящено новое здание церкви во имя Рождества Христова, которое было достроено и полностью освящено в 1885 году. Церковь была однопрестольная, приделов не имела.

При усадьбе Мохнове была построена домовая церковь во имя Преображения Господня крестьянином из деревни Гривы Петром Давыдовым. Даты постройки этой церкви существуют две. Если учитывать, что Петр Давыдов до этого вместе с прихожанами в 1860- ых годах построил на древнем жальнике во Внуто деревянную церковь во имя Успения Божьей Матери, которая была освящена в 1869 году, то можно предположить, что датой начала постройки домовой церкви при усадьбе Мохново можно считать 1870 год. Освящена церковь была в 1882 году. Приписана была к Видимирской церкви.

С 22 апреля 1864 года до самой смерти 27 января 1894 года священником был Иаков Иоаннович Ставровский.

В ноябре 1885 года была открыта церковно-приходская школа. В 1885-93 г.г. - законоучителем состоит священник Иаков Ставровский, учителем псаломщик Петр Георгиевский. После октябрьского переворота 1917 года Видимирская церковно-приходская школа стала начальной школой с четырёхклассным обучением. Учителем 2 и 4 классов был до самой своей смерти в 1940 году сын священника Иакова Павловича Лебедева Николай Яковлевич Лебедев. Вторым учителем 1 и 3 классов был Владимир Гугович. После смерти Николая Яковлевича Лебедева был назначен другой учитель по имени Андрей, а отчество и фамилия остались, к сожалению неизвестными. После 1943 года школа была закрыта.

Где-то в 1860-70 годах через озеро Видимирское была сделана дорога с деревни Гусево до Видимирской церкви. Просуществовала она до самого закрытия церкви и исчезла в 1940 – ые года. Сейчас о дороге напоминает небольшая гряда на озере.

С 1894 года и по середину 1930-ых годов священником был Иаков Павлович Лебедев. Последним священником Видимирской церкви был Яблонский Павел Михайлович, арестован 5 октября 1937 года и расстрелян в г. Ленинграде 14 декабря 1937 года.

«ВЫПИСКА из протокола Президиума Ленинградского Облисполкома от 29 сентября 1939 года:

Протокол № 207 пункт № 10673.

О ликвидации Троицкой и Рождественской церквей Боровского сельсовета Хвойнинского района.

Ходатайство населения Боровского сельсовета о ликвидации Троицкой и Рождественской церквей удовлетворить: церкви закрыть. Здания использовать под школу.

Председатель Леноблисполкома Н. Соловьёв.

Секретарь Леноблисполкома И. Болотов

Верно: Петров».

Ходатайство было удовлетворено и в течении со 2 по 4 марта 1840 года происходила ликвидация церковного имущества Видимирских церквей: жгли иконы и ненужные вещи, часть имущества в Цветметлом сдали, парчу, ризы и другое церковное одеяние в Москву ХЗУ НКВД отвезли, книги сданы были в пункт приема макулатуры в поселке Хвойная, кое что Боровской сельсовет себе забрал. Колокола ещё в 1935 году были сняты и увезены в Петрозаводск.

«АКТ. 1940 года, марта 3 дня комиссия в составе Кутузова И. М. (заведующий РайФО), Жилицкой Ф. Е. (депутат райсовета депутатов трудящихся по Боровскому избирательному округу), Павлова С. П. (председатель исполкома Боровского сельсовета), Минин В. М. и Лебедева Н. Я. (оба как понятые) составили настоящий акт с том, что сего числа нами произведено сжигание всех икон, значащихся по описи обеих Видимирских церквей.

Пять подписей комиссии».

Здание церкви во имя Преображения Господня было разобрано и материал от церкви послужил в строительство жилого дома, который стоит до сих пор. Само же Мохново слилось с деревней Гусево. Развалины деревянной церкви во имя Рождества Христова были разобраны в 2010 году. С мая 2013 года ведётся восстановление каменного здания церкви во имя Святой Живоначальной Троицы.

История вновь неукоснительно всё возвращает на круги своя, не смотря ни на какие трудности и превратности нашей смертной жизни. Святой памятью будет возрождённый нами один из древнейших погостом Видимир. А имена тех, кто в этом участвовал в возрождении святыни, Бог никогда не забудет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: