Подводный флот Каспийской флотилии 1919-1920гг.




 

1919г.

 

К началу года астраханские большевики задавили поборами купечество и ремесленников, национализировали рыбацкие лодки и снасти. В результате 10 марта 1919г. в городе вновь началось восстание. Повстанцы захватили несколько кварталов и склад саперного батальона. По приказу С.М.Кирова эсминцы «Москвитянин» и «Финн» открыли по городу огонь из 102/60-мм орудий. Было разрушено несколько церквей. К вечеру 12 марта восстание удалось подавить. Во время подавления мятежа был убит рулевой ПЛ «Макрель» Федор Казаков. По всей видимости команды подлодок тоже привлекались «по революционной необходимости».

7 апреля 1919г. командир дивизиона ПЛ КВФ красных капитан 2 ранга К.Д. Ордовский-Танаевский и пятеро матросов бежали из Астрахани на моторном баркасе «Успех» в Петровск, это судно стало первым кораблем Каспийской флотилии белых.

Боевая кампания советской флотилии началась 13 апреля, когда на 12-футо-вом рейде Астрахани был выставлен дозор из двух кораблей речного отряда, а 20 апреля основные надводные корабли флотилии сосредоточились на передовой морской базе – промысел Оранжерейное. К вечеру 26 апреля флотилия перешла на 12-футовый рейд.

После захвата 29 апреля десантом с надводных кораблей Форт-Алек-сандровска (Форт-Шевченко), расположенного в Тюб-Караганском заливе полуострова Мангышлак ПЛ«Минога» и «Макрель» с плавбазой - пароходом «Ревель» в начале мая перешли туда. Председатель Реввоенсовета 11-й армии К.А.Мехоношин докладывал Ленину: «… Две подводные лодки удалось поставить на боевую линию лишь через две недели после выхода в море, так как необходимо было отрегулировать аппарат, проделываются опыты погружения; для дальних пробегов лодки по состоянию механизмов не годятся и несут лишь охранную службу по линии форт Александровский – остров Чечень.»

В мае 1919 г. в командование ПЛ «Макрель» вместо больного М.Соколова временно вступил Г.Шредер.

До мая 1919 г. ПЛ не принимали участия в боевых действиях.

Из-за отсутствия грамотных офицеров и расхлябанности команд два выхода красной флотилии в мае 1919г. оказались неудачными. Поход отряда судов к Петровску с целью его обстрела сорвался из-за неполадок в машинах эсминца «Москвитянин» и вспомогательного крейсера «Ильич», а намеченный на 18 мая набег на о. Чечень не удалась из-за густого тумана и отсутствия связи между кораблями. Но в операции к о. Чечень была впервые раз задействована подводная лодка.

18 мая ПЛ «Макрель» вышла на позицию к острову Чечень у порта Петровск (Махачкала), где базировались корабли белых. На позиции ПЛ была атакована английскими торпедными катерами и отошла к рейду Форт-Александровский.

В середине мая основные силы флотилии перешли на Астраханский рейд, оставив у Форта-Александровского несколько надводных кораблей и подвод-ные лодки.

20 мая над заливом пролетел вражеский самолет разведчик. К этому времени на рейде форта Александровского оставались следующие корабли красных: «Каспий» (флаг начальника отряда), эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен», подводные лод­ки «Минога» и «Макрель» с их базой пароходом «Ревель», шесть катеров-истребителей, возвратившихся из рейда, плавбатарея № 2 транспорты «Баку» (флаг начальника отряда транспортов). «Мехти», «Алекбер», «Туман», «Мартын», вспомогательные суда «Баки­нец», «Ряжск», «Крейсер», «Лейла», «Гельма», водяная баржа «Рю­рик», продбаза «Зороастр», баржа № 2, шхуна «Рыбачка» с углем. 20 мая из Петровска вышел отряд английских судов в составе «Президента Крюгера», «Вентюра», «Азии», «Эммануила Нобеля», «Славы», «Зороастра», «Биби Эйбата» и «Виндзора Кастла». Отряд, шедший кильватерной колонной, на рассвете подошел к форту Александровскому.

21 мая в 12.30 вражеская флотилия появилась на подходах к Тюб-Кара-ганскому заливу. В 13.15 эсминец «Москвитянин», а затем и заградитель «Демосфен» снялись с якоря и, выйдя из бухты на траверз Верхне­го Тюб-Караганского маяка. Эсминец «Москвитянин» открыл огонь по неприятелю, а потом, после поворота эскадры противника на юг, когда эскадра вторично появилась, открыл огонь и «Демосфен». Маневрируя между нордовыми вехами и самим входом в бухту, «Москвитянин» и «Демосфен» отстреливались от неприятеля. Несколько позже вступил в бой и ледокол «Каспий». Неприятель открыл огонь в 14.20 с дистанции более 70 кабельтовых пятью кораблями, так как шестой корабль отделился от эскадры и скрылся на юге. После попадания 152 мм снаряда с плавбатареи лишился хода крейсер «Эммануил Нобель». В 14.25 неприятельский снаряд попал в плавбатарею № 2 и вызвал на ней пожар, потом последовали еще попадания. Несколько минут она отвечала одним орудием, но через некоторое время прекратила огонь, сильно накренилась и начала погружаться в воду.

В начале боя на флагманском корабле АКВФ - вооруженном пароходе «Каспий» был поднят сигнал: "Дивизиону подводных лодок выйти в море". ПЛ «Макрель» (Г.А. Шредер) направили на позицию у входа в залив вместе с тремя катерами-истребителями. «Макрель» в это время принимала торпеды. Её командир Г.А.Шредер приказал немедленно погружаться, после чего она направилась к выходу из залива навстречу врагу. Глубина фарватера не превышала 7 метров, а осадка ПЛ под перископом составляла 6,7 метра. Чтобы увеличить запас воды под килем, «Макрель» выходила из залива с опущенным перископом. Командир вел ПЛ вслепую. На горизонтальных рулях стоял рулевой старшина М.В.Лаш-манов. Высокое мастерство позволило ему удержать установленную глубину погружения, несмотря на непрерывное изменение дифферента ПЛ из-за того, что саль-ники и заклепки пропускали воду.

Столкнувшись с превосходящими силами, эсминец «Москвитянин» на котором к этому времени «скис» последний котел, «Каспий» и «Демосфен» повернули назад в залив. «Москвитянин» подошел к Соляной пристани, и вся его команда бежала на берег. «Демосфен» продолжал вести огонь став носом к «Ревелю». Вторая ПЛ «Минога», у которой были неисправны дизеля, подошла под электромоторами к борту плавбазы «Ревель», стоявшей у пристани. В это время в 14.50 в «Ревель» угодил один из вражеских снарядов. Начался пожар перекинувшийся и на лодку. Командир «Ревеля», чтобы оградить от огня деревянную пристань, приказал обрубить швартовы. Горевшую плавбазу развернуло по ветру, и она навалилась на артиллерийский транспорт «Туман». Рядом оказалось посыльное судно «Гельма», огонь охватил и его. Подводники, сбив пламя быстро сбросили в воду швартовы «Миноги», заведенные на борт «Ревеля». Но когда ПЛ дала ход, случайно намотался на винт стальной швартов. Тогда командир «Миноги» Ю.В. Пуарэ, дивизионный инженер-механик В.Н.Калинин с тремя моряками, прыгнув в шлюпку, взяли ПЛ на буксир и сумели оттянуть лодку от горящих судов как раз в тот момент как на «Тумане» взорвались снаряды. Транспорт, плавбаза и посыльное судно почти одновременно затонули. На помощь ПЛ поспешило вспомогательное судно «Бакинец», которое отвело ее к одной из пристаней. «Демосфен» который также охватил огонь, прекратил сопротивление, команда выкинула замки из орудий и пулеметы за борт, подорвала подрывными патронами компрессоры и сошла на берег.

Тем временем вышедшая из залива «Макрель» была обнаружена вражеским самолетом, подверглась бомбардировке, но невредимой ушла из-под удара. Появление ПЛ в море встревожило противника. Около 18.00 британская эскадра уже бывшая на траверзе Верхнего Тюб-Караганского маяка и обстреливавшая советски6е суда с 30-40 кабельтовых, неожиданно повернула и направилась к выходу из бухты. В своем рапорте командир «Макрели» писал, что неприятель, обнаружив ее, «повернул обратно, сосредоточив весь огонь на квадрате нахождения лодки, что спасло от полного разгрома находившиеся в гавани суда с минами заграждения и снарядами ». Опасаясь торпедного удара ПЛ, вражеские корабли поспешили уйти. В этой сложной обстановке особенно отличился рулевой старшина «Макрели» Михаил Васильевич Лашманов, стоявший на вахте на горизонтальных рулях. Он восемь часов подряд удерживал корабль на заданной глубине в условиях мелководья. Напряжение было огромным. Командир в ходатайстве о награждении указывал: «По возвращению в форт выяснилось, что единственный на лодке помощник (видимо Реноян) от пережитых впечатлений сошел с ума, и на походе тов. Лашманову пришлось по моему приказанию заменить выбывшего помощника, что он блестяще и выполнил ». По ходатайству командира ПЛ Г.А.Шредера и комиссара дивизиона С.Н.Наумова М.В. Лашманов за мужество и мастерство, проявленные в этом бою, был награжден в ноябре 1928г. орденом Красного Знамени. Кроме Лашманова в январе 1924г. были представлены для награждения орденом Красного Знамени Шредер и Наумов находившиеся на ПЛ в бою. (В ряде изданий бытует ошибка, что ПЛ в бою командовал Лашманов, это не так.)

Англичане утверждают что их отход не как не связан с действиями «Макрели». По их версии отход начался после прекращения сопротивления и был обусловлен значительным расходом боезапаса (всего англичане выпустили по красным 792 снаряда). На их кораблях оставалось не более 50 снарядов на орудие и коммондор Норрис опасался встречи с силами «советов», не принимавшими участие в бою. И это при том что при выходе английских кораблей из Тюб-Караганского залива к ним присоединилась плавбаза «Волга» с 6"орудиями и торпедными катерами СМВ на борту. Но ни орудия, ни катера не были задействованы в окончательном разгроме советского отряда, хотя погода для катеров была идеальная. Действия англичан были непонятны даже адмиралу Колчаку, когда он 13 июля 1919г. узнал о произошедшем бое, он поднял ряд вопросов оставшихся без ясного ответа: «… Почему ушли, имея возможность закончить бой как следует? Ведь большевики еще отвечали, а вы не могли быть уверены, что вами нанесено решительное поражение. Почему не послали "Си-Эм-Би"? Почему "Волга" с шестидюймовыми орудиями и полным запасом снарядов не была использована хотя бы в последней стадии боя?.. »

Результаты боя для советской флотилии были печальными, погибли эсминец «Москвитянин», заградитель «Демосфен», катер-истребитель «Счастливый» (брошенный на берегу), плавбаза «Ревель», артиллерийский транспорт «Туман», плавбатарея № 2, посыльное судно «Гельма», две баржи продбазы, водоналивная и угольная баржа. Потерь в личном составе не было. Английская эскадра потерь в корабельном составе не имела, однако почти все корабли были поражены снарядами. Советская разведка утверждала что «Виндзор Кастл» с пробоинами в машинном отделении был на буксире приведен в Баку, где его поставили на ремонт. Она же подтвердила повреждения на «Президенте Крюгере» и «Эмануиле Нобеле». Потери личного состава были примерно 15 человек.

В ночь с 21 на 22 мая Тюб-Караганский залив покинули ПЛ «Макрель» и транспорт «Алекбер» с катером-истребителем на буксире. Их сопровождали три катера-истребителя. Караван вышел в 0.30 и к 15.30 благополучно прибыл на 12 футовый рейд.

22 мая неприятельские самолеты совершили пять налетов на Форт-Александровский. Кроме того, стало известно, что ночью, в 30-40 километрах от форта противник высадил морской десант, а корабли держались вблизи Тюб-Караганского залива. Командование флотилией направило против десанта сухопутный отряд, усиленный моряками, снятыми с кораблей. Решался вопрос об оставлении порта. Командир «Миноги» потерявшей ход из-за намотавшегося на винт троса, получил приказ уничтожить ее. Но подводники решили спасти свой корабль. Коммунист рулевой старшина Василий Яковлевич Исаев вызвался освободить винт от стального троса. Работая в холодной воде он 26 раз спускался под воду без водолазного снаряжения и сумел очистить винт. Через два часа лодка смогла дать ход. Впоследствии за этот подвиг и другие заслуги перед Советской республикой В.Я.Исаев был награжден орденом Красного Знамени и Почетной грамотой Президиума ВЦИК. В 21.30 «Минога» самостоятельно вышла с рейда. В 23.40 лодку накрыл густой туман, рассеявшийся только около полудня следущего дня. «Минога» шла вслепую, определив свое место место лишь по глубинам на Средне-Жемчужной банке, однако около 14 часов 23 мая благополучно прибыла на 12-футовый рейд. В 23.00 ушли остальные суда во главе с вооруженным пароходом «Каспий» и десятью вспомога-тельными судами из Тюб-Караганского залива на 12-футовый рейд Астрахани, куда они пришли утром 24 мая.

24 мая «Минога» прибыла в Астрахань.

22-27 мая из Саратова в Астрахань перешли ПЛ «Окунь» и «Касатка».

В ночь на 28 мая «Макрель», которой из-за спада воды не удалось пройти в Астрахань и находившейся в Волго-Каспийском морском канале вместе с речным буксиром, вооруженным пулеметом, подверглась торпедной атаке с моторного судна, но сумела уклониться маневром, хотя на ПЛ было всего 6 человек, включая командира и комиссара. Только с подъемом воды, сняв с ПЛ часть механизмов и откачав балласт, моряки смогли с помощью буксира привести «Макрель» в Астрахань.

3 июня подводные лодки начинают переход из Астрахани в Нижний Новгород, но так как белогвардейцы действовали на Волге переход затянулся, только 20 июня судами ВВФ с приданным десантным отрядом восстановили сообщение по Волге. К 6 июля, по данным разведки белых, подводные лодки красных уведены вверх по Волге, предположительно до Царицына. Две из них точно следовали на буксире.

9 июля 1919г. Сакс был снят с должности командира флотилии, и назначен командиром одного из отрядов. Саму флотилию слили с Волжской и с 31 июля в командование объединенной Волжско-Каспийской военной флотилией вступил Ф.Ф. Раскольников. Вместе с ним прибыла целая группа офицеров царского флота перешедших на сторону Советской власти – капитан 2 ранга В.М.Альтфатер, капитан 2 ранга В.А. Унковский, георгиевский кавалер и преподаватель артиллерийского класса в Кронштадте, бывший флагманский артиллерист Черноморской минной бригады старший лейтенант В.Б.Ловенецкий, старший лейтенант Г.П. фон Рейер, мичман А.А.Сиденснер и так далее.

Осень и зиму 1919г. подводные лодки «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь» зимовали выше Саратова.

 

1920г.

 

В течение весны 1920г. все четыре ПЛ «Минога», «Макрель», «Окунь» и «Касатка» базируясь на порт Петровск, несли дозорно-разведывательную службу в южной части Каспийского моря.

1 мая 1920 корабли флотилии вошли в Баку, где был образован Каспийский военный флот в составе 3 вспомогательных крейсеров, 10 миноносцев, 4 подводных лодок и др. кораблей. Одновременно с Каспийским флотом в Баку находился Красный флот Советского Азербайджана.

17 мая 1920г. Каспийский и Азербайджанский флоты завершили освобождение Каспийского моря от белогвардейцев, высадив десант в порту Энзели и захватив всю флотилию противника. Были захвачены: вспомогательные крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт», «Меркурий», плавучая база торпедных катеров «Орленок» и 4 английских торпедных катера, авиатранспорт «Волга» с 4 гидросамолетами, транспорты и вспомогательные суда. Трофеями на берегу стали 50 орудий, 20 тысяч снарядов, 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельс, 8 тысяч пудов меди и так далее.

В июле 1920 Каспийский и Азербайджанский флоты были объединены в Мор-ские Силы Каспийского моря

В конце августа 1920г. ПЛ перебазировали в Баку. Они базировались у новой плавбазы напротив Девичьей башни.

В сентябре после окончания боевых действий на Каспийском море все четыре лодки были переведены в резерв и поставлены на капитальный ремонт. На них осталось 12 человек, а остальные 72 подводника во главе с Ю.В.Пуарэ были переведены на Черное море для комплектации новых лодок.

 

Литература:

Веселов П. «По приказу Ленина». Журнал «Моделист-конструктор» № 6 1987г. стр9-13. Эта же статья по адресу https://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/minoga.htm

Волков Андрей «Тюб-Караганский бой» Журнал «ФлотоМастер» № 2 1999г.

Гавриленко Г.И. «История балтийского подплава». Журнал «Тайфун» № 1, 1999г.

Дмитриев В.И. «Атакуют подводники». Москва. Воениздат. 1973г.

Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение». Москва. Воениздат. 1990г.

«Из бездны вод». Москва. "Современник" 1990г.

Ковалев Э.А. «Короли подплава в море червонных валетов» Москва-Санкт-Петербург. Центрполиграф. 2006г.

«Флот в Белой борьбе». Москва. «Центрполиграф». 2002г.

Цыбин В. «С Балтики на Каспий – через Саратов» Журнал «Волга» № 5-6 1997г.

Широкорад А.Б. «Великая речная война. 1918-1920 годы.» М. Вече. 2006г.

 

Розин Александр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: