Механизмы и феномены восприятия человека человеком




Представление о другом человеке тесно связано с уровнем

собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны,

богатство представлений о самом себе определяет и богатство

представлений о другом человеке, с другой — чем полнее

раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления

о самом себе. Аналогичная мысль была высказана еще

Л.С.Выготским: «Личность становится для себя тем, что она

есть в себе, через то, что она представляет собой для других»

[Развитие высших психических функций. М., 1960]. Таким образом,

человек осознает себя через другого человека. Анализ

осознания себя через другого включает две стороны — идентификацию

и рефлексию. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификация — это способ понимания другого человека

через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам

самого субъекта. Термин «идентификация» буквально

означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия

люди пользуются таким приемом, когда предположение

о внутреннем состоянии партнера по общению строится

на основе попытки поставить себя на его место. Таким

образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов

познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией

и другим, близким по содержанию явлением — эмпа-

тией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания

другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио-

Категория общения в психологии 181

нальное осмысление проблем другого человека, а стремление

эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпа-

тии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации:

и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место

другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть

на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить

себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с

кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит

его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто

принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней

сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-

иному.

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека.

В психологии под рефлексией понимается осознание

действующим индивидом того, как он воспринимается партнером

по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать

меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение

зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга

в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух

участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее

две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характеристик

друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая

другого, стремится построить определенную систему интерпретации

его поведения, в частности его причин. В обыденной

жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения

другого человека в условиях дефицита информации, начинают

приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание

причин поведения другому человеку называется каузальной

Атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные

эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола

и эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола объясняется

через формирование специфической установки на воспринимаемого,

а также через направленное приписывание ему

на основе этой установки определенных качеств. Эффект ореола

заключается в том, что информация, получаемая о каком-то

человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан

заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль

ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по

взаимодействию.

Другое явление, часто имеющее место в восприятии и понимании

людьми друг друга, — это явление стереотипизации. Стереотип

— это некоторый устойчивый образ какого-либо явления

или человека, которым пользуются как известным штампом

при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация —

182 Общие проблемы психологии

это классификация форм поведения и интерпретация их причин

путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными)

явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизация

может складываться как результат обобщения личного

опыта субъекта межличностного восприятия, к которому

присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов

и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными,

но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями,

могут оказаться глубоко неверными.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой

передаче информации. Для того чтобы быть успешным,

оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом

информации о результатах взаимодействия. Сообщая

что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой

или вопросом и, вообще, взаимодействуя с ним, индивид

все время получает необходимую информацию об эффективности

своего обращения к нему. Роль обратной связи в общении

особенно отчетливо осознается, если сама ее возможность оказывается

в силу каких-то причин блокирована. Если невозможно

воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция,

возникает скованность движения. Сигналы, получаемые

при восприятии поведения собеседника, становятся основанием

для коррекции последующих действий и высказываний субъекта.

Вообще восприятие собеседника или слушателя при общении

выступает важным условием налаживания взаимопонимания.

Таким образом, обратная связь в процессах межличностного

восприятия выполняет осведомительную функцию и функцию

саморегуляции.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки,

плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители

информации, которую следует принимать во внимание при

общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной

связи оказывается лицо собеседника или слушателя.

Впрочем, достаточно полное представление о восприятии

субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов,

поступающих от воспринимающего, и прежде всего,

анализ их поступков.

Семья и ее роль в формировании механизмов общения

Семья — это первая социальная группа, активно воздействующая

на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений

и общения между членами семьи создают в семье

специфическую морально-психологическую атмосферу, которая

играет важную роль в решении каждой семьей ее воспитатель-

Категория общения в психологии 183

ных задач. Взаимоотношения родителей и детей и специфика

их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в

семье, оказывают огромное влияние на формирование личности

ребенка.

Удовлетворение элементарных потребностей ребенка и контроль

его поведения и успеваемости не может в полной мере

обеспечить установление прочных духовных контактов между

родителями и детьми. Одним из необходимых условий формирования

таких контактов является высокий уровень взаимной

информированности родителей и детей, без которой не могут

складываться их нормальные взаимоотношения и формироваться

хорошо налаженное обучение.

Высокий уровень взаимной информированности родителей

и детей является одной из важных предпосылок их адекватного

представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего

нормально протекающее общение в семье. Для того

чтобы иметь адекватный образ партнера по общению, верно

оценивать мотивы его поступков и суждений, необходимо располагать

достаточно широкой информацией о человеке: о направленности

его личности, о содержании его интересов, об

уровне его знаний, умений и т.п. Отсутствие в семье такой информации,

а следовательно, и правильных представлений о личности

партнера по коммуникации создает значительные трудности

в общении не только детей и родителей, но и детей со

своими сверстниками, друзьями, родственниками, соседями

и т.п.

Взаимная информированность родителей и детей может быть

обеспечена только за счет разнообразия сфер и тем их общения.

От содержательной стороны общения зависит количество

и качество получаемой ребенком информации, помогающей ему

познать самого себя и окружающий его мир. Слабая взаимная

заинтересованность родителей и детей нередко формирует у них

негативное отношение друг к другу, лишает их общение эмоциональной

привлекательности, а у детей не формируется при этом

адекватных способов эмоциональной идентификации и эмпа-

тии по отношению к людям вообще.

Нормально протекающее общение в семье — это Всегда процесс

активного взаимодействия и взаимовлияния членов семьи.

Семейное общение — нормативный процесс. С помощью моральных

санкций (осуждения, одобрения, поощрения и т.д.) нормально

протекающее общение в семье задает детям определенные

модели поведения. Большую роль в усвоении и реализации

заданных стандартов поведения играет подражание детей родителям.

Дезорганизация общения в семье создает крайне неблагоприятные

условия для усвоения детьми положительных об-

184 Общие проблемы психологии

разцов поведения. Специфика общения родителей и детей не

только формирует их межличностные отношения, но и оказывает

огромное влияние на формирование навыков общения детей

с другими людьми.__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: