Мама пишет: Совет о том, чтобы попробовать работу с цветом в другой




> "интерпретации", не загоняя его в заранее нарисованную форму, добавил мне энтузиазма: и как я сама раньше не догадалась,

> ведь так просто! (Кстати примерно это недавно проделала с красителями

> для пасхальных яиц)

Отличная идея! А я вот не догадался... А еще мы делали так: просто когда готовились КРАСИТЬ (я так называю всегда это занятие, когда мы работаем красками с детьми, и при них ОБЯЗАТЕЛЬНО тоже говорим - "Пошли КРАСИТЬ!" - а не «рисовать».

Если сказать «рисовать»… – то дети уже знают: это карандашом, мелком... Рисовать - это чертить линии. Там, где есть линии, и где они играют и фантазируют на придуманный ими сюжет, сами.

 

Дело в том, что две эти деятельности, - красить и рисовать - (вы будете смеяться, как говорят в Одесе...) - исходят из разных полюсов детского организма, а по большому счету - из двух разных....мировых принципов, которые формируют человека.

(Если кто склонен к глубинам философской мудрости, то про эти 2 начала написано во многих книгах, даже можно подсилиться и почитать... Очень ярко - в "Письмах об эстетическом воспитании человечества", Фридриха Шиллера с 8-9 письма начиная...(да, того самого, поэта!) А "безумный Фридрих" Ницше называл это "дионисийским и аполлоническим" принципами... А вот Лиана Колло Д`Эрбуа, основатель художественно-терапевтической школы, откуда и я про это узнал, говорит еще проще – это СВЕТ (принцип формы) и ТЬМА (это не детская Темнота-Баба-Ёжка, а та самая МАТЕРИЯ, которая МАТЬ-всего...) Подробнее можно прочесть в ее книге «Сферы цвета», я перевел ее.

 

Так вот, когда ребенок РИСУЕТ, т.е чертит разные линии, каракули, то занятие это формируется и следует шаг за шагом за ростом и пробуждением его сознания в организме - по мере вхождения, спуска и проникновения сознания в тело, отправляясь от головы.

И первые каракули - часто носят вращательный, круговой характер. Потом в этой «каше» появляется нечто, как штрихи, идущие в сторону, и вот- уже готова голова с растущими прямо из нее ногами и руками.

 

Когда же ребенок наносит краску – именно краску: размазывает ее, КРАСИТ, он переживает САМ ЦВЕТ в его освобождении от формы, его сущность, характер - в чистоте. Форма не заграждает восприятие цвета. Если цвет наносят, не исходя из формы, («это надо покрасить желтым, а это - синим»), не вставляют его в заранее заданную форму раскраски или начерченного заранее рисунка-контура- тогда можно ВОСПРИНИНЯТЬ нечто, от существа цвета. Цвет, его действие, не происходит из нашей деятельности рисующего, ребенок не продуцирует его характер из себя, как в случае с рисованием линиями, а ВОСПРИНИМАЕТ, ВПИТЫВАЕТ, ВДЫХАЕТ - душевно питается его возвышенной, магической душевной силой.

 

Для взрослого мира эти две деятельности, еще различные у ребенка, трагически слились в понимании родителей и воспитателей в один комок. На деле в рисовании линиями ребенок как бы исторгает из себя СВОЕ САМООЩУЩЕНИЕ ТЕЛА, объективирует, усиливает его, делает своего рода «внутренний массаж своего самоощущения, сил своего организма», «осязание душой действий тела», как душа укоренена, что она переживает в процессе роста, вхождение и освоение земного организма. На этом основаны проективные методики.

А когда ребенок КРАСИТ – он вдыхает, впивает, впитывает через восприятия те силы, которые мировая мудрость вложила в цвет, и которые продолжают еще струиться через свет и цвет, вспаивая и простраивая душевную деятельность, подобно благодатному дождю, орошая ее своей радостью и живой силой. – В соприкосновении с цветом душа ребенка, да и взрослого, конечно же, тоже, действительно наполняется силами и любовью, впитывает характеры цветов, переживает их разнообразие, многосторонность, ПРИСУТСТВИЕ потрясающего ИНОГО МИРА, явление которого сквозит через цвет. Потому так очаровывают драгоценные камни своим чистым, райским еще цветом; потому мы смотрим с восхищением на зарю, на прозрачность вод и небес, на желтизну и красноту листьев осени, и говорим – «как красиво»! Цвет САМ ПО СЕБЕ, не закованный в форму (или – как в осенних листьях - возгорающий, освобождаясь, излетая из формы) – дает нам ощущение своей ангельской ДУШИ, ее присутствия, ее дыхания и биения. Всем детям нравится смотреть через цветные стеклышки. Всем нравится сочноцветная, благородная ткань, даже если из нее ничего не сшито! ЦВЕТ – это питание души. Но форма может сковать, скрыть и вовсе погасить его восприятие.

 

Воспринимая ФОРМУ, мы воспринимаем СВОЕ ТЕЛО ИЗНУТРИ, усиливаем и крепим его.

 

Воспринимая ЦВЕТ, мы впитываем из мира СВОЮ ДУШУ, даем миру оживить ее.

 

Форма и цвет изначально противоположны. Форма гасит восприятие цвета. Цвет же одушевляет - и растворяет форму.

 

Только ВПОЛНЕ ПРОЖИВ - отдельно - ВКУС ФОРМЫи ВКУС ЦВЕТА, можно научиться гармонично их соединять, чтобы они не гасили, а оживляли друг с друга. -

 

Это искусство может быть постигнуто детьми только по мере того, как сознание своим светом проникает все дальше, и обживает уже ВСЕ тело, по мере взрастания и полного созревания тела и души.

Поэтому рисование КРАСКАМИ ПО ФОРМЕ с маленькими детьми делает их больными, как если заставлять их выполнять взрослую работу, со все ее ответственностью и напряжеием сознания.

 

Посмотрите только, сколь совершенно соединение цвета и формы на простом яблоке! Сколько написано картин, где художники наслаждаются, ищут, переживают раз за разом эти переходы цвета на закругленной его поверхности! Целые теории цвета пишутся об этом!

Представьте себе, что сознание в тело входит постепенно, вдевается, как рука в перчатку, - да, да именно так – первоначально исходя из головы, и шаг за шагом медленно все дальше проникая в тело, туловище и затем в конечности... Оно идет за ростом – голова «готова», завершена по сути уже с рождения, она – «старец», а вот остальной организм растет и ПЕРЕформировывается.

 

В детских рисунках это всегда находит свое отражение, шаг за шагом - сначала это крученые каляки-маляки (ведь голова-то круглая! Это ощущение переходит в движение рисунка); из «клубка линий» начинают расти прямые - вроде как руки и ноги... И так далее..

 

Есть целые трактаты про эти рисунки. И если вы не видели таких рисунков у своего ребенка, то это не значит, что он не делал таких движений, не «рисовал» ими. Просто он мог это делать пальцем на стенке, или палкой в луже. Бывает, что некоторые фазы этого процесса проходят мимо нашего внимания просто потому, что мы не находим их следов.

 

Вкратце: эта деятельность линий НЕ ТЕРПИТ нашего поучающего вмешательства, ибо высшая природа духа, формирующая тело ребенка, еще во чреве матери, продолжает действовать еще очень долго, и она сама знает, как расти организму.

А если мы начинаем давать детям рецепты, КАК НАДО РИСОВАТЬ, то что происходит? Про китайские башмачки слышали? Их надевали на ноги девочкам, и ступня уродовалась, срасталась в комочек... То же самое происходит, когда "учат рисовать правильно" маленьких детей.

Да, это БУКВАЛЬНО НАКЛАДЫВАЕТ БАНДАЖИ НА РОСТ ОРГАНОВ РЕБЕНКА!!! –

Здесь всегда меня спрашивают: «а если ребенок САМ просит – нарисуй мне…- лошадку, зайчика и т.д. – Как быть? «

Детям же все интересно. Интересно, как это папа или мама - раз! и сделали такую штучку, рисунок, провели несколько линий, и вот, так интересно, что-то получилось!

Чтобы объяснить вам лучше, что же происходит, когда ребенок ПРОСИТ НАРИСОВАТЬ, приведу другой пример. Ребенку очень интересно наблюдать - как взрослые – (как это они делают? Интересно! Надо снова попросить повторить!) берут стопку бумаги, соединенную с одной стороны (называют книжкой) там жучки какие-то черные – и начинают так складно рассказывать - сказку! Называется - читать! А ну почитай еще! (смысл: я никак не пойму, как это ты так делаешь, как ты колдуешь?! Вопрос совсем не в одном содержании прочитанного, а загадка в НАС, взрослых – как это мы делаем?)

 

НО ОН ЖЕ ПРОСИТ - НАРИСУЙ!!! Ему надо лошадку! А если ребенок САМ просит в розетку залезть, или окурок с земли подняв, в рот сует – вы что, тоже сразу навстречу идете?

Так вот, все эти рисовалки-заучки, которые рисуют мамы, папы, дедушки и бабушки, или в книжках взятые - кружочками и огурчиками зайчиков, или слоников изобразить… ГАДОСТЬ похуже окурка с полу у пивного ларька!

Отрава для души и тела.

 

(Вопрос: парадокс: а ведь дети сами так именно и рисуют – ручки ножки огуречик… -

Ответ. Внешне похоже на ваши формы из книжек. Но рисуют они не придуманное из головы, как делают взрослые, а черпают из ОЩУЩЕНИЯ СВОЕГО ТЕЛА. –

 

Как же это рисует ребенок? Что он при этом чувствует?

«Я чувствую свое замкнутое и продолговатое туловище, я в нем, я с ним» – и рисуют овал.

«Я чувствую, что мои руки идут, протягиваясь, в стороны от туловища» – и рисует их ХОД – в стороны потянулись линии…

Сначала – тянутся они не от туловища, а от головы, потому что ВНИМАНИЕ еще сосредоточено в органах чувств головы, чувствуется ПРОТЯГИВАНИЕ руки, а не ее мышцы и кости.

Известно, что если у ребенка, например, болит ухо, то он может нарисовать человека с большим ухом, даже выделив его красным.

Поэтому ниточки на рисунках идут не от туловища, а ОТ ГОЛОВЫ, и только потом, когда тело как физическое его присутствие будет осознаваться все лучше, они перемещаются на туловище.

 

Увидев один раз взрослые «рисунки» зайчиков-слоников (а они по сути, лишь мертвый монтаж геометрических фигур, механически соединенных; придуманных абстрактно, и к ОЩУЩЕНИЮ ТЕЛА РЕБЕНКОМ не имеющие отношения), ребенок снова и снова просит вас «нарисовать это». Он пытается примерить этот рисунок на себя. Натягивает на свое самоощущение, как тесную, неподходящую ему одежду.

А потом, когда ему говорят - ведь тот, кто рисует, как правило, в конце концов устает, или бумага кончается, и говорит – «ну теперь сам давай» –

 

Что скажет ребенок? – естественно! «Я НЕ УМЕЮ!» да еще иной раз, попробовав, со слезами на глазах. – ПРОИЗОШЛО ДУШЕВНОЕ НЕСВАРЕНИЕ… Взрослая одежда оказалась КОЛЮЧЕЙ, И НЕ ПО МЕРКЕ.

Взрослые тут геометризировали-математизировали перед ним, как Пифагор перед толпой, а теперь ты давай-ка, повтори эту китайскую грамоту!

Иероглифы не пробовали писать? Китайцы запросто пишут, и иногда один и тот же иероглиф выглядит так по-разному… Попробуйте? Поймете, каково детям повторить, когда СМЫСЛ действия СОКРЫТ! Не на что опереться! Потому что опора - в теле другого человека! В строении тела взрослого, в его твердо-жестком строении скрыта тайна, как эти формы надо соединять. Потому что, когда в рисуете форму, то опираетесь на строение своего тела.

 

Ну, мы же помочь хотим! – и начинаем детально показывать: вот, смотри, так, кружочек, тут ушки, тут глазки… Делай как я, и все получится…

Все же попыхтел, но сделал. Сделал. -

 

НО У ТЕБЯ же ЛУЧШЕ!!!

 

НАУЧИЛИ. Намучили. - ВЛОЖИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ШАБЛОН …

(вот так стакан держи, на стол не ставь, денег не будет, так прикуривать надо… Не умеешь – научим, не хочешь – заставим…)–

 

(камень на камень, кирпич на кирпич… Умер сегодня Владимир Ильич…

Только умер не Ильич, а что-то умерло в ребенке. Буквально, физиологически – в этот момент в мозгу отложилась конфигурация кристалликов мочевой кислоты, которая теперь будет сопровождать ВСЮ ЖИЗНЬ, и послужит зачатком склероза или… или… Хочется надеяться – счастливо растворится при освобожденной творческой деятельности.

 

(Какой ужас! Значит, мы все время вредим детям, когда что-то заучиваем с ними? –

Да, дорогие мои. Жизнь – особенно по шаблону - это вообще смертельное заболевание, передающееся половым путем! Иначе мы бы жили вечно! А так – как всю грампластинку бороздками до конца заполним – так и в мусор ее приходится выбрасывать. Вместе с телом.

 

Правда, говорят, есть хитрые люди, которые научились ПОДВИЖНОМУ мышлению – т.е. не ярлычками-понятиями все завешивать, не по шаблону слоников и буквы рисовать-писать – (это мама, это папа, это треугольник, это теорема, это Бог, он с бородой, это – добро, это – зло…)

 

А они умеют иметь пластически-подвижные понятия.

 

Способность эта достигается внутренними упражнениями- мыслительными - и другими, в частности – при помощи занятий искусством, только не бум-бум по нотам, а «В свободном полете». (Как у Михаила Казиника). Посмотрите на танцоров, музыкантов – особенно джазистов (если они без наркотиков, конечно) – это же люди, сохранившие в себе молодость до преклонных лет! Только не коллагенную и силиконовую, а МОЛОДОСТЬ поведения в жизни. Иной раз и лицо морщинами покрылось – но какая улыбка и глаза… Вспомним Чаплина, Пикассо, Плисецкую… Да мало ли…)

--------------

Но ПОКА он маленький, САМ ребенок от этого штампования избавиться не может. Это поддается только самовоспитательным мерам – уже во взрослом возрасте – и, не боюсь этого слова, глубинным ДУХОВНЫМ деяниям, самопреобразования. Ну, еще педагогико-художественно-терапевтическим. С большим трудом и помощью педагогов, родителей, семьи. Так как в малом возрасте ВСЕ зависит от нее.

Но если дело начинает идти на лад - то радость высвобождения помогает одолеть многое.

 

А колодочки и испанские сапожки для детской души - в изобилии: всевозможные раскраски, книжечки типа "как нарисовать зайчика..." да и просто в гос.дет. садовских программах занятий предусмотрены все эти процедуры «сдавливания головы». Потому что государству нужны не творцы, а кирпичики в его стену «вертикали власти». Что за кирпичик, который вдруг раз - и побежит своей дорогой? Нехорошо…

 

Лучше Максимилиана Волошина https://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/

наверное, еще никто не написал про это:

https://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_kain.htm

 

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство - наименьшее,

Тягчайшее же - воспитанье.

Правители не могут

Убить своих наследников, но каждый

Стремится исковеркать их судьбу:

Для них в ребенке с детства зреет узурпатор,

Который должен быть

Заране укрощен.

Смысл воспитанья -

Самозащита взрослых от детей.

Поэтому за рангом палачей

Идет ученый Комитет

Компрачикосов,

Искусных в производстве

Обеззараженных

Кастрированных граждан.

 

P.S. Сейчас многие переполошились, что в гос. садиках отменят прежние обширные «развивающие» занятия с детьми. А в этом есть две стороны - конечно, хаос может быть; конечно, на этих дрожжах бурно полезли в рост «педагоги-мичуринцы», предлагающие по сходной цене «развить по новой ускоренной методике вашего ребенка, привив ему умение…»

Но другое - кое-кто не догадываются, что сняв испанские сапожки с детей, их выпускают на волю... свободную детскую волю! Дети-то ведь вырастут без гос. обручей на мозгах и теле... вот дело-то будет!... Если родители только за них не возьмутся сами – «развивашками» и «подрастишками», а потом с «лидеришками» и «карьеришками».

И если криминалом все не кончится, и революцией очередной….Умище-то, непроштампованный аппликациями и шаблончиками, да еще снабженный непогубленной волей - куда девать будет? –

Правда, сейчас начали уродовать уже с рождения - кувалодой прививок, сразу 5-7, и вот, готов детский аутизм. А ну как кто избежит этого, по разумным семьям, по деревням да по глубинкам?

Вобщем, интересная жизнь...)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: