История развития организаций




КТД

КТДеятельность – это система отношений между воспитанниками и педагогами, основанные на взаимопонимании, помощи, уважении и желании творить.

 

Основная цель: проявление заботы не только о ближних, но и далеких «друзьях».

КТДело – это коммунарская методика, система идей, дел, отношений (Автор: Игорь Петрович Иванов).

 

Виды КТДела

● Трудовой

Цель: воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких «друзьях», работать самостоятельно.

 

● Познавательный

Цель: открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким «друзьям».

 

● Художественно-эстетический

Цель: развить художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, укрепить тягу к духовной культуре, искусству, потребность открывать прекрасное другим людям.

 

● Спортивно-оздоровительный

Цель: укрепление здоровья, приобщение к физической культуре, развитие быстроты, выносливости, находчивости, смелости, мужества, дисциплины.

 

● Организационный

Цель: развитие и обогащение взаимоотношений в коллективе.

 

● Общественно-политический

Цель: укрепить гражданское отношение к своей школе, городу, Родине.

 

КТДеятельность

 

I стадия: подготовительный этап – изучение отношений и

уровня развития коллектива

II стадия: планирование

● Анкетирование

● Пресс-опрос

● Аукцион идей

● Мозговой штурм

● Разведка интересных дел

III стадия: подготовка к КТДела

 

Методы подготовки КТДела

● Инициативная группа – это такая группа, которая создается для организации дела внутри коллектива. Служит для организации коллектива. Запись в группу осуществляется по желанию самих участников.

● Творческая группа – это такая группа, которая создается по желанию участников или назначается органами самоуправления. Для организации дела как внутри, так и вне коллектива. Работа в группе происходит через распределение заданий.

● Сове дела – это временный орган самоуправления, который создается для организации какого-либо дела. Обеспечивает участие каждого в организации и проведение дела.

Алгоритм КТДела

1. Вводная часть, эмоциональный настрой

● Использование технических средств

● Использование сюжетно-ролевой игры

● Речь ведущего

2. Разбивка на микро группы

● Открытка

● Цвет

● Шарики

● Геометрические фигуры

● Символические знаки

● Игра («молекула», «капитаны»)

● Со смысловой нагрузкой

3. Распределение заданий

● Черный ящик

● Воздушный шар

● Лотерейный билет

● Выкуп заданий

● Зашифрованное задание

4. Выполнение

5. Показ

6. Подведение итогов

● Приз зрительских симпатий

● Самый-самый

● Символическим знакам

● Балы

7. Анализ

● Организатором

● Советом дела

● Коллективом

8. Последствие – планирование

 

Формы КТДела

● Дискуссия – форма исследования какой-либо проблемы, спорного вопроса коллективом или коллективами соперников. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения.

Цель: установление истины или хотя бы максимального приближения к ней.

Для дискуссии необходима тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположных точек зрения.

● Эстафета – командная игра на быстроту выполнения того или иного задания, причем команды или их представители стартуют одновременно.

● Фестиваль – демонстрация творческих или каких-либо других достижений, может выражаться в концертной программе.

● Устный журнал – форма расширения и углубления

знаний о культуре, жизни и труде людей. Он знакомит слушателей с информацией, посвященной той или мной тематике и представленной на страницах журнала. Совет дела определяет количество страниц и распределяет их между творческими группами, которые подбирают необходимый материал: информация, литературное и музыкальное оформление, наглядное пособия. Различают: тематические и разно-темные.

● Конкурсная программа – командная, парная или индивидуальная игра, в которой задания ведущего выполняются за минимальное количество времени.

1. Разделение на зрителей и участников

2. Участи всех

3. Экспромт

4. Требующие подготовки

Коммунарская методика

● Теплота отношений

● Дух общности

● Атмосфера отношений

● Уделение внимания «ярким людям»

● Развитие любой идеи

● Подготовка сюрпризов

● Готовность прийти на помощь другим

● Веселый настрой

● Доброе отношение к людям

 

Шаги организатора по подготовке КТДела

1. Поставить цель

2. Определить каким путем ее можно достигнуть

3. Посоветоваться с умными людьми

4. Составить план действий

5. Разбить всю работу на части

6. Подобрать помощников

7. распределить обязанности

8. Конкретно объяснить, что надо делать

9. Учитывать, кто как работает

10. Контроль хода работы

11. Подведение итогов по окончанию работы

 

Этапы проведения отрядного дела

  1. Подготовительная работа

● Мебель

● Использование технических средств

● Дидактический материал

● Оформление

● Поощрения в виде призов

● Определение материальной базы

● Назначение помощников

  1. Проведение КТДела

● Игры на знакомство, раскрепощение

● Вступительная часть

● Разбивка на группы

● Распределение заданий

● Выполнение заданий

● Показ заданий

● Подведение итогов

  1. Подведение итогов, награждение, анализ

 

Оформление КТДела на бумаге

● Название

● Цель

● Участники

● Ход

● Ожидаемые результаты

● Материальная база

 

Как делать праздник?!

1. Выбрать тему

2. Выбрать форму (учитывая возраст участников, время и место):

● Викторина

● Танцевально-игровая программа

● Ярмарка

● Ролевая игра

● Интеллектуально-развлекательная игра

● Спектакль-мюзикал

3. Продумать

● Кто может быть главными действующими лицами?

● Какие будут основные этапы праздника?

4. Работа с творческими группами:

● Задание дается с четким определением времени выступления группы.

5. Продумать связки между выступлениями групп

6. Продумать общую композицию праздника

7. Сделать постановку (прогон) с отдельными группами. Сделать вовремя режиссуру.

8. Продумать призы и награждения

 

Организация работы

  1. Выделить главное из цели
  2. Не пренебрегать опытом других
  3. Учитывать возможности членов коллектива
  4. Определить, что нам может понадобиться в работе
  5. Составляя план дела; не стройте «воздушных замков»
  6. Работа должна быть понятной каждому
  7. Каждый несет ответственность за свою обязанность
  8. Объединяя людей – сплачивайте коллектив
  9. Координируйте свою работу
  10. Доверяй, но проверяй
  11. Будьте внимательны при завершение работы
  12. Итоговый анализ – залог успеха в следующий раз

 

 

ЛИДЕР

 

Лидер (организатор) – человек, который обладает организаторскими способностями.

Лидер – это человек, управляющий командой, который помогает другим участвовать в деятельности и способен выполнять задания клуба (класса, отряда). Способный руководитель не делает работу для коллектива; он делает эту работу возможной для выполнения другими (лидерами, членами организации, родителями).

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Лидерами не рождаются - ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.

 

Способности лидера

Практичность ума способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

Общительность (коммуникативность) – открытость к другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

Настойчивость – умение доводить дело до конца;

Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.

 

Специфические способности лидера

Организационное чутье

В эту группу входит три компонента:

- психологическая избирательность способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее, умело изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватной ситуации;

- практический – психологический ум способность учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности;

- психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

Эмоционально-волевая воздейственность.

В эту группу входит три компонента:

- общественная энергичность – способность заряжать своей энергией других людей, использую самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния, прежде всего – личный пример;

- требовательность – постоянство и реальность проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации;

- критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

Склонность к организаторской деятельности

 

- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Функции лидера

  1. Вдохновляет

Как лидер, вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом

использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из

важнейших черт лидерства – балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношениях между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.

  1. Добивается максимального вовлечения

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.

  1. Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.

  1. Строит мосты к действию

Хорошие лидеры обсуждают с группой достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

  1. Выделяет лучшие качества в людях

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

  1. Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

 

Коллектив – это группа людей, имеющих общие ценности, взгляды, цели, способы к саморазвитию.

 

Признаки коллектива

1. Общая социально значимая цель.

Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными

целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и

законам государства.

2. Общая совместная деятельность

Для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости.

Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган.

В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

 

Примечание: в дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива.

 

Стадии развития коллектива

1. Песчаная россыпь – в таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло» соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может, и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к «рыхлости»,

«рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит.

2. Мягкая глина – в группе находящейся на этой ступени заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. По своей инициативе редко приходят друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, часто ссорятся. Хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как его некому поддержать.

3. Мерцающий маяк – формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты - «смотрители» маяка, кто не дает погаснуть огню – организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью, но ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей. Не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не часто вносятся предложения. Видны проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4. Алый парус – здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного» Дружеское участие заинтересованность делами друг друга сочетаются принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив. Все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Группа сплоченная, но бывают такие моменты, когда она не готова идти на встречу бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

5. Горящий факел – ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Проявляются все качества,

которые видны на ступени «Алый парус». Бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.

Примечание: не всегда скорость движения коллектива по этой «лестнице» зависит от возраста его членов. В основном это зависит от организатора, и главное от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

 

Методы работы с коллективом

1. Разящие стрелы - лидер жестко-требующий, настойчивый, призывающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения. Подходит для «песчаной россыпи» и «мягкой глины»

2. Плывущий плот – коллектив самостоятелен, лидер (уступчивый, соглашающийся) не вмешивается. Подходит для «горящего факела».

3. Возвращающийся бумеранг – лидер (советующийся, консультирующийся) подает идею, коллектив развивает ее. Подходит для «мерцающего маяка».

4. Снующий челнок – коллектив работает по группам, лидер (уговаривающий, просящий) ходит от одной группы к другой. Подходит для «алого паруса».

 

Стиль руководства

1. Авторитарный

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

Позитивные аспекты

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объеме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

Негативные аспекты

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе (от предопределенности действий педагога).

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же - у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль - не самый лучший стиль обучения.

Однако не все отрицательно в работе лидера, предпочитающего авторитарный способ воздействия. Этот стиль может быть использован в следующих случаях:

- в работе с новой группой, когда необходима перемена стиля и отношений с группой после привычных способов взаимоотношений между детьми и взрослыми;

- ситуация опасности, в том числе и для персонала;

- когда есть проблема контроля, особенно при перемещении групп;

- неприятие группой новой информации;

- большой численный состав группы;

- члены организации не проинформированы об определенной теме встречи.

 

Либеральный

Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это - полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

Позитивные аспекты

1. Зависимость от принятия решений.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

Негативные аспекты

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Либеральный стиль используется лидером в следующих случаях:

- когда члены группы имеют опыт, необходимый для принятия решения;

- когда необходимо развивать общительность без вмешательства лидера.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он (или она) не почувствует общность с группой и ее целями.

Демократический

Это наиболее распространенный стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.

Лидер поощряет взаимодействие членов группы - приобретение чувства защищенности и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.

Положительные аспекты

1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.

2. Привлечение членов группы к принятию решений и учету.

3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.

Негативные аспекты

1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.

2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.

Опытный руководитель группы будет использовать демократический стиль руководства по мере возможности, поскольку предполагает терпение и практику, пользуется популярностью у тех руководителей, которые открыты людям, терпеливы, гуманны и гибки.

 

Примечание: лидер будет оценивать ситуацию в группе, и использовать сочетание авторитарного, либерального и демократического стилей. Эффективная деятельность лидера зависит от его личностных и профессиональных качеств, состава группы и типа деятельности, в которой участвует группа. Лидер будет наиболее эффективен тогда, когда он адоптирует свои слова и действия к способностям и уровню группы и ее членов, т.е. выбор того или иного стиля руководства зависит во многом от уровня развития данного коллектива.

Виды лидеров

1. Мыслитель – предлагает действовать, ему важна любая мелочь.

2. Художник – зажигает людей, заводила, расписывает все в лучшем свете.

3. Практик – старается увлечь за собой делом.

Примечание: обычно лидеров с чисто выявленным одним видом лидеров не бывает. Лидер совмещает в себе несколько видов лидеров, при условии доминирования какого-то одного.

 

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Организации бывают

1. Общественные;

2. Общественно- государственные;

3. Государственные;

4. Частные.

 

История развития организаций

● Первая детская организация появилась в 1887 году в Германии — «Перелетные птицы», носила военный характер.

1889 год — в Чехии появилось «Общество соколов».

конец 19 века в США — «ЧН», а в Англии — «Бойскауты»:

1). Скаутизм — детское движение;

2). Скаутинг — теория в основе движения;

1905 год — появились первые клубы в России для детей рабочих, организатором их был С.Т. Шацкий.

1909 год — в России появилась организация являющаяся прообразом скаутов — «Потешные войска»

1911 год — первый русский отряд скаутов (О.И. Пантюхов) «Общество содействия юных разведчиков».

19 мая 1922 года – день рождения пионерской организации

1923 год — все организации становятся пионерскими.

В СНГ существует СПО (ФДО) — союз пионерских организаций (Федерация детских организаций).

В России: ФДО — «Юная Россия».

В Воронежской области: ОПО (СДО) — областная пионерская организация (союз детских организаций), В нее входят Областные детские организации:

Детское движение

Дети — это несовершенолетнии граждане до 18 лет.

Детская организация — это общественное объединение создаваемое для реализации какой-либо социально значимой цели, имеющие регламентирование нормы и правила, зафиксированные в уставе, четкую структуру и фиксированное членство.

Детское объединение — это такое объединение, которое в совокупности имеет:

— четко обозначенные социально значимые цели;

— конкретно определенную программу действий;

— четко сформулированные права и обязанности;

— жесткую структуру отношений;

— сознательную дисциплину.

 

ОФОРМИТЕЛЬ

 

Оформление мероприятия

Оформление сцены и зала, где проводятся мероприятия играет важную роль для успешного проведения. Оно дает первичным эмоциональный настрой от которого во многом зависит дальнейший ход мероприятия.

Самое главное правило:

- Форма должна отображать содержание, т.е. необходимо разработать все детали композиции, чтобы они отражали сущность проводимого праздника.

Серьезный праздник – прямые буквы, строгие линии, сдержанные цвета.

Веселый, юмористический праздник – круглые шрифты, яркие цвета, разнообразные вольные формы.

При разработке композиции декораций необходимо вначале выбрать определенные символы, отображающие или ассоциирующиеся с проводимым праздником.

При оформлении необходимо учитывать:

1. Цвет задника (должен быть контраст).

2. Освещение зала и сцены.

Дополнительное освещение, куда падает свет, где совсем темные участки сцены. На освещенных участках делаются акценты. При отсутствии дополнительного освящения на сцене контраст должен быть сильным.

При изготовлении декораций учитывается:

1. Расстояния, не ровно положенный цвет, не ровные линии – с большого расстояния не заметны, а не четность, не ровности формы, не параллельности линий, не симметричные детали – бросаются в глаза. Мелкие детали не видны, а только создают дробность. Маленькое количество отдельных деталей (пример звезд) выглядит скудно. Буквы не читаемы если они мелкие. Поэтому лучше сделать меньше деталей, но крупнее по размерам.

Количество материалов. Цвета должны быть свежие, не темные и не жухлые, даже если они приглушенные, не яркие. Цвета выбираются в зависимости от содержания.

2. Композиция для оформления сцены может быть плоскостной или объемной. Для объемной композиции используют дополнительные средства:

- Драпировка из ткани

- Воздушные шары

- Гирлянды из флажков

- Детали на подставках

- Если сцена высокая, то на передней части сцены (на порожке) размещают детали. На верху, в начале сцены, но к этим деталям предъявляются другие требования по расстоянию. Они должны быть выполнены очень качественно, сделаны на планшетах, на ткани. Бумажные подписи лучше вешать в глубине. Декорации можно так же размещать на боковых шторах и просто на стенах и колонах в зале. Но все должно соответствовать содержанию, и быть объединено общей идеей и общим смыслом.

 

Развешивание оформления сцены начинается с середины.

Стенгазета.

 

Стенгазета – печатное издание, в котором публикуются материалы о событиях, происходящих в школе.

 

Требования к газете.

1. Выпускается газета не реже раза в месяц.

2. Газета освещает жизнь гр.

3. Сплачивает коллектив.

4. Непременное требование к газете – правдивость изложений материала.

5. Должен быть глубокий анализ фактов.

6. Газета должна быть доходчивой, живой и яркой, с ясными и краткими заголовками.

7. Следует помнить, что газета не только пропаганда, но и коллективный организатор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: