Догосударственные формы социальной организации.




Периодизация истории государства и права

В истории государства и права зарубежных стран обычно выделяют 4 периода:

I. История государства и права древнего мира: со второй половины IV тыс. до н.э. (образование первых государств в долине реки Нил) до V в. н.э. (падение Западной Римской империи)
+ Условный рубеж между античностью и средневековьем – 476 г.
II. История государства и права средних веков: с V в. до буржуазных революций XVII/XVIII вв.
+ Условный рубеж между средними веками и новым временем – Английская буржуазная революция, которая началась в 1640 г.
III. История государства и права нового времени: с буржуазных революций XVII/XVIII вв. до начала XX в.
+ Условный рубеж между новым и новейшим временем – первая мировая война 1914 г.
IV. История государства и права новейшего времени охватывает XX в. и начало XXI в.

Соответственно выделяют исторические типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное – для первых трех периодов и либеральное, социалистическое, тоталитарное, социальное и правовое – для новейшего времени.

Догосударственные формы социальной организации.

В процессе выделения человека из животного мира первой формой социальной организации стало первобытное человеческое стадо, которое было переходным от предчеловеческого стада животных к человеческому обществу. Стадо из 20-30 человекообразных особей, возглавлялось вожаком – самым сильным самцом и имело больше черт, характерных для животного мира, чем для человеческого сообщества.

Более высокой формой социальной организации стала родовая община, которая возникла вместе с человеком современного физического типа около 40 тыс. лет назад. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников по женской линии, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования и взаимопощи. Первобытная община управлялась собранием всех взрослых ее членов, каждый из которых обладал равными правами (“первобытная демократия”). Время от времени для проведения совместных мероприятий, например, загонной охоты, община избирала из своего состава вождя, который не имел особых властных полномочий и мог отличаться от остальных сородичей силой, ловкостью и опытом. Позиция вождя была временной и не давала ему никаких специальных преимуществ. Еще одним “органом” в родовой общине был совет старейшин, к которому обычно обращались как хранителю обычаев и традиций данного коллектива и для разрешения на их основе споров между отдельными общинниками. Ввиду отсутствия права роль регулятора общественных отношений играли обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Для первобытной общины характерна коллективная собственность не только на средства производства, но и даже на предметы индивидуального обихода (“первобытный коммунизм”).

Постпенно, по мере увеличения количества людей на земле, из родовых общин стали выделяться дочерние роды, и первоначальная община, состоящая из нескольких родов стала называться фратрией. Несколько родов объединялись в племя, для решения важнейших вопросов в котором собирался совет вождей отдельных родовых общин, так как собрать всех членов племени обычно представлялось невозможным из-за большого числа его членов. Совет вождей для проведения отдельных мероприятий, например, разрешения конфликта с соседним племенем, избирал вождя племени. Наконец, на закате первобытности появились еще более высокие формы социальной организации – союзы племен, которые носили обычно временный характер и управлялись советами вождей отдельных племен. На базе племен и союзов племен возникали первые государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: