Иоганн Пахельбель. Канон




В истории любого успеха есть много примеров, когда только одно произведение автора делает его популярным на десятилетия или даже века.

Знали бы мы, кто такой Люсьен Оливье, если бы не всенародный успех только одного его салата с майонезом?

Или Пётр Ершов, которого единолично спас от полного литературного забвения его замечательный "Конёк-горбунок". Список можно продолжать бесконечно.

В популярной музыкальной классике тоже есть много произведений, которые как якорь, удерживают имя их автора в сознании публики. Вот пять примеров.

1. Михаил Огиньский. Полонез "Прощание с родиной"

Огиньский был польским дворянином, дипломатом и политическим деятелем. Композицией он занимался на досуге, как любитель. В его фортепианных вальсах, мазурках и полонезах трудно найти выдающийся талант. Но в какую-то счастливую минуту он написал этот прекрасный полонез, моментально полюбившийся всем.

Полонез был издан в 1794 году и не был предназначен для танцев. Это фортепианная салонная пьеса. В Польше такие полонезы назывались "меланхолическими".

За двести прошедших лет обстоятельства его создания обросли разнообразными и чаще всего ничем не подтверждёнными легендами.

Самая устойчивая их них связывает этот полонез с трагическими событиями восстания Тадеуша Костюшки, в котором Огиньский принимал непосредственное участие. Во всяком случае с первого его звука ясно, что эта печаль имеет не личный, а национальный масштаб

Витторио Монти. Чардаш

Монти - итальянский композитор. Он был также дирижёром, скрипачом и мандолинистом и писал музыку в разных жанрах.

Но в список мировых хитов попало только одно его произведение - этот Чардаш для скрипки (или мандолины) и фортепиано, созданный по мотивам венгерского фольклора, открытым для европейской музыки ещё Ференцем Листом.

Высший знак успеха этого чардаша в том, что он сразу же пошёл "в народ". С момента его создания в 1904 году, он закрепился в репертуаре практически всех европейских цыганских ансамблей.

Типичный знак венгерской цыганской музыки - медленный выход и зажигательная пляска в продолжении - в этом чардаше выглядит особенно эффектно. Виртуозная партия скрипки зажжёт даже самого пропащего ипохондрика.

Иоганн Пахельбель. Канон

В отличие от дилетанта Михаила Огиньского и композитора третьего ряда Витторио Монти, Пахельбель (ударение на первый слог) - это крупная фигура немецкого барокко, знаменитый органист, который сильно повлиял на Баха (Пахельбель был к тому же другом его отца и учителем его старшего брата).

Но из огромного количества музыки этого композитора в концертной практике прочно закрепился только этот незамысловатый Канон, написанный для трёх скрипок и баса (любого инструмента, включая орган).

Канон - это когда она и та же тема вступает поочерёдно в каждом голосе с некоторым запаздыванием. В Каноне Пахельбеля всё это накладывается на отдельную мелодию баса. Она всё время повторяется.

Канон Пахельбеля был довольно известен при жизни автора (17- начало 18 века), но потом его забыли почти на двести лет. И только в семидесятых годах 20 века начался настоящий бум этого произведения.

Теперь он стал классической новогодней и рождественской мелодией. На Западе его играют также на свадьбах и похоронах, используют в саундтреках к фильмам, в поп и рок музыке и вообще везде и всюду.

Кстати, мелодия баса этого Канона отлично подходит в качестве сопровождения к гимну СССР и РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: