Лист шкалы оценки опросника А




Терапевтические опросники по выявлению уровня фиксированной эмоциональной установки

Нами разработаны и используются терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые препятствуют повышению уровня удачливости. Работая с каждой характеристикой, чертой или проблемой, ведущей к пониженной удачливости, мы повышаем уровень удачливости по данной характеристике. Эта психотерапевтическая работа осуществляется индивидуально или в группе.
Опросник пригоден для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы. Перед тем как перейти к основным вариантам опросников, остановимся на скрининговой версии. Эта версия предполагает получение быстрого результата, не претендующего на точность. Здесь мы выясняем, насколько обследуемый заинтересован и готов работать с опросниками, насколько такая работа может оказаться эффективной. Скрининг мы используем также когда действуем в условиях временного дефицита. Например, только одна консультация или презентационный образовательный курс. Приведем инструкцию для заполнения и текст опросника.

 

Скрининг

По каждому вопросу или утверждению вам важно выбрать один из трех возможных ответов. Просим выбирать быстро, не задумываясь. Подчеркните или обведите окружностью цифру, обозначающую выбранный вами ответ:
• всегда, очень верно — 3 балла;
• иногда, не определенно — 2 балла;
• никогда совсем не верно — 1 балл.

В МОЕЙ ЖИЗНИ Я:
1.
Использую возможность реализовать себя.
3 2 1

2.
Радуюсь своим достижениям.
3 2 1

3.
Оцениваю себя с точки зрения того: «Что скажут люди?»
3 2 1

4.
В своих делах ожидаю неудачи, чтобы не разочаровываться при их наступлении.
3 2 1

5.
Использую возможности оправданного риска.
3 2 1

6.
Поступаю в соответствии с меняющейся ситуацией.
3 2 1

7.
Принимаю на себя ответственность.
3 2 1

8.
Стремлюсь избежать непродуктивного беспокойства и тревоги.
3 2 1

9.
Довожу до завершения начатые мною дела.
3 2 1

10.
Люблю послушать заслуженную мною похвалу.
3 2 1

При подсчете результатов мы складываем все ответы. Причем в 3 и 4 вопросах ответ 1 балл учитываем как 3 балла, а ответ 3 балла как 1 балл. Сумма от 10 баллов до 15 может соответствовать неудачнику. Сумма от 15 до 25 баллов — середняку. И от 25 до 30 баллов удачнику.

Основной вариант опросника

Более точную информацию можно получить используя основной вариант опросника. Он состоит: из текста опросника А, листа шкалы оценки опросника А, бланка ответа № 1 опросника А, бланка ответов № 2 опросника А, формулы получения итогового значения по опроснику А, опросника Б.

Суммарная оценка 7 соответствует удачнику 1 степени.
Суммарная оценка 6 соответствует удачнику 2 степени.
Суммарная оценка 5 соответствует удачнику 3 степени и середняку 1 степени.
Суммарная оценка 4 соответствует середняку 2 степени.
Суммарная оценка 3 соответствует середняку 3 степени.
И неудачнику 1 степени.
Суммарная оценка 2 соответствует неудачнику 2 степени.
Суммарная оценка 1 соответствует неудачнику 3 степени.
Обращает на себя внимание, что группу середняков, особенно 3 и 1 степени трудно дифференцировать, с одной стороны, от удачников 3 степени и, с другой стороны, от неудачников 1 степени. Для такой дифференциации введен опросник Б. Последний состоит из 10 вопросов с альтернативными ответами. Ответ «Да» соответствует выбору середняка.
Обращает на себя внимание, что для удачников 1 степени и неудачников 3 степени характерны крайние ответы. Там, где удачники 1 степени выбирают ответ «Всегда» (категорически да, очень верно), неудачники 3 степени выбирают «Никогда» (категорически нет, очень неверно). Удачники 2 степени и неудачники 2 степени зачастую выбирают ответы «Почти всегда» (да, верно) или «Почти никогда» (нет, неверно). Причем их выборы также противоположны. Где удачник выбирает «Почти всегда», там неудачник выбирает «Почти никогда».
Удачники 3, середняки 1, 2, 3, и неудачники 1 степени выбирают ответы «Часто» (скорее да, скорее верно) или «Редко» (скорее нет, скорее неверно) или же «Неопределенно».
Данный терапевтический опросник мы используем как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Он пригоден так же и для проведения самоанализа. Во всех случаях он может использоваться в нескольких вариантах. В самом простом варианте опрашиваемый ставит перед собой вопрос: какова моя фиксированная эмоциональная установка в настоящее время? И дает по одному ответу на каждый вопрос опросника. Второй вариант предполагает три оценки. Обследуемый отвечает на вопросы: каким я был, какой я есть, каким хочу стать? Причем находит значимое для себя время в прошлом и оценивает, каким он был тогда. Затем оценивает себя в настоящее время. И третий раз оценивает себя в будущем. Каким он желает стать в определенный им момент своего жизненного пути.
Приведем текст опросника, лист шкалы оценки и бланк для внесения ответов.

 

Текст опросника А

В МОЕЙ ЖИЗНИ Я:
1. Настраиваю себя на удачу.
2. Использую возможность реализовать себя.
3. Радуюсь своим достижениям.
4. Использую возможность познать новое.
5. Использую возможность быть открытым для других людей.
6. Оцениваю себя с точки зрения того, что скажут люди.
7. В своих делах ожидаю неудачи, чтобы не разочаровываться при их наступлении.
8. Получаю удовольствие от общения.
9. Бываю удачливым.
10. Получаю удовольствия от работы.
11. Избегаю зависимости от прошлого.
12. Умею выражать свои убеждения.
13. Получаю удовольствие от природы.
14. Использую возможности оправданного риска.
15. Планирую несколько путей достижения каждой важной цели.
16. Получаю удовольствия от секса.
17. Доверяю людям.
18. Люблю выслушивать заслуженную мною похвалу.
19. Поступаю в соответствии с меняющейся ситуацией.
20. Дорожу временем.
21. Получаю удовольствия от пищи.
22. Панирую достижение нескольких целей одновременно.
23. Доверяю себе.
24. Поддерживаю доброжелательные отношения с окружающими.
25. Проявляю настойчивость в важных для меня делах.
26. Избегаю конфликтов.
27. Уверен в себе.
28. Получаю удовольствия от любимого искусства.
29. Принимаю на себя ответственность.
30. Получаю удовольствия от сна.
31. Меняю свои планы согласно обстоятельствам.
32. Стремлюсь быть независимым от будущего.
33. Ищу пути быть удачником.
34. Действую осознанно.
35. Обладаю видением перспективы.
36. Каждую ситуацию рассматриваю с различных, выигрышных для меня точек зрения.
37. Ставлю перед собой долговременные цели.
38. Уверен, что самое главное в моей жизни — это максимально полно реализовать себя.
39. Отделяю реальные, объективные факты от субъективных мнений людей.
40. Рассматриваю многие возможности и выбираю несколько из них.
41. Живу настоящим.
42. Избегаю перекладывать ответственность за свои дела на других.
43. Стремлюсь избежать непродуктивного беспокойства и тревоги.
44. Считаю себя хозяином своей судьбы.
45. Стремлюсь преодолеть самоограничения.
46. Для меня характерна внутренняя свобода.
47. Довожу до завершения начатые мною дела.
48. То, что я желаю делать, совпадает с тем, что я должен делать.
49. Кратчайшим путем достигаю своей цели.
50. Стремлюсь взойти на свою самую высокую вершину.
51. Мечтаю о чуде, которое изменит мою жизнь к лучшему.
52. Совершаю поступки и действия из чувства долга.
53. Опаздываю, т.к. принимаю решения, как поступить, что выбрать.
54. Избегаю неизвестного, незнакомого, нового.
55. Даю советы другим людям с большой осторожностью и после тщательного обдумывания.
56. Стремлюсь думать хорошо и о себе и о других людях.
57. Стремлюсь выделить и использовать позитивные стороны всего, что происходит со мной и вокруг.

Лист шкалы оценки опросника А

Лист шкалы оценки содержит инструкции заполнения бланка ответов и таблицу значений ответов. Приведем его.
Лист шкалы оценки
Вашему вниманию предлагаются вопросы и утверждения. Просьба ответить на них, выбрав один из семи ответов, наиболее правильный в отношении Вас. Просьба работать динамично и особенно не задумываться над ответами. Ответы просьба внести на бланк ответов, поставив одно из семи значений против номера каждого вопроса. Если Вам сразу не удается проставить ответ, то обведите номер вопроса и вернитесь к нему, завершив ответы по опроснику. Обращаем Ваше внимание, что только ответившие на все вопросы получат самую полную информацию о себе.

Ваша оценка // Значение оценки в баллах
Всегда, категорически ДА, очень верно // 7
Почти всегда, ДА, верно // 6
Часто, скорее ДА, скорее верно // 5
Неопределенно // 4
Редко, скорее НЕТ, не верно // 3
Почти никогда, НЕТ, не верно // 2
Никогда, категорически НЕТ, совсем не верно // 1

БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 ОПРОСНИКА А
Прочитав вопрос или утверждение в тексте опросника А, проставьте по каждому вопросу одно из значений листа шкалы оценки.
№ вопроса:: Значение оценки:: № вопроса:: Значение оценки
1. ___ 2. ___
3. ___ 4. ___
5. ___ 6. ___
7. ___ 8. ___
9. ___ 10. ___
11. ___ 12. ___
13. ___ 14. ___
15. ___ 16. ___
17. ___ 18. ___
19. ___ 20. ___
21. ___ 22. ___
23. ___ 24. ___
25. ___ 26. ___
27. ___ 28. ___
29. ___ 30. ___
31. ___ 32. ___
33. ___ 34. ___
39. ___ 40. ___
43. ___ 44. ___
45. ___ 46. ___
49. ___ 50. ___
51. ___ 52. ___
53. ___ 54. ___
55. ___ 56. ___
57. ___

БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 ОПРОСНИКА А
Прочитав вопрос или утверждение в тексте опросника А, проставьте по каждому вопросу по три ответа: я был, сейчас я есть, в будущем я хочу стать.
№ вопроса:: Был, есть, хочу стать (значение оценки, 3 ответа):: № вопроса:: Был, есть, хочу стать (значение оценки, 3 ответа)
1. ___ ___ ___ 29. ___ ___ ___
2. ___ ___ ___ 30. ___ ___ ___
3. ___ ___ ___ 31. ___ ___ ___
4. ___ ___ ___ 32. ___ ___ ___
5. ___ ___ ___ 33. ___ ___ ___
6. ___ ___ ___ 34. ___ ___ ___
7. ___ ___ ___ 35. ___ ___ ___
8. ___ ___ ___ 36. ___ ___ ___
9. ___ ___ ___ 37. ___ ___ ___
10. ___ ___ ___ 38. ___ ___ ___
11. ___ ___ ___ 39. ___ ___ ___
12. ___ ___ ___ 40. ___ ___ ___
13. ___ ___ ___ 41. ___ ___ ___
14. ___ ___ ___ 42. ___ ___ ___
15. ___ ___ ___ 43. ___ ___ ___
16. ___ ___ ___ 44. ___ ___ ___
17. ___ ___ ___ 45. ___ ___ ___
18. ___ ___ ___ 46. ___ ___ ___
19. ___ ___ ___ 47. ___ ___ ___
20. ___ ___ ___ 48. ___ ___ ___
21. ___ ___ ___ 49. ___ ___ ___
22. ___ ___ ___ 50. ___ ___ ___
23. ___ ___ ___ 51. ___ ___ ___
24. ___ ___ ___ 52. ___ ___ ___
25. ___ ___ ___ 53. ___ ___ ___
26. ___ ___ ___ 54. ___ ___ ___
27. ___ ___ ___ 55. ___ ___ ___
28. ___ ___ ___ 56. ___ ___ ___
57. ___ ___ ___


Ключ к опроснику приведен в приложении в конце книги.
Как уже сообщалось выше, группу середняков, особенно 1 и 3 степени, трудно дифференцировать, с одной стороны, от удачников 3 степени и, с другой стороны, от неудачников 1 степени. Для такой дифференциации введен опросник Б. Последний состоит из 10 вопросов с альтернативными ответами. Ответ «Да» соответствует выбору середняка.
Приведем текст опросника Б. Как уже сказано, он предназначен для дифференциации середняков от неудачников 1 степени и удачников 3 степени. И применяется тогда, когда необходимо провести такую дифференциацию. По каждому из десяти вопросов или утверждений важно выбрать для себя один из приведенных ответов: «ДА» или «Нет» и обвести его кружком.

Опросник б

1. Предпочитаю спокойную, размеренную жизнь без стрессов и волнений. Да Нет
2. Избегаю риска, ведь рискуя можно потерять все. Да Нет
3. Человек «золотая середина» в делах, успехах и жизни — это про меня. Да Нет
4. Все в моей жизни, по крайней мере, не хуже, чем у других. Да Нет
5. В жизни я отказываюсь от достижения высот, но и не проваливаюсь в пропасти. Да Нет
6. Я всегда свожу концы с концами. Да Нет
7. Считаю, что я такой же, как и множество других вокруг меня. Да Нет
8. В конце концов, все, что ни происходит к лучшему. Да Нет
9. Я не хуже и не лучше других. Да Нет
10. Много раз проверяю возможные последствия и только потом совершаю поступок. Да Нет

 

Для изменения фиксированной эмоциональной установки проводится ее раскодирование. Оно осуществляется путем понимания того, в чем состоит неудачливость или низкий уровень удачливости по конкретному важному качеству. Для этого в опроснике А раскрываются выбранные ответы. И с теми характеристиками, где числовые значения ниже необходимого уровня, проводится специальная терапевтическая работа. В этой увлекательной и волнующей работе еще многое предстоит сделать.
Важно еще раз подчеркнуть, что данные опросники являются терапевтическими и попросту не предназначены для диагностической работы! По сути дела они представляют собой стимульный материал для психотерапии или самоанализа.
Надо сказать, что пациенты, которые обнаруживают низкий уровень удачливости, далеко не всегда стремятся перейти из категории лягушек в принцы. Многие из них желают оставаться лягушками, только жить в более комфортабельном болоте.
Чем более выражены проблемы и заболевания у человека, тем сильнее его потребность в подкреплении своей сложившейся экзистенциальной позиции.
У части людей отмечаются смешанные жизненные позиции. Такие люди еще в детском возрасте могут принять решение быть удачниками I степени (принцами) в работе, середняками II степени (покрайнемерщиками) по уровню материального благополучия и неудачниками III степени (лягушками) в личной жизни. Мы привели терапевтический диагноз, выражающий важные жизненные решения многих людей. Значительное число таких людей можно было встретить в советскую эпоху в научно-исследовательских учреждениях, академгородках.
Впрочем, при смешанных жизненных позициях возможны и многие другие наборы экзистенциальных решений. Они часто выявляются во время психотерапевтического процесса. И нужно сказать, что изменять такие жизненные позиции часто бывает легче, чем монолитные. Правда, сами изменения могут оказаться не очень-то устойчивыми.

Завершая раздел о фиксированных экзистенциальных позициях, приведем два выражения основоположника транзактного анализа Э. Берна.
Удачники способны приносить неприятности другим только косвенно, задевая зевак в идущих между ними сражениях. Впрочем, иногда задевая миллионы. Наибольшие проблемы себе и окружающим приносят неудачники. Даже поднявшись на вершину, они остаются неудачниками, а когда приходит расплата, втягивают в нее других людей. Падающий с вершины неудачник увлекает за собой всех, до кого он только способен дотянуться. Поэтому иногда важно следить за соблюдением достаточной дистанции от неудачников. И еще одна цитата.
Удачник — это тот, кто становится капитаном команды, назначает свидание Королеве Мая и выигрывает в покер. Середняк тоже в команде. Только во время матчей он не подбегает близко к мячу, назначает свидание статистке, а в игре в покер остается «при своих», то есть без выигрыша и проигрыша. Неудачник не попадает в команду, не назначает свидание, а в игре в покер проигрывается в дым.
Каждый человек может значительно повысить уровень своей удачливости. Начинать это можно не откладывая, прямо сейчас. Важным здесь представляются знания в области эмоциональных взаимодействий — поглаживаний и пинков.

Приложение 1
К опроснику «измерения фиксированной эмоциональной установки»

Для получения итогового значения фиксированной эмоциональной установки сумма всех значений делится на число сделанных выборов.
ФЭУ= 0№ + 0.....О
57-X,
где ФЭУ — фиксированная эмоциональная установка; 0 — значение оценки по первому вопросу; X — число вопросов, оставшихся без ответов.
Перед подсчетом важно проделать следующую операцию.
Обращаем ваше внимание, что большинство оценок учитывается в их прямом значении, т.е. складываются цифры, поставленные самим обследуемым. И только вопросы № 6, 7, 51, 52, 53, 54 учитываются в обратном значении, где 7=1, 6=2, 5=3, 4=4.
В результате обработки опросника А мы получаем ответ в форме значений от 1 до 7, где суммарная оценка 7 соответствует удачнику 1 степени. Суммарная оценка 6 соответствует удачнику 2 степени.
Суммарная оценка 5 соответствует удачнику 3 степени и середняку 1 степени. Суммарная оценка 4 соответствует удачнику 2 степени. Суммарная оценка 3 соответствует середняку III степени и неудачнику 3 степени. Суммарная оценка 2 соответствует неудачнику 2 степени. Суммарная оценка 1 соответствует неудачнику 1 степени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: