Экономика организации отрасли: программа исследований




Эссе по книге Рональда Коуза: «Фирма, рынок и право»

 

 

Иркутск2010

 


Содержание

 

1. Фирма, рынок и право

2. Проблемы социальных издержек

3. Природа фирмы

4. Экономика организации отрасли: программа исследований

5. Спор о предельных издержках

6. Проблемы социальных издержек

7. Заметки к «проблеме социальных издержек»

8. Маяк в экономической теории

Заключение


Фирма, рынок и право

 

Данная работа построена по книге Рональда Коуза «Фирма, рынок и право.». И посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики. В функционировании любой фирмы важное значение имеет финансово-экономический анализ ее деятельности. Значение анализа финансово-экономического состояния фирмы трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.

Здесь можно применить кривую спроса и предложения. Состояние равновесия наблюдается совпадение спроса и предложения, намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями производителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будь то отдельный производитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Центральной проблемой изучения фирмы становится не условие максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы. Закономерности ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновение. Чтобы объяснить, почему фирма существует, и что именно они делают, Р. Коуз ввел понятие “трансакционные издержки”. Трансакционные издержки я понимаю как издержки деловых переговоров. Соглашусь с Р.Коузом, что это понятие необходимо для фирмы. Потому что в фирмах несомненно присутствуют издержки сбора информации, издержки проведения переговоров и тому подобное, что является составляющими трансакционной издержки. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основаны на децентрализованном, без личностном механизме ценовых сигналов. Рынки нужны для сокращения трансакционных издержек и для увеличения объемов продаж. Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Свободный обмен, позволяет сформировать свободные цены. Которые подсказывают более эффективное направление рыночной деятельности.

Проблемы социальных издержек

 

При рассмотрении теории Коуза в отношении трансакционных издержек равных нулю, не соглашусь с ним. Я считаю, что пускать трансакционные издержки не стоит. Рассмотрим так же пример со скотоводом и фермером. Скотовод не усмотрел за своим скотом, значит ему следует оплатить ущерб, нанесенный по его вине, то есть включит его в свои издержки. В свою же очередь фермеру следует предотвратить повторение подобной ситуации и огородить свой участок.

 

Природа фирмы

 

Каждая обменная сделка заключается в модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и т.д., то есть все хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции. При таких условиях большая часть времени будет потрачено именно на переговоры. Проводя переговоры потребуется не один поставщик услуг, а несколько. Рыночный механизм, в таком случае, оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности. Для достижения этой цели у предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адаптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др. Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:

1) защиту прав участников (учредителей);

2) четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

3) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

4) создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

5) достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

6) создание эффективного механизма управления предприятием;

7) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

8) повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации в своей деятельности сокращающие величину издержек. Фирма представляет собой субъект рынка, внутренне построение, которой иерархична. Р. Коуз отмечал, что: “фирма, есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя”¹. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может при этом меняться. Но, может быть, наиболее важной формой приспособления к проблеме существования трансакционных издержек является возникновение фирмы. Фирма не уничтожает трансакционные издержки, так как все общественное производство было бы организовано как огромная фирма. Можно сделать вывод, что фирма – это структура деятельности, направленная на поиски наиболее выгодного производства в условиях неопределенности.

 

Экономика организации отрасли: программа исследований

 

Экономика организации отрасли превратилась в изучение фирменной политики цен и производства, особенно в олигополистической ситуации (что часто называют изучением структуры рынка, хотя здесь нет ничего близкого к функциям рынка). И, конечно, не имеет значения, что вообще не существует теории олигополии или, что дает тот же результат, налицо слишком много теорий олигополии.

Организация отраслей требуется для того чтобы решать свои задачи с меньшими издержками. Если не организовывать отрасли, то одной из фирм придется обращаться к другой, которая решит поставленную задачу с более низкими издержками. В этом случае соглашусь с высказыванием Р. Коуза: “Организация отраслей зависит от соотношения между издержками на осуществление рыночных трансакций и издержками на организацию тех же операций внутри фирмы, которая может выполнять ту же задачу экономнее”2. Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что внутри фирмы должно быть несколько отраслей производства. Это касается крупных фирм, т.к. мелкие фирмы не смогут расширить свое производство, потому что специализируются в узком кругу услуг, либо товара. Фирма с несколькими отраслями производства так же становится более конкурентно способной. У нее более низкие издержки.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: