Система русского Богослужебного пения(Осмогласие, напев. Распев, паралитургическое пение)




Осмогласие- система 8 музыкальных ладов. В уставных певческих текстах православной церкви указывается глас(лад) на который следуе петь песнопение.

Конечноже древнеее понимание гласа было иным, нежели сейчас. Сейчас под гласом понимают известную церковную мелодию, но истинное его значение понятие тональности. У поздних византийцев даже с различными интервальными величинами между ступенями гаммы каждого гласа.

По правилам, т.е. по уставу целую седмицу в богослужении господствует по очереди какой- либо из 8-ми гласов. Начинает этот глас господствовать с вечерни в субботу и заканчивает в 9-й час следующей субботы. Т.е. образуется 8-дневный круг чередования 8 гласов, так называемый гласовый столп. Столп начинается 1-м гласом во 2-ю неделю(т.е. воскресный день) по Пятидесятнице. В течении года происходит смена около 6 гласовых столпов. Заканчивается чередование гласовых столпов вечерней последней субботы перед Великим постом. Однако это касается только седмичных дней Великого поста, для воскресных дней это чередование заканчивается в 5-ю неделю Великого поста.

Этот порядок может быть нарушен прилучающихся в это время большими праздниками. Такие праздники в богослужении имеют свои гласовые чередования, не зависящие от господствующего гласа седмицы.

Также и в другое время в богослужении седмичных дней, к песнопениям господствующего в данной седмице гласа могут присоединяться песнопения минейного(месячного) круга, для которых могут быть указаны другие, отличные от господствующего гласа седмицы гласы.

Текст песнопений 8-седмичного гласового столпа свойственен только каждому из составляющих столп гласов. Сочинённые кем-то мелодии на богослужебные тексты, не будет считаться гласом, хотя глас будет указан, но он относится к тексту, а не к мелодии, но бывает иначе. В некоторых книгах, даже нотированых при некоторых песнопениях глас вовсе не указан. Большей частью это бывает при неизменных песнопениях («Свете тихий», «Единородный сыне», «Херувимская песнь» и др.) В этом случае песнопение может исполняться на любой глас или же мелодию автора.

Музыкальное родство гласов, т.е. отношения между автентическим гласом и его плагальным не усматривается. Парность гласов:1-5,2-6,3-7,4-8- существует в византийской системе и скопирована русскими оттуда чисто внешним образом. При этом существует большая разница между системой группировки гласов в системе Православной церкви и в системе Западной (каталической) церкви, хотя и в той и в другой системах соблюдён принцип парности гласов: автентический- главный, и парный ему, производный от него, побочный плагальный.

В западной системе парность автентический глас и его плагальный, следует в порядке нумерации:1-2,3-4,5-6,7-8.

Распев и напев

В уставном богослужебном пении Русской православной церкви на протяжении всей его истории(и особенно в современной практике церковного пения) можно отметить несколько систем так называемых распевов.

Распев- система мелодий имеющих свои эстетические музыкальные законы.

Эти системы- распевы подразделяются ещё на 2 группы:1)Полные распевы, в которых имеются напевы для всех групп и типов песнопений; 2) Неполные распевы, в которых нет напевов для всех типов и групп песнопений, а имеются только для некоторых из них(например, только для тропарей или только для тропарей и ирмосов, но не является напевом для стихир и др.)

Далее в рамках одного распева можно выделить ещё подразделения распева- системы: а) большой распев, в котором мелодия отличается богато развитыми мелодическими формами, где на один слог текста приходится часто не менее 4-х связных звуков разной высоты; б)Малый распев с преобладающим речитативом на одном тоне или где в мелодии приходится 1 слог текста на 1 или 2 звука, редко, скорее как исключение 3, связанных разной высоты звука.

Различают 3 разных структуры распева: 1) Силлабическая: на 1слог словесного текста приходится только 1 звук- или той же высоты, что и звук соседних слогов, или же другой высоты. Исключение здесь 2 звука. Название данное с греч обозначает слог(стихиры Киевского распева с ясно выраженной речитативной(на 1-м тоне) средней частью мелодической строки; 2)Невматическая(с греч.- лёгкое движение рукой, «жест»). На 1 слог текста 2-3 звука; 3)Мелизматическая – 3 и более звуков разной высоты на 1- м слоге текста.

Напев – в рамках распева: а) группа мелодий, предназначенных для пения по ним той или иной определённой гимнографической группы песнопений(например напев стихир, в рамках знаменного распева); б) мелодии известного происхождения, местные областные варианты напевов(например, Московский напев, напев Валаамского монастыря и т.д.

В современной (т.е. с 1917г практике Русской церкви имеется 4 рапева:1)Знаменный; 2) Киевский; 3)Греческий; 4) Болгарский.

Паралитургическое пение - те песнопения, положенные на богослужебные тексты, предназначенные для исполнения в известные моменты богослужения, но не предусмотренные уставом, а допущенные только высшими церковными властями для исполнения в храме. Сюда относятся церковно-славянские богослужебные тексты, произвольно выбранные композиторами из псалмов и предназначенные им для исполнения как запричастного пения(не мешать с уставным причастным стихом) во время причащения священнослужителей в алтаре. Реже это тексты стихир, тропарей или ирмосов. Но их музыкальная фактура такова, что эти композиции не пригодны для исполнения их в том месте богослужения, для которых предназначен их текст. У паралитургических песнопений мелодия преобладает над текстом, а храмовое пение сводится к обратному(текс над мелодией).

Уставное(каноническое пение) Не уставное(не каноническое пение)
Распевы 1)Столповой 2)киевский 3)греческий 4)болгарский 5)путевой Обычный или придвор- ный распев   Свободные композиции на богослужебные тексты
Все системы осмогласия Большой распев   Паралитургическое пение

 

Уставное пение

 


Полные распевы Большой распев Малый распев

Неполные распевы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: