Упражнения на артикуляцию




К нам приходят дети, руки которых не касались инструмента и движения их чаще всего бывают неловки и потому, когда мы начинаем наши первые занятия с учениками, нам бывает нелегко. Многие из них не могут даже ловко перебросить мяч и поймать его, не говоря уж о перебрасывании его из руки в руку. Но уже после ряда уроков дела заметно улучшаются, появляется определенная ловкость, цепкость, гибкость в движениях. Это все говорит о том, что руки при систематических целенаправленных занятиях двигательными приемами как на инструменте, так и вне его, приобретают необходимые навыки.

В процессе работы, поставленные цели и исполнительские задачи подскажут нужную систему упражнений. Очень хороши упражнения, которые предлагают Шмидт-Шкловская, Е.Тимакин и многие другие.

Исполнение гамм

 

Хочется сказать немного о гаммах. Это целый раздел работы пианиста, к которому все относятся по разному: одни несут это, как бремя. Не осознавая до конца важности и необходимости этой работы, другие воспринимают ее как ненужную обузу, без которой вполне можно обойтись. Это связано с тем, что часто задачи в работе над гаммами сводятся к простому проигрыванию, изучению только знаков. Аппликатуры, и возможно, «беглой» игры. В таком случае можно согласиться с тем, что это нудная работа. Если же работу над гаммами обогатить художественными задачами, образными представлениями. Творческими элементами, то работа над ними не только наполнится смыслом, но и будет результативна. Кроме аппликатурной памяти. Которая во многом облегчает работу над различными пассажами, это отличный материал для развития различных двигательных навыков и приемов звукоизвлечения.

Играть гаммы, аккорды, арпеджио можно различными приемами. Начиная с самых простых и постепенно усложняя их.

Вот некоторые из них:

 

Non legato

 

· движение от себя – погружение в клавиатуру, достигая дна клавиши;

 

· движение от корпуса – с участием всех крупных частей игрового аппарата;

 

· движение на себя – как бы поглаживая клавишу, но цепким движением пальца ощущая дно клавиши, как бы «доставая» ее;

 

Portamento – всей рукой сверху, как бы накладывая ее на клавиатуру;

 

Работа пальцами – как бы ставить точку каждым пальцем, добиваясь звуковой ровности;

 

Staccato

 

· staccato «посыпающее» - исполняется упругой мягкой рукой. Близко к клавиатуре, движения пальцев почти не ощутимы;

 

· staccato «похлопывающее» - мягкое похлопывающее движение пальцев из ладони размахивающими движениями. Вес руки не должен давить на клавиши, чтобы не вязнуть в клавиатуре. Клавишу надо быстро и точно отпускать и добиваться ощущения прозрачности. Овладение этим приемом способствует развитию техники leggero. Очень полезны в качестве подготавливающего упражнения – упражнения с опорой на какой-нибудь палец, остальные пальцы ощущают мягкость.

 

· staccato – «щелчком» – от клавиатуры – палец дотрагивается до клавиши и совершает взлет без «приземления», следующий палец так же снизу берет звук.

 

· staccato – «щеточкой» - работают только пальцы, звук мягкий. Неглубокий. От этого приема легко переходить к пальцевому staccato - более цепкому прикосновению, скользя по клавиатуре, как бы «стирая пятнышко», рука «парит» близко над клавиатурой, на поддержке плеча и плечевого пояса. Высокий подъем кисти или замах только помешает скорости и легкости.

 

· Затем можно переходить к приему staccato-pizzicato – очень острый. Щипковый звук. Необходимо очень хорошее ощущение кончика пальца и самостоятельности каждого пальца.

 

· staccato ударное (молоточком) – крепкие пальцы с участием кисти, частично предплечья.

 

· staccato martellato – исполняется движением кисти и предплечья, напоминает бросок и упругое отскакивание мяча.

 

Legato

· Игра «глубоким» звуком – палец плавно входит в клавишу. Затем нажимает с необходимой силой. Имеется два приема: вертикально идущий палец и палец «захватывающий» клавишу. Полезны сравнения: «упругая», «сопротивляющаяся» клавиатура, опускаться «ниже до клавиши». Здесь необходимо обращать внимание на то. Что опору можно снимать внутри руки как после звука. Так и сохранять до извлечении следующего. Если этого требует динамика и фразировка.

 

· Легкая пальцевая игра legato – нажим уменьшается, звук извлекается как бы с поверхности клавиш, сопротивление оказывает сама клавиша.

 

· Игра legato на одном дыхании – очень удобно использовать способ наращивания звука и игру с остановками на тонике. Можно использовать как первый, так и второй способ игры legato.

 

Заключение

Используя в работе различные приемы звукоизвлечения, надо помнить и о вспомогательных движениях – боковые кистевые движения, кистевая и пальцевая «рессора». Вспомогательные движения необходимы для достижения звуковых задач, например, для реализации акцентов, нюансов, объединения звучания в смысловые комплексы. Перемещения могут быть крупные с помощью плеча, локтя, кисти. Чаще всего мы используем боковые движения кисти с частичными движениями локтя. Они помогают перенести опору на более слабые пальцы и рельефно провести мелодическую линию. Приемы с использованием боковых движений только кисти, перемещение кисти вместе с локтем частично плеча дают совершенно разные звуковые колориты. Их очень удобно отрабатывать в длинных арпеджио.

 

Иногда необходимо сочетать боковые движения с движениями кисти вверх и вниз.

Такое волнообразное движение создает ощущение загругленности. В некоторых ситуациях возникает необходимость скольжения пальцев «на себя» и «от себя» для достижения пластичного вхождения в мелодическую линию. Боковые движения необходимы не только в легатном исполнении, но и в стаккатных скачках. В итоге хочется конкретизировать технические условия для выражения музыки:

- Гибкость и пластичность аппарата

- Связь и взаимодействие всех его участков при живых и активных пальцах;

- Целесообразность и экономичность движений;

- Управляемость техническим процессом

- Звуковой результат.

«Педагог должен дать ученику то, что называется школой» (А. Гольденвейзер).

Список литературы

 

1. А. Николаев «Основы пианистической школы» Музгиз, 1954 г.

 

2. Я. Мильштейн «Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова» Очерки, Музыка,1954 г.

 

3. А. Николаев «Исполнительские и педагогические принципы А.Б.Гольденвейзера» Музгиз, 1954 г.

 

4. Е. Тимакин «Воспитание пианиста» Музыка, 2009 г.

 

5. Б.Теплов «Психология музыкальных способностей» Музыка, 1947 г.

 

6. А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» Изд. 2-е ЛЕНИНГРАД «МУЗЫКА» 1985

 

7. А. Бирмак «Художественная техника пианиста» Издательство: Музыка, Серия: В помощь педагогу-музыканту, 1973 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: