МДК 03.02 Основы выполнения живописных работ




ИЗУЧЕНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 7 КЛАССЕ

Курсовая работа

МДК 03.02 Основы выполнения живописных работ

Выполнила: Лазарева

Анастасия Евгеньевна

Специальность: 54.02.06 Изобразительное искусство

и черчение

Курс 4, группа 411

Руководитель: Мухорина

Ольга Рафаиловна

 

    Курсовая работа защищена с оценкой _____________________ «____» декабря 2021 г.  

 

 

Златоуст 2021

Содержание

 

Введение  
1 Теоретические основы создания анималистического пейзажа на занятиях кружка изобразительного искусства в школе 1.1 Общие требования к организации кружка изобразительного искусства в школе с обучающимися старших классов 1.2 Анималистический жанркак вид живописи    
Выводы  
2 Организация практической деятельности по проведению занятий кружка по созданию живописной работы по теме анималистический жанр с учащимися седьмых классов 2.1 Содержание занятий кружка изобразительного искусства по разделу «Анималистический жанр» с обучающимися седьмых классов 2.2 Методические рекомендации по проведению занятий кружка по созданию учебной работы по теме «Анималистический жанр»    
Выводы  
Заключение  
Список информационных источников  
Приложение А Приложение Б  

Приложение В

 

 

Введение

Изображение животных- тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов и сцены охоты. Животное- это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных- братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве.

Анималистический жанр (лат. Animal - животное) - изображение животных в живописи, скульптуре, графике.

Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан. Проявляла интерес к анимализму и российская элита. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей.

Интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США - на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов.

Анималист (от латинского animal - животное) - художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Главной задачей анималиста может быть, как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, среде его обитания. Декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного, например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе. Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Рисование зверей и птиц с натуры сильно отличается от аудиторного рисования, так как объектами изображения в этом случае служат модели, которые всегда находятся в движении. Для школьников, которые привыкли рисовать неспешно и размеренно, подобное рисование представляет сложность. Правда, и при рисовании животных можно найти малоподвижные модели, которые позволяют выполнять более длительные зарисовки-студии. Однако рисование животного мира требует большей концентрации внимания, чем даже при выполнении набросков с человека. Выполнение набросков с животных сходно с работой над набросками не позирующих детей.

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «анималистический жанр» и творчеством художников-анималистов. Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу.

Задачи:

- изучить литературу по теме исследования

- разработать практическую часть

- применять в работе разные живописные техники.

Актуальность исследования состоит в том, что изучение анималистического жанра в последнее время возросло в связи с напряженной экологической обстановкой. При этом в настоящее время количество художников, работающих в этом жанре ничтожно мало в сравнении с представителями других жанров.

Проблема: Акцентировать внимание обучающихся седьмых классов на возникшей ситуации

Объект: эстетическое воспитание и развитие учащихся 7 классов в процессе ознакомления с изобразительным искусством анималистического жанра и творчеством художников-анималистов.

Предмет: анималистический жанр как средство эстетического и эмоционального развития обучающихся во внеурочной деятельности

Выбранная тема соответствует профессиональной образовательной программе специальности: 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение в рамках междисциплинарного курса МДК 04.01 Методика организации внеурочной деятельности в области изобразительного и декоративного искусства.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, заключения, списка используемой литературы.

 

1.Теоретические основы создания анималистического пейзажа на занятиях кружка изобразительного искусства в школе

1.1 Общие требования к организации кружка изобразительного искусства в школе с учащимися средних классов

Учитель изобразительного искусства должен владеть теоретическими и практическими навыками декоративного оформления, чтобы научить школьников эстетически оценивать и создавать самим подобного рода работы.

Существует большое количество самых разнообразных кружков.

Выделяют кружки:

1. Предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с

2. образовательными программами).

3. Художественно - эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.).

4. Технические (по видам технического творчества учащихся).

5. Натуралистические (юных натуралистов и пр.).

6. Туристско – краеведческие.

7. Физкультурно - спортивные (чаще называются секциями).

8. Любительские (по интересам).

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число обучающихся. Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. Руководя работой обучающихся, надо не ограничиваться объяснения­ми, а больше показывать на практике, как работать кистью, как раз­водить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии обучающихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем что­бы обучающихся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. Лучшие работы, выполненные обучающихся на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми.

Подготовка учителя к уроку ИЗО является одним из важных аспектов, нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

· Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;

· Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;

· Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечению овладения знаниями.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

· Определение темы урока.

· Определение дидактической цели урока на определенную тему. Определение типа урока;

· Продумывание структуры урока.

· Обеспеченность урока.

· Отбор содержания учебного материала.

· Выбор методов обучения.

· Выбор форм организации педагогической деятельности.

· Оценка знаний, умений и навыков.

· Рефлексия урока.

Проведение занятий связано с организацией следующих форм работы со школьниками:

· Коллективной оформительской деятельности;

· Индивидуальной оформительской деятельности;

· Групповой деятельности школьников разного возраста.

Исходя из направленности внеклассных занятий, мы сформулировали основные требования к их организации:

1. Важным для организации внеклассных занятий является учет индивидуальных особенностей детей и их интересов.

2. Возрастные особенности. Возраст обучающихся должен составлять 12 — 13 лет. Так как наши занятия рассчитаны именно на подростковый возраст учащихся, младшим школьникам задания могут оказаться не по силам.

3. Количество детей на занятиях не должно превышать 10—15 человек, так как внеклассные занятия так же предполагают индивидуальную работу с учащимися.

4. В среднем звене продолжительность внеклассных занятий составляет 2 - 2,5 часа в неделю.

5. В течение 2 - 2,5 часов у детей появляется мышечная и умственная усталость, поэтому необходимо делать перерывы.

6. Необходимо соблюдение санитарно-гигиенических норм: освещенное помещение, класс; индивидуальное место работы для каждого учащегося; необходимые материалы и оборудование и т. д.; изучение техники безопасности.

7. График занятий должен быть удобен не только для учителя, но и для учащихся.

8. При проведении внеклассных занятий необходимо учитывать знания, умения, навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11 - 12 до 14 - 15 лет).

Т.В. Драгунова отмечает ряд, характерных для подростка особенностей:

- подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;

- для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;

-ценность для подростка некоторой работы определяется ее

«взрослостью»;

- склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают»;

- возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества);

- возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.

Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.

Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего.

Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям.

Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

1.2 Анималистический жанр как вид живописи

Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Анимализм древности часто называют «звериным стилем». Звериный стиль характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно. Но мена художников первобытного общества рисовавших, писавших или создававших скульптуры животных остались неизвестны, как и большинство имен художников Древнего мира.

Исследуя эволюцию анималистического жанра можно проследить такую тенденцию: среди мастеров изобразительного искусства есть художники-анималисты, и есть те, кого интересовала не только анималистика, однако в своем

творчестве они достигли вершин в создании образа животного. Среди выдающихся художников, которые отдали дань анималистическому жанру стоит упомянуть Пизанелло, Л. да Винчи, А. Дюрера, П.П. Рубенса, Э. Делакруа, К. Хокусая, У. Хиросигэ.

На протяжении многих веков художники старались систематизировать и передавать свой опыт ученикам и будущим поколениям художников, создавали учебные пособия, образцы рисунков, методические указания.

Традиции обучения грамотному изображению животного мира в России сложились еще в XVIII веке, когда был создан класс зверей и птиц. Основоположником обучения зверописи учеников Академии художеств был И.Ф. Гроот, который смог привить обучаемым любовь к созданию композиций с животными, ознакомил их с неизвестным до этого жанром живописи. В свою очередь ученики И.Ф. Гроота впоследствии стали создавать произведения отличающиеся новизной и неповторимостью.

Развитие анималистического искусства в России принесло свои плоды: в XIX веке появилась яркая плеяда скульпторов П.К. Клодт, А.Л. Обер, Е.А. Лансере, Н.И. Либерих. П.К. Клодт ввел традицию, сделав главным героем своих произведений именно животное.

В конце ХIХ века в императорской Академии художеств стал преподавать Самокиш Н.С., который помимо батальных сцен виртуозно рисовал анималистические композиции пером. Он создал рисунки для учебного пособия по изображению животных.

Художники-анималисты часто являлись также учеными, либо тесно сотрудничали с учеными.

XX век явился важной вехой в становлении анималистического жанра. Активизировался научный подход в изучении биосферы. Появилась плеяда художников изображавших животных и бывших одновременно учеными-зоологами: это А.Н. Формозов, К.К. Флеров, В.А. Ватагин, Н.Н. Кондаков, В.М.Смирин, А.Н. Комаров. Они лучше других изучили повадки, движения животных.

Задачи художника-анималиста в ХХ веке становятся более разнообразными. В связи с изменением методов преподавания рисунка и

живописи в ХХ веке, на первый план выдвигаются задачи научить последовательно вести работу над изображением, а не слепо копировать оригинал.

В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым. Анималистика помогает людям почувствовать любовь к жизни и природе. Поэтому картины этого жанра вызывают интерес у зрителей. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Проанализировав информацию по изображению представителей животного мира, мы пришли к выводу, что в анималистическом рисовании есть четыре творческих метода обучения:

1) рисование по памяти и по представлению, воображению – так работали художники Древнего мира, Японии, Китая,

2) рисование по образцам – методы работы ломбардских миниатюристов ХV века,

3) переход от копирования образцов к работе с натуры,

4) рисование непосредственно с натуры.

Рисование зверей и птиц с натуры сильно отличается от аудиторного рисования, так как объектами изображения в этом случае служат модели, которые всегда находятся в движении. Для школьников, которые привыкли рисовать неспешно и размеренно, подобное рисование представляет сложность. Правда, и при рисовании животных можно найти малоподвижные модели, которые позволяют выполнять более длительные зарисовки-студии. Однако рисование животного мира требует большей концентрации внимания, чем даже при выполнении набросков с человека. Выполнение набросков с животных сходно с работой над набросками не позирующих детей.

Рисование животных отличается еще и тем, что художник должен учитывать особенности их внешнего покрова. Тяжело соединить знания пластической анатомии и в нужном месте подчеркнуть фактуру внешнего покрова. Изображение различных животных требует разнообразного сочетания приемов, большей фантазии и выдумки.

Стоит отметить также отсутствие должной наблюдательности при рисовании представителей животного мира. Если поставить перед школьниками задачу выполнить с натуры зарисовку постановки из чучел различных птиц, то можно констатировать, что все птицы становятся однообразными: вороны, галки приобретают некий усредненный вид – их силуэты, клювы, лапки становятся одинаковыми, ученики не замечают, что вороны, например, выглядят более хищно. Для того, чтобы рисунки стали более образными и выразительными преподаватель должен предлагать ученикам выполнить рисунки различных птиц, которых они рисовали предварительно с натуры, по памяти, по представлению.

Для успешного рисования животных и птиц следует опираться не только на рисование с натуры, но также работать по памяти и по представлению. Если, например, рисующий не успевает зарисовать движение животного с натуры, то он вынужден завершить рисунок по памяти или выполнить полностью рисунок по памяти, оставив предыдущий рисунок с натуры. Изучив анатомию животных, можно выполнять рисунки по представлению и воображению достаточно убедительно. Только после аналитической работы в музеях, изучения книг по пластической анатомии можно выполнять наброски и зарисовки в зоопарке. Либо можно вести работу параллельно. Для того, чтобы рисунки стали более образными и выразительными преподаватель должен предлагать ученикам выполнить рисунки различных птиц, которых они рисовали предварительно с натуры, по памяти, по представлению

Пункты, которые могли бы способствовать лучшей работе над рисунками животных:

• изучение анатомии (скелет, мышечный аппарат) различных животных,

• изучение конструкции тела животных;

• изучение фаз движения животных;

• психология животного (изучение научной и художественной литературы),

• знакомство с произведениями изобразительного искусства о животных (графика, живопись, скульптура),

• копирование произведений художников с целью знакомства с техникой изображения, композицией, уяснения пропорций и характерных особенностей животных),

• наброски и зарисовки в зоопарке, на улицах города, зарисовки домашних животных:

1. портрет животного; поиски выразительности в портрете животного;

2. фигура в движении;

3. 1, 2 или несколько фигур в среде (взаимодействие светлых или темных силуэтов животных с фоном);

4. взаимосвязь фигур на основе сюжетной завязки.

• знакомство с приемами изображения внешнего покрова зверей и птиц, использование в рисунке тех или иных материалов с целью передачи фактуры внешних покровов, поиск приемов передачи внешних покровов (растушевка, четкие, жесткие линии, проведенные твердым карандашом и т.д.);

• сравнительный анализ различных птиц или животных близких по строению

Выводы

В теоретической части мы рассмотрели общие требования к организации кружка изобразительного искусства в школе с обучающихся средних классов, классификации кружковых занятий, также особенности в организации кружка от возрастных особенностей среднего возраста обучающихся седьмых классов. Исходя из изученных особенностей обучающихся среднего звена, мы сформулировали требования к организации кружковых занятий.

Изучив литературу по организацию кружка изобразительного искусства по теме «Анималистический жанр» с обучающимися седьмого класса, которые имеют свои особенности в психолого-педагогическом развитии, мы пришли к выводам:

1.Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Кружковая работа – это одна из форм дополнительного образования детей, которая осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях.

Рассмотрев требования к организации кружковых занятий по разделу «Анималистический жанр», мы заметили, что организация внеклассных занятий требует учета возрастных особенностей детей. В подростковом возрасте, самом коротком периоде, происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и дальнейшее формирование личности.

Также мы привели краткую историческую справку о возникновении данного жанра. Можно сказать, что данный вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Способствует развитию фантазии детей, приобретению художественных навыков.

 

2 Организация практической деятельности по проведению занятий кружка по созданию живописной работы по теме анималистический жанр с обучающимися седьмых классов

2.1 Содержание занятий кружка изобразительного искусства по разделу «Анималистический жанр» с обучающимися седьмых классов

В данном разделе раскрываются особенности организации практической деятельности педагога на занятиях кружка изобразительного искусства. Здесь приводится примерное тематическое планирование с кратким содержанием занятий и описанием методических рекомендаций по реализации данного плана.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся: от 12 до 13 лет.

Срок реализации Программы – 1 четверть (10 недель)

Объем программы: 10 часа.

Форма организации образовательной деятельности:

• очная,

• групповая (аудиторная).

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Численный состав: оптимально - 12 человек, допустимое количество обучающихся – 15 человек.

Режим занятий

Общая продолжительность занятий в неделю составляет 1

часа (1 час занятия включает в себя 45 мин. учебного времени и обязательный 15

минутный перерыв для отдыха обучающихся и проветривания помещения.)

Учебный (тематический) план

Учебно-тематический план

Тема Количество часов  
    Теория Практика Всего
  Анималистический жанр      
1.1 Художники анималисты      
1.2 В мире животных      
1.3 Наброски животных      
1.4 Забавные животные      
1.5 Рисуем животных. Мое любимое животное      
  Итого:      
           

 

Содержание учебного (тематического) плана.

1. Анималистический жанр. Художники анималисты.

Теория: Введение в программу. Знакомство с целями и задачами 1-го полугодия обучения. Ознакомить учащихся створчеством художников анималистов. Обучать выделять характерные повадки животных, позу, особенности стремления. Практическая работа: Изобразить животное, передав его характер. Например, трусливое животное, хитрое. Передать эмоции: страх, злобу, удивление и т.д. Изображение должно выглядеть реалистичным. Оборудование: акварельные краски, карандаши, тушь, фотографии животных, наборы открыток, нарисованные части животных, репродукцию картин с животными.

2. В мире животных.

Теория. Передавать обучающимся в увлекательной форме новые знания о животных, обучать правильному изображению животных, пропорциям животных, развивать навыки работы в анималистическом стиле. Практика. Изобразить дикое животное с натуры (чучело) или с фотографии. Оборудование: простой карандаш, ластик, альбом.

3. Наброски животных.

Теория. Передавать обучающимся знания об особенностях изображения животных. Обучать изображать животных в разных позах, в движении, рисованию с натуры. Практика. Обучающиеся вместе с учителем выполняют набросок одного животного. Оборудование:альбом, карандаш, ластик, акварель, гуашь, карандаши цветные, тушь.

4. Забавные животные.

Теория. Научить по описанию создавать образ животного, используя различные художественные техники и приемы. Практика. Обучающиеся рисуют животных. Оборудование. альбом, тушь, цветные карандаши, краски, простой карандаш, ластик, кисти, баночки.

5. Мое любимое животное.

Теория: Обучить использовать полученные знания о рисовании животных на практике. Оборудование.листы бумаги формат А3, пастель, простой карандаш, ластик, фотография животного. Практика. Обучающиеся рисуют животное с фотографии или по памяти.

Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности

1. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

2. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

3. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

4. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

6. Необходимо во время занятий в помещении открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

7. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

8. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

 

9. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.

11. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

12. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

 

2.2 Методические рекомендации по проведению занятий кружка по созданию современного плаката старшими школьниками

Задачами данного параграфа являются:

1. Представить наглядное пособие выполнения пейзажа для работы в кружке изобразительного искусства по теме «Анималистический жанр»

2. Представить подробное объяснение каждого этапа работы

Изучение и практическое освоение техники и методики живописи акриловыми красками, на начальных этапах обучения, лучше всего осуществлять на учебных работах. В таких заданиях идет не торопливое, последовательное решение различных учебных задач, руководствуясь основным дидактическим принципом-от простого к сложному. Теперь познакомимся с методикой выполнения живописи натюрморта на одном из примеров.

Прежде чем, приступить к живописи натюрморта акриловыми красками, необходимо познакомиться с материалами для работы, изучить теоретические основы технологии живописи, чтобы иметь в наличие необходимое оборудование и материалы.

Для простоты понимания методики выполнения работы, весь процесс работы условно разделим на несколько этапов, которых и будем придерживаться на протяжении всей работы.

1 этап: Разработка эскизов [Приложение Б рисунок 1.] В подготовительном рисунке под живопись намечаются характер и пропорции основных объемов, плоскостей, расстояний между ними, масштабные соотношения главных и подчиненных элементов. Устанавливая масштаб одной или многих фигур по отношению ко всему пространству рисунка. За масштабную величину может быть принят любой объект.

2 этап: Подготовка [Приложение Б рисунок 2] Прежде чем рисовать карандашом, следует натянуть ткать на подрамник, прогрунтовать его и дать высохнуть. Сушим натянутый подрамник на ровной горизонтальной поверхности без резких перепадов температур.

3 этап: Тоновой анализ. Предварительно делается анализ эскизов, определяются ведущие акценты, тонально-цветовые, масштабные характеристики. Далее определяется, что будет следующим по силе тона, и делается анализ эскизов, до самого темного тона. Наряду с этим нужно установить отношение цветов по теплохолодности. Сочетание теплых и холодных тонов способствует созданию впечатления глубины пространства, яркости, световоздушной среды.

4 этап: Перенос композиции с эскиза на холст. Расчерчиваем лист эскиза на четыре части, далее эти части переносим на большой формат. Начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. Следим чтобы все детали были на своих местах.

5 этап: Фон. Заполнение больших тональных отношений. Локальными цветами рисуем фон, землю, холм. Выделяем передний план, задний «уводим» вдаль, соблюдая правила воздушной перспективы. Сразу намечайте ярко выраженные рефлексы. И, так, двигаясь от предмета к предмету, от пятна к пятну, прописывайте, «раскрывайте» весь холст. [Приложение Б, рисунок 3.]

6 этап: Композиционный центр. [Приложение Б, рисунок 4.] Приступаем к изображению главного элемента композиции. В данном случае это кит. Он должен привлекать внимание зрителей. Композиционный центр выделяется размером цветом, светом, большей степенью проработки.

7 этап: Вторичные фигуры. Приступаем к рисованию других фигур, не забывая про плановость, те которые расположены дальше от нас выглядят тусклее и менее заметными, а те которые ближе – видна их точная форма, все мельчащие детали. Старайтесь смотреть обобщенно и цельно, держать в поле зрения всю композицию. Прописывая детали, пишите не фигуры, а цветовые пятна, выраженные этими фигурами. Сравнивайте их между собой, как можно точнее определяя цветовые - тоновые характеристики этих пятен, в соответствии с общим тоном и колоритом работы в целом.

Писать старайтесь раздельными мазками, нанося их по форме предметов, в соответствии с ее изгибами и освещением.

Мазок должен быть крупным или мелким, в зависимости от характера и размера поверхности, на которую наносится.

Выделение светлого пятна требует более темного окружения. Очень аккуратно используйте белила, старайтесь не злоупотреблять ими, чтобы не разбеливать цвета. Помните, что белила не только изменяют цветовой тон и снижают насыщенность, но и придают цветовым смесям «холодный» оттенок.

8 этап: Обобщение и. завершение работы. [Приложение Б, рисунок 5.] На этом этапе необходимо оценить проделанную работу из далека и понять где и на что нужно обратить внимание. Для этого чаще отходите от холста, и, с небольшого расстояния, беглым взглядом сравнивайте его с натурой, после чего вносите необходимые поправки. В тенях смягчайте контуры предметов и излишние контрасты, уточняйте света на предметах, наносите блики. Причем, блики нельзя выполнять чистыми белилами, т.к. все они имеют различну



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: