Концептуальные основы развития дополнительного образования детей




Департамент образования Вологодской области

АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования

 

Концепция развития дополнительного образования детей

Вологодской области до 2018 года

 

Вологда 2013

1. Общие положения

Система дополнительного образования детей занимает важное место в системе непрерывного образования РФ и призвана обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Это сфера свободного выбора детьми и подростками разнообразных программ дополнительного образования детей (далее ДОД) в соответствии с их склонностями и способностями.

Система включает образовательные учреждения дополнительного образования детей (далее ОУДОД), дополнительное образование детей в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании.Дополнительное образование детейсегодня востребовано как образование личностно значимое, добровольное и доступное, основанное на возможности свободного выбора содержания, ресурсов, вида деятельности по разным направлениям.

Важнейшие задачи учреждений ДОД:

· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

· выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

· профессиональная ориентация детей;

· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

· подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

· адаптация детей к жизни в обществе;

· формирование общей культуры детей;

· организация содержательного досуга детей;

· удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывающие различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Основными направлениями являются:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • естественнонаучное;
  • социально-экономическое.

Система дополнительного образования детей обладает открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на изменения в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Система образования должна быть ориентирована на государственный заказ, на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий.В связи с этим, образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления и совершенствования.

Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования.

Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес-сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.
Концепцияопределяет цели, задачи, принципы и идеи развития системы дополнительного образования детей Вологодской области, ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития дополнительного образования детей в регионе.

Нормативно-правовая база Концепции

· Конституция Российской Федерации.

· Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями)

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 04.12.2007 №327-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

· Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 г. N 599

· Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 1.06.2012 № 761.

· Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.)

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271).

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010.

· Приказ Минобрнауки от 26.06.2012 года №504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"

· Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

· Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 № 28-51-391/16 "О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей"

· Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (проект)

· Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства области от 03.03.2009 №398)

· Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области (утверждена Постановлением Правительства Вологодской области 07.09.2012 № 1052)

· Концепция стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период (утверждена постановлением Правительства области от 16.04.2004 № 380).

· Государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013–2017 годы», Подпрограмма 1. «Развитие общего, специального образования и дополнительного образования детей» (утвержденаПостановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 года № 1243)

· План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере образования» на 2013-2018 годы, утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 25.02.2013.

1. Анализ состояния дополнительного образования в Вологодской области

В Вологодской области стабильно функционирует система дополнительного образования детей. По состоянию на 1 января 2013 года в Вологодской области: 25 центров, 2 дворца, 3 станции, 18 домов детского творчества, 3 ДШИ (70 УДОД в сфере образования).

В настоящее время создан Региональный центр дополнительного образования детей, в функционал которого входит организационно-методическое и информационное обеспечение учреждений дополнительного образования детей Вологодской области, координация образовательной и методической деятельности УДОД Вологодской области.

На протяжении многих лет наблюдается тенденция увеличения числа обучающихся в учреждениях ДОД. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 72,0 тыс. детей (61 %), что выше среднероссийского показателя - 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Система дополнительного образования детей Вологодской области располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности. Самыми популярными по-прежнему остаются физкультурно-спортивная (32,5%) и художественно-эстетическая (33%) направленности. В Вологодской области работают 114 объединений технического творчества и 35 спортивно-технических объединений детей, в которых занимаются более 2100 обучающихся.

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных социально значимых муниципальных и региональных мероприятий, реализуют программы гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

За три последних года проведено более 400 областных мероприятий, школьники области приняли участие более чем в 100 мероприятиях российского уровня. На территории области создано и активно работает 362 молодежных объединения, в которых занимается более 41 тыс. детей и подростков.

В Вологодской области накоплен опыт интеграции учреждений общего и дополнительного образования в реализации региональных проектов, направленных на воспитание и социализацию детей: реализуются и развиваются проект «Этнокультурное воспитание», проект «Социокультурные истоки», проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

Сложилась многоуровневая система массовых мероприятий,способствующих популяризации и поддержке научно-технического творчества: конкурсы, выставки, соревнования, конференции (в 2010-2012 уч.г. в них приняли участие 3180 обучающихся образовательных учреждений из 28 муниципальных районов и городских округов области).

В области реализуются меры по обеспечению доступности и качества в системе дополнительного образования детей: развиваются интеграция общего и дополнительного образования детей (введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, работа с одаренными детьми). В более 70% муниципальных районов и городских округов Вологодской области к реализации внеурочной деятельности привлекаются учреждения дополнительного образования детей.

Управление системой дополнительного образования детей осуществляется Департаментом образования Вологодской области, специалистами по вопросам воспитания и дополнительного образования в муниципальных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования. Опосредованно управленческое влияние через научно-методическое сопровождение и повышение квалификации специалистов дополнительного образования,а также проведение мероприятий федерального и регионального уровнейорганизует АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

На повышение качества дополнительного образования детей оказало позитивное влияние научно-методическое обеспечение процесса дополнительного образования в регионе. В АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» разработан и реализуется ряд дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов по актуальным проблемам дополнительного образования. На его базе создана стажировочная площадка по направлению «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся».

Обеспечено проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе «С любовью к детям».

Грантовая поддержка УДОД в рамках приоритетного проекта «Образование» позволяет учреждениям укрепить материальную базу учреждения, поднять его престиж.

Вместе с тем, система дополнительного образования детей области требует серьезных преобразований, направленных на обеспечение доступности и качественного образования по выбору. Среди наиболее острых проблем, требующих решения:

-необходимость совершенствования нормативных требований и финансово-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;

- отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов;

- возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров;

- решение вопросов развития мотивационных механизмов стимулирования труда специалистов системы дополнительного образования;

- низкий уровень заработной платы специалистов системы дополнительного образования детей;

- развитие механизмов интеграции учреждений общего и дополнительного образования, в том числе в реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

- недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- модернизация содержания и технологий дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- развитие базовых (опорных) образовательных учреждений, выполняющих функции ресурсных и методических центров;

- использование ресурсов негосударственного сектора и частно-государственного партнерства в предоставлении услуг дополнительного образования детей;

- развитие государственно-общественного управления в системе дополнительного образованиядетей.

Для организации эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативные документы, кадры, финансы, материальные ресурсы, чёткое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.

Возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем развития дополнительного образования детей в условиях региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики, который позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития региона.

 

Концептуальные основы развития дополнительного образования детей

Целью настоящей Концепции является определение стратегии стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой региональной системы образования и воспитания;обеспечение еесовременного качества, доступности и эффективности в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

1. Совершенствование организационно-управленческих условийразвития дополнительного образования детей в Вологодской области, обеспечивающих единое образовательное пространство, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение и социализацию.

2. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, расширение сферы образовательных услуг за счет совершенствования содержания и технологий дополнительного образования детей.

3. Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

4. Развитие техносферы дополнительного образования детей.

5. Профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.

Развитие системы дополнительного образования детей в Вологодской области строится на основе следующих принципов:

- вариативность и многообразие видов социально-творческой деятельности;

- обеспечение доступности и свободы выбора программ;

- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей, с низким социально-экономическим статусом);

- партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей, межведомственная кооперация, сетевое взаимодействие;

- учет и использование социокультурных особенностей и традиций Вологодской области;

- вариативность моделей управления ДОД;

- развитие сферы ДОД как инвестиционно-привлекательной и инновационной;

- информационная прозрачность, доступность объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;

- открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля;

- многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования (в т. ч. за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития ДОД).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: