Агнозия социальных действий




Восприятие социальных действий играет важную роль в социальном функционировании. Оно помогает управлять социальным окружением, правильно реагировать на изменения среды, планировать и предвосхищать результаты социальных действий и взаимодействий. В число социальных действий входят агрессивные, опасные, враждебные, дружественные, обманные и другие действия.

Наличие специальных операций восприятия моторных действий было показано в исследованиях так называемых зеркальных нейронов, которые активируются у обезьян при наблюдении действий хватания, манипуляции и укладывания объекта, выполняемых другой обезьяной (см. главу 2, подраздел «Агнозия действий»). При наблюдении действий хватания некоторые нейроны активируются в ответ на определенный способ захвата — точного захвата пальцами или захвата всей кистью. Эти нейроны расположены в области F5. Такие же нейроны обнаружены на нижнем крае верхней височной борозды.

Такая же система может обеспечивать способность распознания социальных действий и взаимодействий других людей, помогающую правильно реагировать на них (Rizzolatti et al., 2000). Одним из компонентов этой системы может выступать способность делать выводы о душевном состоянии людей, участвующих в тех или иных действиях. Эта способность и ее нарушения недавно получили освещение в ряде исследований, основанных на парадигме теории разума {theory of mind).

3.2.1. Теория разума (Theory of mind1) и агнозия социальных действий

Поведение животных и человека может отражать предвосхищение поведения других индивидов на основе восприятия эмоционального состояния, которое опирается на эмоциональный тон голоса, выражение лица, положение тела, говорящие, например, об угрозе, требующей реакции защиты.

Мы также можем распознавать душевное состояние других людей с помощью информации, получаемой не только от выражения эмоций. Эта способность догадываться о душевном состоянии, убеждениях других людей в ходе социальных взаимодействий была названа theory of mind — теорией разума (Premack, Woodruff, 1978; Wellman, 1990).

Исследования теории разума обычно включают в себя две основные задачи — задачу «Ложные убеждения» (False Belief Tasks) и задачу «Ошибочный шаг» (Faux Pas Tasks) (Wimmer, Perner, 1883; Baron-Cohen et al, 1985).

В обоих типах задач изображены социальные взаимодействия между двумя людьми, которых мы для простоты обозначаем «Человек 1» и «Человек 2». В процессе

1 Theory of mind — наличие у субъекта сознательной осведомленности о собственных намерениях и способностях, а также способность к восприятию и угадыванию намерений и мыслей других людей, осведомленность о наличии сознания у других. В русских переводах используются термины — «теория сознания», «теория намерений», «теория психического», «теория разума» и др. — Примеч. науч. ред.

тестирования (см. обзор в Stone et al., 1998) экспериментатор читает испытуемому рассказ и показывает картинки. В задаче «Ложные убеждения» Человек 2 меняет расположение предмета, когда Человек 1 выходит из комнаты, например переставляет бутылку кока-колы со стола на холодильник. В задаче «Ложные убеждения» первого порядка испытуемого спрашивают: «Когда Человек 1 вернется в комнату, где, как он думает, будет стоять бутылка кока-колы?» Правильный ответ: на столе. Так, Человек 1 продолжает придерживаться ложного убеждения, что бутылка по-прежнему находится на столе. Для ответа на вопрос нужно мысленно сделать вывод о том, какие убеждения имеются у Человека 1. Несколько дополнительных вопросов предназначены для проверки понимания и запоминания испытуемым действий, описанных в рассказе: вопрос о понимании действительного положения вещей таков: «Где находится бутылка кока-колы?» (На холодильнике). Вопрос на запоминание таков: «Где вначале была бутылка кока-колы?» (На столе). Эти вопросы требуют, скорее, операций с физической реальностью, чем с психической. В задаче «Ложные убеждения» второго порядка, направленной на диагностику способности понимать, что думает Человек 2 о том, что думает Человек 1, начало рассказа может быть таким же, но Человек 1, выйдя из комнаты, видит в окно, что Человек 2 переставил предмет, не подозревая, что за ним наблюдает Человек 1. Испытуемого спрашивают: «Когда Человек 1 вернется в комнату, что подумает Человек 2 о том, что подумает Человек 1 о том, где находится предмет?». Контрольные вопросы те же, что и в задаче первого порядка.

В задаче «Ошибочный шаг» оценивается способность испытуемого догадываться о душевном состоянии Человека 1 (слушающего) и Человека 2 (говорящего). В рассказе Человек 2 совершает ошибочный поступок и в своем неловком высказывании случайно раскрывает информацию, которая должна держаться в секрете от Человека 1. Например, Человек 2 получил от Человека 1 хрустальную чашу в подарок на свадьбу. Через год, будучи на обеде в доме Человека 2, Человек 1 случайно уронил бутылку вина на эту чашу и разбил ее. Человек 1 извинился, но Человек 2 сказал: «Не беспокойтесь. Она мне никогда не нравилась. Ее кто-то подарил мне на свадьбу». В другом рассказе Человек 2 проговорился Человеку 1, какой сюрприз приготовил ему на День рождения.

Испытуемого просят подтвердить наличие ошибочного шага, указать на человека, сделавшего ошибочное высказывание (выделение и понимание ошибочного шага), объяснить, почему Человек 2 не должен был это говорить (понимание душевного состояния слушателя — Человека 1) и почему Человек 2 так сказал (понимание душевного состояния говорящего — Человека 2). Задаются контрольные вопросы о деталях рассказа. За последние годы были разработаны разные типы задач теории сознания, различающиеся по сложности и общему содержанию.

Ряд исследований показывает, что между 3 и 4 годами у детей развивается способность понимать задачу «Ложное убеждение» первого порядка, и это указывает на понимание детьми того, что другие люди могут придерживаться ошибочных, ложных убеждений (Johnson, Wellman, 1980). Дети в возрасте 6-7 лет начинают понимать задачу «Ложные убеждения» второго порядка, осознавая, что один человек может придерживаться ложных убеждений относительно душевного состояния другого героя рассказа («убеждение об убеждении») (Регпег, Wimmer, 1985). Между 9 и 11 годами у детей развивается способность понимать пробу «Ошибочный шаг» (Baron-Cohen et al., 1997).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: