Перспектива возврата обязательной сертификации Услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.




Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, оказываемые субъектами хозяйствования (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), в соответствии с современными веяниями не подлежат обязательной сертификации. Перспектива возврата обязательной сертификации в то же время закреплена следующими документами: - * ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» излагает следующее:

Статья 31. Подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

Транспортные средства, принадлежности к ним и запасные части, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также технические средства организации дорожного движения подлежат подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 5, 2/1018); Прим. указанный НПА заменен на указанный ниже.

* ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»:

Статья 24. Введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования

1. При отсутствии введенных в действие (вступивших в силу) технических регламентов Республики Беларусь или технических регламентов Евразийского экономического союза в отношении объекта оценки соответствия и в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования Совет Министров Республики Беларусь вправе вводить обязательное подтверждение соответствия в отношении такого объекта путем включения его в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – перечень), утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь. К слову, такой перечень уже имеется, но в него пока не включены услуги.

2. В перечень могут включаться:

2.1. продукция, включенная в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза;

2.2. отдельные виды выполняемых работ, оказываемых услуг, компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, в отношении которых законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия.

3. Порядок подготовки и внесения предложений о включении объекта оценки соответствия в перечень, критерии формирования перечня устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

4. Обязательное подтверждение соответствия, введенное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, действует до введения в действие (вступления в силу) технического регламента Республики Беларусь или технического регламента Евразийского экономического союза на объект оценки соответствия;

* ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2017 г. № 61 «Об утверждении Правил подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь»:

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

12. Объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, и формы подтверждения соответствия устанавливаются техническими регламентами Республики Беларусь, техническими регламентами Евразийского экономического союза (далее, если не определено иное, – технические регламенты), а также (до введения в действие (вступления в силу) технических регламентов в отношении объекта оценки соответствия) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающими введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования.

* Выдержки приведены из действующих нормативных актов Республики Беларусь.

 

Как видно из перечисленных документов, возможность введения обязательной сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств ограничена только решением Совета Министров РБ в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. Очевидно, что необходимость подтверждения соответствия услуг автосервиса путем сертификации объясняется тем, что транспортное средство является объектом повышенной опасности и от исправного состояния его зачастую зависит не только здоровье граждан, но и их жизни.

Сертификат соответствия выдается уполномоченным органом по сертификации на основании оценки стабильности качества оказываемых услуг и является документом, подтверждающим соответствие оказываемых услуг требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации. Основными документами, регулирующими сферу услуг автосервиса являются: Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»; «Правила бытового обслуживания потребителей»; СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения»; СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

Сертификация - процедура, в результате которой подтверждается наличие у организации автосервиса (индивидуального предпринимателя) необходимой для потребителя информации, квалификации исполнителя услуги, инструмента и специальных приспособлений, средств измерений и средств диагностики, нормативной, ремонтной и технологической документации (в том числе на электронных носителях) для выполнения определенных видов ремонтных работ.

В настоящее время в связи с либерализацией государственной политики в сфере оказания услуг вступили в силу ряд законодательных документов, таких как: Декрет Президента РБ № 7 от 23.11.2017 «О развитии предпринимательства». Рассмотрим подробнее аспекты этого документа в следующей статье.

Ну, а сейчас актуально о сертификате соответствия на услуги и его необходимости. 1-е. Сертификат необходим для заключения договора с предприятием на обслуживание и ремонт транспортных средств ввиду его собственных требований и (или) как конкурентное преимущество перед другими СТО. 2-е. Многие поставщики комплектующих, запасных частей и принадлежностей при заключении договоров на поставку и (или) в маркировке указывают гарантийный срок, однако только при установке (замене, ремонте) его на сертифицированной (компетентной) станции технического обслуживания и ремонта (СТО). Как доказать свою компетентность? Правильно! В судебном порядке предоставить поставщику запчасти сведения о квалифицированном персонале, наличии технической возможности осуществления ремонта и прочее. Или предоставить поставщику акт рекламации и копию сертификата соответствия. Разница чувствуется? Есть третий вариант, найти третью сертифицированную станцию и… Этот не вполне законный вариант мы рассматривать не будем. А почему поставщик запасных частей использует требования к замене запчастей на квалифицированных (читай сертифицированных) СТО? Это регламентируется *п. 2.14 статьи 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»: в маркировке должны содержаться

2.14. необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами (результатами работ, услугами), в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе потребителя;

И прописывают требования к используемым запчастям и принадлежностям с целью обеспечения требований ст. 11. п 6. * Потребитель имеет право на то, чтобы товар (результат работы, услуга) при установленных условиях использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы) был безопасен для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством.

Что и требовалось доказать, чем и пользуются продавцы (поставщики) запасных частей и принадлежностей, так как доказать или опровергнуть положения Закона «О защите прав потребителей» *Статьи 15. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) за нарушение прав потребителя, п. 5. Продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику).

И теперь о свободе выбора. Господь дал нам величайшую благодать, равно как и наказание – свободу выбора. Каждый решает сам. С наилучшими пожеланиями…..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: