Анализ затрат и финансовых результатов деятельности предприятия




 

Анализ себестоимости (издержек производства) обслуживает систему управления предприятием в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Целесообразно проводить сбор и анализ такой информации ежемесячно. При анализе необходимо принимать во внимание все затраты на производство работ по различным видам (материалы, сырье, энергия и т.д.), включая административно-хозяйственные расходы. Необходимо сравнивать полученные данные об имеющемся уровне издержек с нормативными показателями. Это позволяет выявить сверхнормативные потери, а значит, определить «слабые» стороны предприятия, с тем, чтобы избежать подобных просчетов в будущем и внести необходимые коррективы в производственную программу. Целесообразно также проводить сравнение издержек собственного предприятия с издержками двух или трех конкурентов. Это позволит выявить конкурентоспособность предприятия, определить имеющиеся резервы для снижения издержек. Подобный сравнительный анализ издержек производства на данном предприятии и предприятиях-конкурентах служит основанием для разработки и проведения стратегических мероприятий по снижению издержек производства и оптимизации производственной программы. Результаты сравнительного анализа используют для достижения «идеального» состояния издержек.


Затраты, произведенные организацией за 2000 год

Таблица 2.2

Наименование показателя     Отклонение
Материальные затраты 353 609    
Затраты на оплату труда 393 882 341 733  
Отчисления на социальные нужды 145 736    
Амортизация основных средств     - 11990
Прочие затраты     - 7494
Итого по элементам затрат 1 030 375 839 175  

 

По данным таблицы можно сделать выводы о росте затрат предприятия ОАО «СТРОЙБЫТ» в 2000 году по сравнению с 1999 годом. Экономия средств получена лишь по статьям «Амортизация» и по прочим расходам.

Затраты, произведенные организацией за 2001 год

Таблица 2.3

Наименование показателя За отчетный год За предыду­щий Год Отклонение
Материальные затраты 491 936 353 609    
Затраты на оплату труда   393 882    
Отчисления на социальные нужды 208 352 145 736    
Амортизация основных средств 21 520      
Прочие затраты        
Итого по элементам затрат 1 386 220 1 030 375    

 

В 2001 году также наблюдается значительный рост расходов предприятия по сравнению с 2000 годом, причем, по всем статьям затрат.

Прочие затраты в этой таблице - это: налог на землю, банковское обслуживание, налог на автомобильные дороги, электронно-вычислительный центр, аренда помещений, транспортный налог.

Определим индекс издержек производства. Он показывает во сколько раз увеличились (уменьшились) издержки производства продукции, или сколько про­центов составляет рост (уменьшение) издержек производства продукции в отчет­ном году по сравнению с базисным.

/zq=Σz¹q¹/Σzoqo.

где zq - издержки производства.

Базисный период - 1999 год, отчетный - 2000.

/z = 1 386 220 /1 030 375 = 1,35

Итак, индекс показывает, что рост издержек производства продукции составил 35% в отчетном году по сравнению с базисным. Для оптимизации издержек производства нужно уменьшить затраты на материалы путем замены их на более дешевые материалы или заменители. Вторым этапом достижения «идеального» состояния издержек может быть рациональное снижение доли нематериальных затрат в структуре себестоимости.

Важными показателями эффективности работы предприятия являются прибыль и рентабельность.

Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность, производственного процесса.

 

 

Финансовые результаты предприятия за 2000 год.

Таблица 2.4

Наименование показателя За отчетный период За аналогичный период прошлого года Изменение
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 1 161 080 938 927  
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 1 030 375 839 175  
Прибыль (убыток) от реализации 130 705    
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 130 705    
Прочие внереализационные доходы     -16763
Прочие внереализационные расходы      
Прибыль (убыток) отчетного периода 111 466    
Налог на прибыль      
Отвлеченные средства      

Уровень рентабельности для предприятий, занятых производством продукции (товаров, услуг, работ) определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции (или к валовым издержкам).

 

Финансовые результаты предприятия за 2001 год.

Наименование показателя За отчетный период За аналогичный период прошлого года Отклонение
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 1 408 534 1 161 080  
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 1 386 220 1 030 375  
Прибыль (убыток) от реализации   130 705 -108391
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности   130 705 -108391
Прочие внереализационные доходы      
Прочие внереализационные расходы      
Прибыль (убыток) отчетного периода   111 466 -107478
Налог на прибыль 1 396   -37617
Отвлеченные средства     -69861

 

Исходя из данных, приведенных в этой таблице, можно рассчитать рентабельность продукции. Она будет определяться процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

Рентабельность продукции = Прибыль от реализации: Себестоимость продукции х 100%,

т.е. 130 705: 1 030 375 х 100%= 12,7%

Имея необходимые данные, вычислим теперь рентабельность реализации, которая определяется отношением прибыли от реализации к выручке от реализации продукции.

Рентабельность продаж = Прибыль от реализации: Выручка от реализации,

т.е. 130705: 1 161 080=0,113,

т.е. каждая тысяча рублей, полученная от реализации продукции, принесет предприятию 113 рублей прибыли.

Рентабельность продукции за 2000 год:

22 314 /1 386 220 * 100%= 1,61%

Рентабельность продаж:

22 314 /1 408 534= 0,016.,

т.е. каждая тысяча рублей, полученная от реализации продукции, приносит предприятию 16 рублей прибыли.

Для определения тесноты связи между объемом производства, затратами на производство и финансовыми результатами хозяйственной деятельности предприятия проведем корреляционный анализ. Для расчета используем данные по предприятию за 1999 –2001 годы.

Показатель 1999 год 2000 год 2001 год
Объем выполненных работ, услуг, в руб. 938 927 1 093 590 1 380 812
Затраты, произведенные организацией, руб. 839 175 1 030 375 1 386 220
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельно­сти, руб.   130 705  

 

Для определения степени влия­ния объема выполненных работ и услуг на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности проведем корреляционный анализ. Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле:

Г =(xy - x*y) / (δх*δy),

где х - объем выполненных работ и услуг;

у - прибыль от финансово-хозяйственной деятельности;

δ- среднее квадратичное отклонение фактических значений признака от про­гнозных.

Средний объем выполненных работ и услуг:

х = (938 927 + 1 093 590 + 1 380 812) /3=1 137 776 руб.

Средняя прибыль от финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия:

у = (99 752 + 130 705 +22 314) / 3 = 84 257 руб.

ху =(938 927*99 752+1 093 590*130 705+1 380 812*22 314) / 3 =89136 322 007

Среднее квадратичное отклонение:

δ²х=[Σ(х-х)²/n]

δ²y=[Σ(У-У)2/n]

δ²х= [(938 927 - 1 137 776)2 + (1 093 590 - 1 137 776)2 + (1 380 812 - 1 137776)2 ] / 3 = =33519 941 564;

δх= 183 085

δ²ý = [(99 752 - 84 257)2 + (130 705 - 84 257)2 + (22 314-84 257)2] / 3 = 2 078 148 993;

δу = 45 587

Теперь можем приступить к расчету линейного коэффициента корреляции:

r = (89 136 322 007-1 137 776 * 84 257) / (183 085 "45 587) = 0,806

Коэффици­ент корреляции изменяется от -1 до +1, поэтому исходя из полученного результа­та, можно сделать вывод, что связь между объемом выполненных работ и прибылью прямая и сильная.

Далее определим степень влияния затрат, произведенных организацией, на прибыль от финансово-хозяйственной деятель­ности. Рассчитаем линейный коэффициент корреляции.

r = (ху – х*у) / (δх*δу),

где х - затраты, произведенные организацией;

у - прибыль от финансово-хозяйственной деятельности;

δ - среднее квадратичное отклонение фактических значений признака от про­гнозных.

Для начала определим средние затра­ты, произведенные организацией:

х = (839 175+1 030 375 + 1 386 220) / 3 = 1 085 257 руб.

Средняя прибыль от финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

у = 84 257 руб.

Среднее произведение величин средних затрат, произведенных организацией, и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (ху):

ху =(839 175*99 752+1 030 375*130 705+1 386 220*22 314) / 3 = 83 105 554 018

Среднее квадратичное отклонение: δ²х=[Σ(х-х)²/n]

δ²y=[Σ(У-У)2/n]

δ²х = [(839 175 - 1 085 257)2 + (1 030 375 - 1 085 257)2 +(1 386 220 - 1 085 257)2 ] / 3 = =51 382 370 672;

δх = 226 677

Среднее квадратичное отклонение прибыли:

δу = 45 587

Линейный коэффициент корреляции:

r = (83 105 554 018 - 1 085 257 * 84 257) I (226 677 *45 587) = - 0,807

Коэффициент корреляции изменяется от -1 до +1; связь между затратами, произведенными организацией, и прибылью от финансово-хозяйственной деятельности – обратная и сильная.

Таким образом, изучив финансовое положение модельного предприятия ОАО «СТРОЙБЫТ», можно сделать вывод, что хотя предприятие и испытывает определенную финансовую неустойчивость, тем не менее, оно остается достаточно надежным клиентом коммерческого банка.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита.

Банк, будучи порождением потребности хозяйства, находясь в центре экономической жизни, призван содействовать интересам своих клиентов. Каждый клиент, вне зависимости от террито­риального расположения, сам определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться.

Банк готов продать свой продукт, получив при этом соответствующее вознаграждение. При этом он работает на клиента (придерживается философии «все для клиента»), содействует непрерыв­ности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая получение дохода клиента, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.

Предприятия — клиенты банка имеют довольно широкиевозможности использования банковских услуг. Существует множество разновидностей банковских кредитов. Вместе с тем в российской практике все они выдаются с учетом анализа прошлой финансовой «биографии» клиента, а не его будущего развития. Так называемый «глобальный хозяйственный кредит» не получил развития.

Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и име­ющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.

Заемщиком при этом может выступить любой субъект собственности, внушающий банку доверие, обладающий определенными материальны­ми и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.

Субъект получения ссуды может быть самого разного уровня, начи­ная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до госу­дарства.

Важными элементами и принципами кредитования, а также критерием классификации банковских ссуд являютсяих возвратность, платность, срочность и обеспеченность. Кредитоспособность заемщика – это способность рассчитаться по полученным кредитам полностью и в срок. Она и выступает гарантией обеспеченности, возвратности и платности кредита.

Основным критерием кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности.

К числу способов оценки кредитоспособности клиента банка относятся:

- сбор информации о клиенте;

- оценка делового риска;

- оценка менеджмента;

- оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы;

- оценка финансовых коэффициентов;

- анализ денежного потока;

- наблюдение за работой клиента путем выхода на место.

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует спе­цифика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.

Методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения. Данная методика принята почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций, и используется:

- для принятия решений по кредитным заявкам по линии Управления кредитования наряду с проработкой собственно сделки и возможностей возврата кредита,

- для текущей оценки качества и структуры имеющегося кредитного портфеля банка, в том числе, для решения вопросов о целесообразности принятия мер кредитного воздействия к заемщику и создания необходимых резервов под сомнительную задолженность (ряд параметров должен быть скорректирован с учетом специфики инвестиционного финансирования).

Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

Строительное предприятие ОАО “СТРОЙБЫТ” является клиентом коммерческого банка Сбербанк России. СТРОЙБЫТ создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ», Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Учредительным договором от 17 мая 1993 года.

Для оценки финансового состояния Заемщика используется три группы оценочных показателей:

n коэффициент ликвидности;

n коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

n показатели оборачиваемости и рентабельности.

По материалам анализа коэффициентов кредитоспособности исследуемое предприятие можно отнести к заемщикам второго класса, требующим взвешенного подхода при выдаче кредита.

Коэффициентный анализ кредитоспособности дополняется анализом деловой активности и финансовых результатов деятельности. Результаты анализа использования основных фондов и оборачиваемости оборотных средств свидетельствуют об увеличении степени износа основных средств до 42% и, соответственно, уменьшении степени их годности, увеличении фондоотдачи с 2,89 рубля до 3,82 рубля, ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение из оборота суммы в размере 197,12 тысяч рублей.

Несмотря на рост производственных затрат исследуемое предприятие имеет положительный финансовый результат деятельности, хотя внереализационные расходы значительно сократили возможную балансовую прибыль.

Изучив финансовое положение предприятия ОАО «СТРОЙБЫТ», можно сделать вывод, что хотя предприятие и испытывает определенную финансовую неустойчивость, тем не менее, оно остается достаточно надежным клиентом коммерческого банка.

Экономическую основу возврата кредита составляет кругооборот и оборот фондов участников воспроизводственного процесса, а также законы функционирования кредита. Целенаправленное управление движением ссуженной стоимости позволяет обеспечить ее сохранность, эквивалентность отдаваемой взаймы и возвращаемой стоимости.

Для финансово устойчивых предприятий, являющихся первоклассными клиентами банка, юридическое закрепление в кредитном договоре погашения ссуд за счет поступающей выручки представляется вполне достаточным.

Для предприятий, не отнесенных к первоклассным заемщикам, кредитоспособность которых ниже первого класса, возникает необходимость иметь дополнительные и реальные гарантии возврата кредита.

Банковское законодательство Российской Федерации предусматривает, что выдача кредита банками России должна производиться под различные формы обеспечения кредита: залог имущества и прав, уступка требований и прав, передача права собственности, гарантия и поручительство, страхование и другие.


Список литературы

 

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализы: учеб­ник.». - М.: Финансы и статистика, 2002г.

2. Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". - М.: Финансы и Статистика, 2002.

3. Гулд У. «Банковское дело: стратегическое руководство» - М.: АО «Консалтбанкир» 2001г.

4. Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М..: ИКЦ «Дис», 2002г.

5. Колесников В.И. «Банковское дело» – М.: финансы и статистика, 2000г.

6. Лаврушин О.И. «Банковское дело» – М.: Финансы и статистика, 2001г.

7. Моляков Д.С. "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - М.: ФиС, 1999.

8. Панова Г.С. «Кредитная политика коммерческого банка» - М.: ИКЦ ДИС, 1997г.

9. Болдырев М. «О современных методах финансового анализа / Бизнес и банки 1999г. №6.

10. Власова М.И. «Анализ кредитоспособности клиента коммерческого банка» / Банковское дело 2001г. №3, 4, 5.

11. Кривцова А.Н. «Оценки кредитоспособности заемщика» / Аудит и финансовый анализ 2001г. №3.

12. Михайлов А.Г. «Коммерческие банки: метод оценки надежности» / Банковское дело 2000г. №1.

13. Москвин В. «Защита системы кредитования в коммерческом банке» / Бизнес и банки 1997г. №44.

14. Кузьмин И., Сазонов А. «К вопросу об оценке кредитоспособности заемщика» / Деньги и кредит 2000г. №28.


[1] Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". - М.: Финансы и Статистика, 2002.

 

[2] Власова М.И. «Анализ кредитоспособности клиента коммерческого банка» / Банковское дело 2001г. №3, 4, 5.

 

[3] Болдырев М. «О современных методах финансового анализа / Бизнес и банки 1999г. №6.

[4] Кривцова А.Н. «Оценки кредитоспособности заемщика» / Аудит и финансовый анализ 2001г. №3.

 

[5] Гулд У. «Банковское дело: стратегическое руководство» - М.: АО «Консалтбанкир» 2001г.

[6] Кузьмин И., Сазонов А. «К вопросу об оценке кредитоспособности заемщика» / Деньги и кредит 2000г. №28.

 

[7] Колесников В.И. «Банковское дело» – М.: финансы и статистика, 2000г.

 

[8] Москвин В. «Защита системы кредитования в коммерческом банке» / Бизнес и банки 1997г. №44.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: