Вопрос 45.Методические условия коррекции познавательных функций.




Вопрос 1.доп.»Лицо с особенностями психофизического развития».Синонимы.

Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимы: «дети с ограниченными возможностями здоровья»,«дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии»,«дети с особыми нуждами»,«нетипичные дети»,«дети с трудностями в обучении»,«дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития),«исключительные дети»,«дети с недостатками в умственном и физическом развитии»,«дети с недугом»Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.

 

Вопрос 23. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особ.психофизического развития.

Современный этап развития системы специального образования в РБ характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР – как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при организации в них интегрированного обучения и воспитания. Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения явилась не только одной из тенденций развития системы специального образования, но и привела к существенным изменениям в системе основного образования.1. Это структурные изменения: во многих учреждениях дошкольного и общего среднего образования открыты и функционируют специальные группы и группы (классы) интегрированного обучения и воспитания (более тысячи специальных групп для детей с ОПФР и семи сотен групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, более 200 спец классов и 5000 классов интегрированного обучения и воспитания в учреждения общего среднего образования). 2.Это изменения в содержании деятельности педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования, связанные с их активной включенностью в процесс обучения детей с ОПФР. Т.е.новые требования к структуре и содержанию профессиональных компетенций руководителя и педагога учреждения дошкольного, общего среднего образования, предусматривающие в качестве обязательной составляющей блок специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с ОПФР. За 20л практики интегрированного обучения стало очевидным, что для того, чтобы успешно обучать ребенка с ОПФР, нужно владеть системой спец знаний, определенных профессиональных умений. Отсутствие таких знаний и умений приводят к использованию педагогом непродуктивной методики обучения, и к низкому качеству образования детей с ОПФР. Просто же «нахождение» ребенка с ОПФР в одном классе с нормально развивающимися сверстниками, без осуществления качественного обученияне может считаться гуманным. Важная роль-обеспечение качества работы педагогов и компетентность руководителей учреждений образования в вопросах специфики организации образовательного процесса с детьми с ОПФР.Т.е, актуальная проблема-подготовка руководителей и педагогов учреждений основного образования к работе в условиях интегрированного обучения и воспитания. И как следствие-необходимость разработки образовательных программ повышения квалификации соответствующей направленности. Реализация образовательного процесса с некоторыми категориями детей с ОПФР требует также обязательного использования специального оборудования, например, тифлотехнических средств при обучении детей с нарушениями зрения, звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования при обучении детей с нарушением слуха. Без владения педагогом соответствующими умениями методика обучения данных категорий детей будет непродуктивна. Важно знание педагогом особых условий, необходимых для осуществления учебной деятельности ученика с учетом его особенностей развития, например, требований к освещенности рабочего места для ребенка с нарушениями зрения, дифференцированных требований к посадке ученика с учетом разных нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата, знание оптимального рабочего места в группе, классе для ребенка с нарушением слуха(из работы Вареновой)

 

Вопрос 45.Методические условия коррекции познавательных функций.

1. Необходимость постановки конкретных коррекционно-развивающих целей. Например: развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с конструктором; формирование приема сравнения путем приложения; выработка умения устанавливать причинно-следственные связи; овладение приемами логического запоминания; активизация пассивного словаря учащихся и пр.

2. Создание эмоционально положительного настроя. Жизнерадостность облегчает процесс мышления, удрученность — тормозит. Эмоции дают толчок к размышлению.

3. Степень развития восприятия как основа для обучения продуктивному мышлению.

4. Развивая познавательные функции, необходимо отталкиваться от уровня актуального развития и переводить ребенка в зону ближайшего развития, определяя также зону его перспективного развития.

5. Организация предметно-практических действий с реальными объектами и их изображениями.

6. Развитие регулирующей функции речи.

7. Создание мотивации: сильное влияние оказывает то, насколько данный предмет значим для ученика. Отмечено, что дети особенно охотно решают те задачи, которые «задевают их за живое», задачи, связанные с их деятельностью, необходимые им для достижения какой-то желанной цели. Опираясь на жизненно важные для ученика объекты, следует расширять их круг.

8. Использование педагогом различных возможностей для организации самостоятельного действия и мышления учащихся, а также создания ситуация типа «Вызов самому себе», «Слабо?». Поощрение самостоятельных решений, признание права на эксперимент.

9. Обучение составлению стратегий и тактики разрешения проблем с развитием творческого мышления. Творческое мышление представлено дивергентным, когда осуществляется выбор большого числа возможных решений и конвергентным — выбор оптимального решения из ряда возможных.

Обучение решению проблем осуществляется поэтапно:

1) ощущение затруднения;

2) обнаружение и определение проблемы;

3) поиск возможных решений;

4) выявление путем умозаключений следствий из вероятного способа решения (для предотвращения ситуации «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда»);

5) дальнейшие наблюдения и эксперименты, подтверждающие правильность или неправильность принятого решения.

10. Соотношение между формированием привычек и развитием гибкого, динамичного мышления для каждого ученика определяется индивидуально, так как привычки могут как облегчать, так и затруднять процесс мышления. Эффективны задания на «децентрацию», направленные на формирование умения принимать во внимание точку зрения другого

человека как в буквальном значении, т. е. способность представить себе, что увидит другой человек, если будет смотреть на ту же вещь, но из иного положения, так и в переносном смысле.

11. Мыслительный процесс должен доставлять радость. Ученик должен быть уверен в собственных мыслительных способностях. Неудачи желательно избегать. В школе детей обычно сравнивают с лучшими, а в жизни сравнение чаще осуществляется наоборот. Повсеместно следует широко использовать методы стимулирования. Правила поощрения и наказания: сравнение ребенка с самим собой; учет мотива действий; приоритет малых мер положительной оценки; использование внешних достоинств в целях проявления внутренних; интерпретация негативных проявлений как позитивных. Причины, исключающие наказание: неумение, страх, раскаяние, оплошность, аффект, добрый мотив.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: