На основании Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08-761. по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предмет ОДНКНР, также как предмет ОРКСЭ является безотметочным. Рекомендуется не выставлять в журнал текущие, четвертные, годовые оценки (отметки, зачеты-незачеты и др). Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способности понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности к духовному развитию и уровень сформированности универсальных учебных действий и предметных результатов. Но это не исключает возможность и необходимость в контроле усвоения знаний учащимися.
В соответствии с пунктом 10 и 11 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. На основании этого положения в школе разработано «Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости», в котором описаны все используемые в организации формы, методы, инструменты оценивания. Данная рабочая программа лишь детализирует, адаптирует их к особенностям предмета ОДНКНР.
Оценочно-рефлексивная и контрольная деятельность учителя по основам духовно-нравственной культуры является одним их важных направлений в работе и предполагает определенную систему проверки эффективности деятельности по освоению содержания предмета и приобретению новых компетенций, главные из которых – личностные, состоящие в способности к позитивной социализации и интеграции в общество.
Подходов к оцениванию много, но при составлении данной программы использовалась «Программа мониторинга качества образования» В МБОУ Дрокинской СОШ имени декабриста М.М. Спиридова, в которой сформирована идеология школьной внутренней системы оценки качества образования как совокупности организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку результатов образовательной деятельности, состояния процессов, осуществляющихся в школе.
Разработанные процедуры и листы диагностики применяются всеми учителями предметниками, для педагогического мониторинга определения уровня сформированности планируемых результатов освоения предметной области ОДНКНР их тоже можно применять с учетом специфики предметной области. В основу диагностики положена методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.
Педагогический мониторинг уровня достижения планируемых результатов освоения ОДНКНР проводится 2 раза в год (предварительный, текущий, итоговый).
Класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
Вид мониторинга | Предварительный | текущий | предварительный | текущий | Предварительный | текущий | предварительный | текущий | предварительный | итоговый |
Дата проведения |
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
Также разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А.Г. Асмолова (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008).
Уровень предметных результатов определяется с помощью разработанных учителем тестов и заданий на основании содержания курсов для каждого курса с 5 по 9 классы.
Проектная деятельность обучающихся оценивается на основании критериев, в основу которых положены идеи М.А. Ступницкой «Что такое учебный проект?». М.Первое сентября, 2010.
№ | Аспект оценивания | Критерии оценивания | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
Подготовительный этап | 1.1.Самостоятельность в выборе темы | ||||
1.2.Самостоятельность работы с источниками информации | |||||
1.3.Умение планировать и осуществлять работу | |||||
Защита проекта (презентация) | 2.1. Актуальность (понимание проблемы, задачи) | ||||
2.2.Содержание | |||||
2.3. Представление найденного способа решения проблемы | |||||
2.4..Дизайн презентации | |||||
2.5.Личные проявления докладчика | |||||
2.6. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта | |||||
Продукт (результат проекта) | 3.1. Функциональность | ||||
3.2. Эстетичность | |||||
3.3. Оригинальность | |||||
Итог: |
На основании результатов выполнения обучающимися диагностических работ, представления проектов на итоговых занятиях, осуществляя наблюдения за поведением и действиями обучающихся на занятиях и во внеурочной деятельности, учитель заполняет «Лист достижений» в каждом классе, на каждого обучающегося где фиксируется уровень каждого обучающегося, в соответствии с п.10,11 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для предметной области ОДНКНР лист достижений составлен, исходя из специфики планируемых результатов, в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Дрокинской СОШ имени декабриста М.М. Спиридова (срок реализации 2015 – 2020 г.).
В связи с Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 19.01.2018г. №08-96 «О методических рекомендациях» появляется еще одна задача перед образовательными организациями о выставлении итоговой отметки обучающимся в аттестат об основном общем образовании по реализуемым в рамках обязательной предметной области ОДНКНР учебным предметам, курсам, модулям, в соответствии с учебным планом, минимальной объем учебной нагрузки должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года. Результаты педагогического мониторинга можно будет перевести в итоговую отметку
Лист достижений __ класса МБОУ Дрокинской СОШ имени декабриста М.М. Спиридова 20_-20_ уч.год
Вид мониторинга: предварительный, текущий, итоговый (выбрать) Дата:_____
Учитель___________ предметная область (темы) ОДНКНР
№ | Фамилия Имя учащегося | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Предметные УУД | ||||||||||||||||||||
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям | устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Итог | умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение работать в группе | умение решать конфликтные ситуации | Итог | запоминать и удерживать учебную задачу, инструкцию во времени; | планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу | начинать и заканчивать действие в нужный момент | Итог | Знание и присвоение моральных норм | Демонстрация уважительного отношения к Родине | Ориентация учащихся на моральное содержание ситуации, требующей осуществления морального выбора | Итог | Знание основных понятий курса | Умение характеризовать основные понятия курса, выделять общее и особенное | Знание священных писаний, культурных и религиозных памятников, святынь, известных личностей | Выполнение т защита проекта (группового или индивидуального) | Итог | |||||
………… | ||||||||||||||||||||||||||
1. Высокий уровень – 15-20 баллов; 2. Средний уровень – 9-12 баллов; 3. Низкий уровень – менее 8 баллов