Караваджо и церковные заказы




Цикл св. Матфея в капелле Сан ЛуиджидеиФранчези. В 1599 году благодаря протекции кардинала Караваджо получает заказ на оформление капеллы церкви Сан ЛуиджидеиФранчези для кардинала Контарелли. Две боковые стены решили украсить сценами из жизни апостола Матфея.

«Призвание апостола Матфея», капелла Сан ЛуиджидеиФранчези, 1599–1600

Главная задача, которую Караваджо ставит перед собой — втянуть зрителя в происходящее событие и сделать его убедительным. Чтобы каждый почувствовал себя участником происходящего.

Все герои библейской истории одеты в современные костюмы, действие происходит во времена Караваджо. Вечер. Матфей, сборщик податей, сидит за столом и считает монеты. Вместе с ним — три стражника и старик, возможно, хозяин таверны. Двое героев сосредоточены на деньгах, один смотрит на входящих, двое — в проем за их спинами.

Входящие находятся в тени. Поток света падает на них справа, он освещает спину одного и профиль другого. Тот, которого мы почти не видим, выбрасывает вперед руку с волевым, не терпящим возражений жестом.

Сидящий за столом человек, как бы переспрашивая, говорит: «Я должен что-то делать? Ты меня выбираешь?». Это призыв, который считывает только один из пяти присутствующих в комнате. Картина строится как театральная мизансцена, задача которой — максимальная степень убедительности.

Свет с одной стороны эффектно моделирует форму, а с другой выполняет режиссирующую роль. И если намек на возможности этой световой режиссуры уже присутствовали в более ранних произведениях, то теперь художник раскрывает полноту этого приема. Свет — это передача определенных идей, это расстановка акцентов, которая выявляет содержание происходящего.

«М у ченическая смерть апостола Матфея», капелла Сан ЛуиджидеиФранчези, 1599–1600

Тему мученической смерти апостола Матфея Караваджо показывает трагичнее. В центре — убийство святого, а вокруг волнующаяся и эмоциональная толпа. Ангел спускает мученическую пальмовую ветвь с небес святому. Он переходит в это новое качество святых мучеников, получает вознаграждение за свою стойкость и веру.

Капелла Черази в ц. Санта Мария дельПополо — второй крупный заказ для которой Караваджо пишет «Мученическую смерть апостола Петра» и «Призвание Савла».

«Распятие апостола Петра», 1600

Караваджо изображает крест, который поднимают палачи. Он показывает весь драматизм происходящего события: выстраивает диагональную композицию, показывает тяжесть креста напряженным фигурами палачей. Они постепенно распрямляются и создают почти физическое ощущение поднятие тяжести. Апостол, сопротивляясь этому движению, пытается сохранить естественное положение — разбухают его сосуды, он максимально напряжен. Здесь тоже ключевую режиссерскую роль играет свет. Он движется параллельно кресту. Максимально ярко освещен торс святого, лица палачей — в полной темноте.

«Призвание Савла», 1600

«Призвание Савла» Караваджо изображает дословно. Призыв Христа, раздавшийся с небес нисходит на Савла оглушительны потоком света, который сбрасывает героя с лошади и на время ослепляет. Ослепший человек и испуганная толпа, которая разбегается вместе с лошадью. Ее круп заполняет большую часть полотна. Зачем так мощно изображена здесь лошадь? Для убедительности. Мы физически ощущаем высоту падения Савла. Высота этого падения — высота перехода из одного состояния в другое. Скоро Савл станет последним апостолом Павлом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: