Кому требуется применять системное мышление?




Предисловие

 

Перед Вами 9-й том из серии Методологическая школа управления. Эта книга является логическим продолжением серии и своеобразным рабочим отчетом моего друга Саши Зинченко перед коллегами и учениками. Преданный и талантливый ученик Великого учителя, он ушел из жизни 26 июля 2015 года, закончив буквально за неделю до своего ухода работу над текстами, которые вы увидите в этой книге. Мы постарались сделать в его текстах лишь минимальные правки, чтобы Сашина живая и «ершистая» речь снова донеслась до читателя.

Эта книга цифровой эпохи, это коммуникативная книга, и все ее авторы готовы и будут отвечать на вопросы читателей. Многие, думаю, будут и задавать вопросы Саше, и имитировать в своем сознании его ответы.

Логика книги очень проста. В первой части – инструкция по использованию категории «система», а также опыт работы управленцев разных поколений с использованием этой категории и других инструментов методологического мышления.

Во второй части рассматриваются образовательные технологии по освоению системного мышления для управления оргтехническими системами и отдельные кейсы использования этих технологий.

Последний год и семь месяцев жизни Саши мы общались в ежедневном режиме – обсуждали мировой разум, картины мира, мировоззренческие аспекты нынешнего существования, а также две свершившиеся интеллектуальные революции, которые сейчас определяют мировой уровень управленческой работы, – цифровую трансформацию и технологизацию управленческого мышления.

Мы решили в ходе наших дискуссий, что грядут серьезные изменения финансово-хозяйственной системы России на базе цифровой трансформации и использования технологий управленческого мышления. И чем быстрее это будет осознано и принято, тем лучше.

Входить в этот, по сути дела, новый мир, с точки зрения управленческих практик, невозможно без освоения категории «система».

Девятый том серии «Методологическая школа управления» изготавливался с целью технологически правильного освоения управленцами категории «система».

Это если хотите, учебное пособие, зачет по которому обязаны сдать все адъюнкты Методологической школы управления.

Андрей Реус

 

 

Часть 1. Технология системного мышления

 

Что такое “технология системного мышления”?

“Что такое мышление? Это употребление определенных категорий, понятий и схем для того, чтобы видеть «существо дела» в происходящем вокруг нас хаосе”.

(Р. Декарт)

 

«Делай так» — Инструкция для начинающих. А.П. Зинченко

 

Эту инструкцию мы вырабатывали, прежде всего, для себя на базе традиций ММК, работ Г.П. Щедровицкого и участия в конструировании многочисленных систем управления в ОДИ — организационно-деятельностных играх. Конечно же, она несет весьма сильный личностный отпечаток и может употребляться другими только с поправками на собственный опыт, особенности ситуации, времени и места.

Показания к применению

· Применяется в рамках деятельности: государственной, предпринимательской и социальной.

· Подходит при наличии кризисной ситуации, типа “что-то пошло не так”.

· Подходит к случаям решения экстраординарных, уникальных задач.

· Рекомендуется при освоении нового типа деятельности.

Требования к применению

В каких случаях требуется применять системное мышление?

Мышление тебе потребуется только тогда, когда ты попал в ситуацию. Ты в ситуации, если невозможно далее действовать по известной традиции, схеме, стереотипу. Когда оказываются бесполезными освоенные тобой знания, умения и навыки. Когда твои подельники, партнеры, товарищи по работе, коллеги точно так же не знают, что и как делать дальше. На первый взгляд, кажется, что затруднение лежит где-то рядом — «внутри ситуации». Но чтобы его увидеть и распознать, требуется выйти «вовне» и поглядеть на ситуацию со стороны. Нужно понимать, что затруднение зависит не от готовности человека и текущих способов его работы, но от тех понятий, схем и форм мысли, которыми он пользуется.

Кому требуется применять системное мышление?

Только в случае попадания в ситуацию нужно выходить в поисковый режим и занимать наиболее эффективную по жизни позицию — «управляющий». Чтобы мыслить, необходимо занять именно эту позицию, для чего следует оторваться от привычной повседневности и от тех знакомых и понятных способов работы, которые и привели тебя в ситуацию. Системное мышление как форма мысли и технология мышления требуется только тем, кто занял позицию «управляющий». Если у тебя нет такой позиции, то и системное мышление тебе не требуется.

Шаги применения

По поводу любой вещи из нашего окружения СМД (системомыследеятельностный) подход требует выделить фазы ее замышления, перевода замысла в проект — конструкцию (в материал), организации изготовления, испытаний на пользу, прочность, красоту (согласно Витрувию) и поддержания в рабочем состоянии по ходу эксплуатации.

Задай рамки

1. Поставь цели и перспективные ориентиры.

2. Определи перечень задач для достижения поставленных целей.

Определи процесс

3. Определи актуальные для твоей ситуации процессы управления: функционирование, развитие, производство, воспроизводство, а также захоронение.

4. Выдели процессы, которые уже происходят.

5. Выдели тот, который ты хочешь изменить (или запустить в системе, а систему вытолкнуть в этот процесс).

В общем случае процесс – это поток любых перемен, но поскольку ты инициируешь его искусственно, в нужном тебе русле и направлении, то обязан сделать его процессом развития. Зачем вообще люди возятся с системами управления? Просто потому, что разруха наступает сама по себе при отсутствии управления.

Определи картину положения дел

6. Проведи ситуационный анализ.

7. Задай границы целого системы управления.

Обозначать границы системы управления имеет смысл только для того, чтобы перевести ее в новое состояние: из ситуации прошлого в ситуацию будущего. А эта последняя должна быть представлена в виде проекта — набора схем по каждому из значимых для тебя параметров.

Анализ ситуации на схемах — на основе ситуационного анализа — требует прорисовки поля деятельности системы управления: обозначения структуры мест объекта управления (типы мест, иерархия слоев, границы и горизонты действия).

Построй структурные схемы

8. Обозначь наиболее существенные места для обеспечения функционирования и воспроизводства системы.

9. Определи зависимость мест друг от друга.

10. Построй связи между ними.

11. Обозначь процессы производства и развития для продолжения дела, которое ты собирался развить.

12. Распредели функции по местам, где могут быть решены задачи для достижения целей.

Типы схем

В разных ситуациях, в зависимости от сферы деятельности, могут быть использованы различные структурные схемы: цикла жизни изделия, основных бизнес-процессов, структуры организации, структуры работ в рамках проекта и прочие.

Типы связей

На схемах структуры связей (указывающих на функции мест в структуре) происходит поиск наилучших вариантов — наиболее удачного связывания в конструкции — новой организационной формы для системы. Здесь определяется зависимость мест друг от друга и содержание связей между ними. Это могут быть связи кооперативные (логистика), коммуникативные (передача и разработка знаний), общения (понимание и рефлексивное отображение одними местами целей других мест).

Предназначение схем

Схемы ситуации — структура мест — позволяют определить перечни задач по достижению целей и распределить функции (прописать функционализацию) по местам (институты, технологии, способы работы), где эти задачи могут быть решены. Для этого требуется произвести инвентаризацию — что у нас в ситуации для предполагаемого дела есть, и построить дефектную ведомость — знание о том, чего нам не хватает.

Более подробное описание можно найти в разделе №2 “История формирования технологии системного мышления”.

Обозначь проблемы, разрывы, затруднения

13. Обозначь задачи, которые не имеют способов и ресурсов для решения.

14. Определи проблемные места.

15. Выдели недостающие или проблемные связи.

Проблематизация — это обозначение перечня задач, которые не имеют способов и ресурсов для решения. Иными словами — получение «знания о незнаемом» (затруднения, разрывы, проблемы).

Спроектируй новые организованности

16. Определи новые организованности.

17. Определи какие организованности останутся без изменений.

18. Определи организованности, у которых будут изменены функции.

19. Определи в каком материале организованности будут работать.

Решение проблем возможно через проектирование новых организованностей (организаций, рабочих групп, людей), которые должны суметь снять проблемы — решить задачи. Здесь требуется определиться с организованностями и решить, в каком материале будут работать различные места в создаваемой нами структуре. Это могут быть организованности, заимствованные из прошлого, работающие на существующем материале. Они перейдут в будущее, но с новыми функциями. Это потребует насилия (переподготовки, частичной замены) над старым материалом.

Материал организованностей — это люди, технологии, компьютерные программы, технические устройства.

Найди и подготовь новых людей

20. Сформулируй требования к людям.

Для организации работы в новых проектах и для решения новых задач неминуемо потребуется поиск и подготовка новых людей. Конечно, всегда хочется видеть нужные нам организованности спроектированными заново. Но в этом случае для них потребуется подготовить людей, которые смогут обеспечить намеченные функции. А это отнимает много времени и сил. Именно в слое организованностей наши мыслительные конструкции и проекты встречаются со своим субстратом или материалом — носителем систем.А у него собственные законы жизни. Это циклы жизни людей, нормы жизни человеческих сообществ (традиции, религия, право), законы смены поколений технологических устройств.

Предыстория системного анализа уходит в бесконечность, и «начатки» можно искать бесконечно долго. Условно начинают обычно с первой яркой работы — «Трактат о системах» Кондильяка. По-видимому, два человека на рубеже 17—18 вв. мыслью своей прочертили эту линию до нашего времени и дальше. Это Лейбниц, работы которого, несмотря на то, что сам он был знаменитейшим человеком, в основной своей массе остались неизвестными, и Кондильяк, который не только был крупнейшим философом, но и заложил основания семиотики, или теории знаков, и фактически основания химии, построив для нее язык.

Система знаний

В «Трактате о системах» Кондильяк обсуждал проблему системности знания. Он показал, что знание всегда образует систему. Мы не можем указать на какое-то знание и сказать: вот оно, вот его границы; мы не можем трактовать его как вещь. И, следовательно, он утверждал в этом трактате, что знания суть не вещи, а системы. Если нам кажется, что мы сталкиваемся с каким-то определенным знанием, как бы одиночным, отдельным, вырванным из контекста, то это ошибочное представление, потому что реально в каждом таком случае нам приходится восстанавливать его многочисленные связи с другими знаниями. Вообще первоначально, когда говорили о системах, то имели в виду только знания, а не вещи или объекты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: