Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №4
Тема программы: Тема№1 Основы тяги и торможения поезда.
Тема занятия №4: Дополнительные сопротивления движению поезда
План урока
I. Организационный момент.
II. Повторение предыдущего материала.
При движении сила тяги локомотива и кинетическая энергия поезда затрачиваются на преодоление различных сил, препятствующих движению; их называют силами сопротивления движению. Снижение величины сил сопротивления имеет ог-ромное значение для железнодорожного транспорта, так как позволяет при той же мощности локомотивов повышать вес и скорость движения поездов, экономить топливо.
Силы сопротивления движению пропорциональны весу подвижного состава, поэтому для упрощения расчетов их относят к 1 т веса состава или локомотива и называют удельным, сопротивлением.
Все силы сопротивления движению подразделяют на две группы: основное сопротивление, действующее на поезд независимо от профиля и плана пути, и дополнительное сопротивление, появляющееся при преодолении подъемов, кривых, сил ветра.
На прошлом занятии мы с Вами рассматривали группу сил, составляющих основное сопротивление движению поезда.
1. Сопротивление от трения между элементами подвижного состава в буксовых и моторно-осевых подшипниках колесных пар, в деталях автосцепки и фрикционных аппаратов и др.
2. Сопротивление от взаимодействия колес с рельсами, вызываемое затратой энергии на упругий прогиб рельсов и просадку пути, преодоление неровностей рельсов и силы трения бандажей при поперечном их скольжении по рельсам. Часть энергии движущегося поезда поглощается ударами на стыках, стрелочных переводах. Сопротивление от взаимодействия подвижного состава с рельсами увеличивается с ростом скорости.
3. Сопротивление от воздушной среды, вызываемое перемещением, завихрением и трением массы воздуха при движении поезда. Сопротивление воздуха зависит от формы подвижного состава и скорости движения.
III. Работа над новым теоретическим материалом
Дополнительное сопротивление движению поезда складывается из следующих составных частей:
1. Сопротивление от уклонов, возникающее за счет преодоления собственной силы тяжести поезда, так как при движении по уклону наряду с горизонтальным перемещением происходит подъем поезда в вертикальном направлении. С другой стороны, при следовании по спуску сила тяжести помогает движению поезда.
На основании расчетов и опытов установлено, что величина
удельного сопротивления от уклона, в кг/т численно равна величине
2. Сопротивление в кривых участках пути, вызываемое набеганием и трением гребней бандажей о головку наружного рельса, поперечным проскальзыванием бандажей по рельсам, трением шкворней и скользунов тележек, перемещением головок автосцепок и другими перемещениями при установке экипажа в кривой. Сопротивление от кривых возрастает при уменьшении радиуса кривой.
1. Для определения дополнительного удельного сопротивления от кривой пользуются опытной формулой
где R — радиус кривой в м.
В случае расположения кривой на уклоне сопротивления их суммируют, а уклон с учетом сопротивления кривой называют приведенным уклоном.
3. Сопротивление от ветра, возникающее при встречном, лобовом или косом ветре. Величина этого сопротивления зависит от скорости ветра и поезда и увеличивается при наличии открытых дверей и люков вагонов. Попутный ветер облегчает движение. Машинист должен знать характер ветров на обслуживаемом участке и учитывать влияние ветра на скорость движения поезда.
Дополнительное сопротивление движению поезда можно уменьшить за счет смягчения профиля пути, увеличения радиуса кривых, смазывания боковой поверхности головки наружного рельса в кривых.
Все сопротивления движению можно представить в виде сил, приложенных к поезду, в направлении, противоположном действию силы тяги или силы инерции движения поезда.
Контрольные вопросы:
1. Какие сопротивления движению поезда относятся к группе дополнительных сопротивлений?
2. Решить задачу: поезд весом Q = 4000т с тепловозом 2ТЭ116 весом Р— 138 т движется по подъему г — 5°/оо. Определитьобщее дополнительное сопротивление от уклона
IV. Домашнее задание:
Проработать текст С.П. Присяжнюк Управление тепловозом и его обслуживание стр. 4-9.
Ответить на контрольные вопросы, решить приведённую задачу. Фото домашнего задания отправить сообщением в группе в Вконтакте https://vk.com/club194189853
( Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1. С.П. Присяжнюк Управление тепловозом, М.Транспорт,1987. 312с.;