ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ




Общие теоретические сведения.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

 

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объек­там: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установлен­ных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ о техническом регулировании яв­ляется основным источником технического права в России.

Создание эффективно работающего рынка возможно, если государство будет осуществлять функцию регулирования в отношении объектов и субъектов.

Если объектом регулирования являются продукция и технические процессы (производство, строительство, ре­монт и пр.), то оно заключается в поддержании постоян­ного значения какого-либо параметра (например, скорости, давления, температуры) с помощью технических средств.

Регулирование в отношении субъектов — это упорядо­чение отношений между ними как участниками работ по управлению параметрами объектов. Техническое регулирование как частный случай управ­ления проявляется прежде всего в принятии государством мер, направленных на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров. Под техническим барьером пони­маются различия в требованиях национальных и междуна­родных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополни­тельным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и времени для продвижения това­ров на соответствующий рынок.

В связи с этим Россия должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных про­грамм дает огромный экономический эффект.

«Задача государственного регулирования не ограничивается обеспечением свободного перемещения товаров, как этого требует бизнес. Оно должно быть направлено на предотвращение появления опасных товаров на рынке в со­ответствии с требованиями граждан и общества.

Безопасность — главный приоритет системы техниче­ского регулирования и обязательное требование. Разработка норм базируется на оценке риска причинения вреда от эксплуатации продукции. Установление минимально необ­ходимых требований, выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляются с учетом степени риска причинения вреда продукцией. Принятие решений на базе сравнения фактического уровня риска с допу­стимым является главным в процессе технического регулирования.

«Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, приме­нения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (вклю­чая изыскания), производства, строительства, монтажа, на­ладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процес­сам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Технический регламент (ТР) - документ, принятый органами власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты.

Законодательство РФ о техническом регулировании состо­ит из ФЗ о техническом регулировании, Федерального закона «О внесении изменений в "Федераль­ный закон о техническом регулировании"» и принимаемых в соответствии с ними федеральных зако­нов и иных нормативных правовых актов РФ.

 

ЗАДАНИЕ:

Ознакомиться с законом РФ о «О техническом регулировании», как основным источником технического права в России, по указанным в задании главам и статьям. Ответить на поставленные в таблице 3 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.

Изучить по Федеральному закону «О техническом регулировании» следующие вопросы:

1. Ознакомиться с общими положениями закона РФ «О техническом регулировании». Гл.1 ст.1, 2, 3, 4.

2. Изучить цели, содержание, применение и виды технических регламентов. Гл.2 ст. 6, 7, 8, 9.

3. Проработать цели стандартизации, документы в области стандартизации, используемые на территории РФ, функции национального органа РФ по стандартизации. Гл. 3 ст. 11, 13, 14, 15, 16, 17.

4. Ознакомиться с целью, формами подтверждения соответствия и правилами их проведения. Гл.4 ст. 18 – 28.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с заданием, изучить указанные в задании главы и статьи.

2. Оформить работу, перечертить таблицу 3 «Изучение технического законодательства».

3. Ответить на поставленные в таблице 3 вопросы, выписав их из закона или записать свои суждения.

Контрольные вопросы:

Знать понятия определений:

1. Объект стандартизации 11. Стандарт организаций
2. Субъект стандартизации 12. Сертификат соответствия
3. Нормативный документ 13.Сертификация
4.Техническое законодательство 14. Добровольная сертификация
5. Техническое регулирование 15.Обязательная сертификация
6. Технический регламент 16. Декларирование соответствия
7. Безопасность 17. Декларация о соответствии
8. Международный стандарт 18. Маркировка знаком соответствия
9. Стандарт 19. Знак обращения на рынке
10.Национальный стандарт 20.Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Изучение технического законодательства

Таблица 3

№ п/п Вопрос Ответ
1. Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»? Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям.
2. Основные источники технического права в России. Федеральный Закон о техническом регулировании является основным источником технического права в России. Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в Кодексе добровольной практики.
3. Цели принятия технических регламентов. Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; Обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
4. В каких целях утверждается Правительством РФ программа разработки технических регламентов? Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
5. Назвать виды технических регламентов. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты; специальные технические регламенты.
6. Что могут содержать технические регламенты? Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
7. Совместим ли технический регламент с международными стандартами? Почему да или нет? Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
8. В каком случае и кто может отменить технический регламент? В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязаны начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента
9. Выпишите то место в ФЗ о техничес-ком регулировании, где ФЗ нацеливает разработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции ФЗ о техническом регулировании нацеливает разработчиков ТР на единый подход к отечественной и импортной продукции. Указанное требование получило закрепление в п. 6 ст. 7 указанного Закона: «Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции...» Данная норма исключает политику «двух стандартов».
10. Укажите цели стандартизации · повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; · повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · обеспечения научно-технического прогресса; · повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг; · рационального использования ресурсов; · технической и информационной совместимости; · сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; · взаимозаменяемости продукции.
11. Как Вы понимаете добровольное и многократное применение стандартов? Стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг.
12. Перечислите документы в области стандартизации К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: 1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
13. Назовите объекты и субъекты национальных стандартов Продукцию или услугу, для которой разрабатываются и устанавливаются стандарты, называют объектом (предметом) стандартизации. Субъектами стандартизации являются: Центральный орган исполнительный власти в сфере стандартизации, совет по стандартизации, технические комитеты по стандартизации либо другие субъекты, занимающиеся стандартизацией. Стандартизация может осуществляться на региональном, национальном или международном уровнях. Если в роли субъекта стандартизации может выступать соответствующий орган любой страны, то стандартизация является международной. Если субъектом стандартизации являются соответствующие органы государств одного географического, экономического либо политического региона мира, то это региональная стандартизация. Стандартизация является национальной, если она осуществляется в рамках одного государства соответствующими органами.
14. Назовите объекты и субъекты стандартов организаций К объектам стандартизации внутри организации относятся: · процессы организации и управления производством; · составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции; · процессы менеджмента; · технологическую оснастку и инструмент; · технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества; · методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа; · услуги, оказываемые внутри организации (в т.ч. и социальные); · номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации; · процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.
15. Что входит в обязанности национального органа по стандартизации? К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности: национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам; официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: «международных стандартов; правил стандартизации; технических регламентов; документов национальной системы стандартизации; «норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации; национальных стандартов других государств; информации о подтверждении соответствия; информации о международных договорах в области стандартизации;
16. Назначение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Классификатор используется: • при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; • при подтверждении соответствия продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; • для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом региональном и отраслевом уровнях; • для структуризации промышлешю-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и снабженческих операций.
17. Для чего необходимо подтверждать соответствие? Цель выполнения подтверждения соответствия описана в ст. 18 закона, который состоит из следующих пунктов: -Предоставление гарантии соответствия товаров, услуг и различных элементов, связанных с ними, нормативам, правилам, которые действуют на данный момент в стране. -Предоставление покупателям точных и верных сведений, помогающих выбрать безопасную продукцию, услугу высокого качества. -Развитие и усиление конкурентных характеристик товара, услуги для отечественных и зарубежных потребителей. -Свободное перемещение продукции, услуг внутри российского государства, за его пределами.
18. Какие существуют формы подтверждения соответствия на территории РФ? Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации
19. Назовите объекты добровольной сертификации Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
20. Что такое «знак обращения на рынке»? Знак обращения на рынке – это обозначение, призванное проинформировать потребителей о соответствии предлагаемого в обращение на рынок товаров требованиям соответствующих технических регламентов (национального или Таможенного союза)
21. Объекты обязательной сертификации Объектами обязательной сертификации могут являться как товары, так и технологии их изготовления, проектирования, а также другие производственные и эксплуатационные процессы. Сама процедура сертификации предполагает определенную совокупность действий, официально принимаемую в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.
22. В каком случае проводится декларирование соответствия? Во втором случае декларирование соответствия проходит с участием ОС и (или) испытательной лаборатории (центра). Эта форма используется в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

 

Садовникова А.С. 18ФПР1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: