Диагностика и контроль качества образовательного процесса




Актуальность темы

Мне, как педагогу дополнительного образования и руководителю театра кукол для детей, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “ Наша девочка не говорит многие звуки и не хочет заниматься с логопедом!”, “ У моего малыша очень хорошо получаются движения под музыку, но он пока ещё не научился хорошо разговаривать!”, “У нас проблема с речью не решается вот уже больше года! Помогите нам!!!” и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Значительно возросло количество детей с различными речевыми и двигательными нарушениями. А ведь всем известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной и речевой активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Приходя на занятия впервые, многие дети имеют не только нарушение звукопроизношения, но и ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованны, неподвижны, медлительны, другие – разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно

ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п. Необходимо создать условия для профилактики и коррекции этих недостатков, обогащения запасов двигательных и речевых навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Именно логоритмика в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезиологическими и дыхательными упражнениями способствуют правильному речевому, умственному, физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.

Причем такой системой упражнений необходимо овладеть не только педагогу, но и родителям.

Благодаря проекту «Говорим словом, музыкой, танцем, игрой…» - обучаем воспитанников правильно говорить и красиво двигаться через систему инновационных упражнений объединивших в себе нетрадиционные логопедические средства (занятия логоритмической гимнастикой в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезиологическими и дыхательными упражнениями).

Предмет исследования

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Следует отметить, что нарушения речи и двигательной активности в разной

степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их дальнейшее физическое и умственное развитие. Психологи и лингвисты считают, что именно в

раннем детстве темпы речевого и двигательного развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8 -10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов. На четвёртом году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности не только в овладении письмом и чтением, но и в общении со сверстниками. Таким детям следует вовремя оказать помощь и найти методику, которая в игровой занимательной форме, поможет исправить дефекты звукопроизношения и улучшить двигательную активность ребёнка к началу обучения в школе.

Работая много лет над развитием речи детей, я использовала различные методы и приемы, но сегодня, помимо традиционных занятий с играми и разнообразными упражнениями по исправлению звукопроизношения, я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезиологическими и дыхательными упражнениями.

Проект направлен на воспитание организованной, гармонически развитой личности. При разработке проекта я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности.

Формулировка проблемы

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения и особенно кинезиологические упражнения для ума

активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется систиматически заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – специальных ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы ещё в начале ХХ века. Но и сегодня логопедическую ритмику можно по праву отнести к инновационным педагогическим технологиям, если проводить её в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезеологическими и дыхательными упражнениями. Все эти нетрадиционные логопедические средства занимают особое место в системе комплексного метода профилактической и коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации и развития двигательных функций и речи.[1]

Цель проекта: создание системы, способствующей предупреждению, своевременному выявлению и устранению речевых и двигательных нарушений детей мешающих дальнейшему развитию ребёнка эффективными нетрадиционными логопедическими средствами, в совместной игровой, театрализованной деятельности.

Выдвижение гипотезы

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Логоритмика в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезиологическими и дыхательными упражнениями, является валеологически обоснованным условием способствующего преодолению речевых нарушений и совершенствованию индивидуального здоровья учащихся путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, музыкой, танцем и игрой.

Основными задачамикомплексного логоритмического воздействия являются:

· развитие слухового внимания и фонематического слуха;

· развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

· развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

· формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

· формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

· формирование у детей воли, целеустремлённости, трудолюбия, ответственности.

· формирование культуры общения, сотрудничества, доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками;

· воспитание раскрепощённого, уверенного в себе человека, не боящегося публичных выступлений, превосходно владеющего словом и телом;

· воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

· поддержка воспитанников в их дальнейшем развитии и самореализации личности, в раскрытии творческих способностей, а также воображения, фантазии, самостоятельности мышления.

 

Проверка гипотезы

Логоритмические занятия в сочетании с биоэнергопластикой, самомассажем Су Джок, кинезиологическими и дыхательными упражнениями – это методика, развития речи и двигательной активности ребёнка опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя близкие и понятные даже самому маленькому ребёнку занимательные пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные, коммуникативные и другие игры.

Взаимоотношения указанных компонентов в каждой новой группе детей и на каждом новом этапе их обучения могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Поэтому проект носит игровой, большей частью практический характер. Ведь игра является универсальным методом и средством работы педагога с любым детским коллективом:

· игра, как средство общения;

· игра, как средство организации учебных занятий;

· игра, как метод ведения репетиций;

· игра, как способ работы над номером.

С такой необыкновенно интересной, близкой и понятной детям игровой формой эффективного преодоления речевых нарушений детей через связь слова, музыки и движения, как логоритмика, я впервые познакомилась в 2008 – 2009 учебном году. Свою работу начала с изучения теории, методических рекомендаций [2], [8], [9], [10], [11] и обширного практического материала [18], [20], [28] авторов, занимающихся логоритмикой.

За многолетний опыт мною выявлены и другие наиболее эффективные методики, которые применяются и используются в различных видах и формах работы:

1. Для преодоления речевых нарушений, становления, развития правильности и чистоты звучания речи:

· речевые игры и упражнения, звукоподражания для исправления недостатков произношения;

· специальные дыхательные упражнения для тренировки и преодоления речевых дефектов у детей «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» [43], (Приложение 6);

· логопедический и точечный массаж, использование музыки и цветотерапии для развития речи;

2. Для психомоторного развития детей[42]:

· пальчиковая гимнастика, развивающая мелкую моторику;

· самомассаж ушных раковин, рук, ног, головы и лица;

· глазодвигательные упражнения для расширения пространственно- зрительного восприятия;

· упражнения для развития артикуляции – языка, губ челюсти;

· развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные) перекрёстные упражнения;

· телесные упражнения – согласующие движения головы, туловища, глаз, языка, рук, ног;

· растяжки;

· упражнения на релаксацию.

3. Для развития пластической выразительности и двигательных способностей детей:

· танцевальные и хороводные игры, развивающие ритмичность, музыкальность, координацию движений [16 ];

· игры – соревнования, подвижные игры, развивающие быстроту реакции, ловкость, подвижность, гибкость, выносливость.

4. Для постановки корпуса [24]:

· Упражнения для разминки головы и шеи: «Часики», «Маятник», «Юла»,

«Черепашка», «Стороны кубика рубика», «Джин» и др;

· Работа плечами, предплечьем, руками, кистями: «Незнайка и знайка», «Кубик рубик», «Жирновцы», «Мельница», «Регулировщик дорожного движения»;

· Работа, верхней частью корпуса, закрепив нижнюю часть: «Столик», «Юла», «Маятник», «Стороны кубика рубика», «Кубик рубик», «Черепашка», «Вратарь»;

· Упражнения для корпуса с наклонами: «Сажаем и поливаем цветочки», «Замочек», «Репка», «Коробочка», «Раскладушка»;

· Работа нижней частью корпуса, бедрами, закрепив верхнюю часть корпуса: «Часики», «Маятник», «Юла», «Восьмёрка»;

· Работа над стопами и голенью: «Тянемся к солнышку», «Стульчик и солнышко»;

· Работа над растягиванием связок, выворотностью бедра, танцевального шага, танцевальных стоп («птички» - подъема),

· работа над коленными связками, силы ног, гибкости, работа над связками спины и живота, над гибкостью Упражнения на полу (par terre);

· и другие упражнения.

В целом деятельность в проекте направлена на содействие успешной социализации воспитанников в процессе их адаптации к образовательным условиям любого образовательного учреждения.

 

Интерпретация проекта

Проект «Говорим словом, музыкой, танцем, игрой…» не только развивает речь и двигательную активность детей, но и способствует обновлению содержания дополнительного образования. Проект обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Игры в рамках проекта учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

В проекте через связь слова, музыки и движения используются следующие педагогические принципы:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип комплексного развития. Все разделы в программе тесно взаимосвязаны между собой и преодоление речевых нарушений и совершенствование индивидуального здоровья учащихся происходит путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, музыкой, танцем и игрой.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности или поэтапного углубления знаний (от простого к более сложному). По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

5. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

6. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. Проведение личностной оценки каждого ребёнка без сравнения с другими детьми, помогающей детям почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

9. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

10. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

11. Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художествен­ной).

12. Принцип положительной перспективы при оценке созданного продукта (подчёркивая крупицы интересного, давая идею их развития).

Диагностические мероприятия строятся с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством давления на учащегося или родителя. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления точного результата. Недопустимо публичное сообщение результатов без согласия диагностируемых.

Возможные формы диагностики и контроля в рамках реализации проекта:

1. В начале года вводный контроль, в форме собеседования с ребятами:

· Проверка чистоты звучания речи;

· Проверка двигательных навыков;

· Диагностика не речевых психических функций;

· Экспресс диагностика.

2. По истечении первого учебного полугодия, промежуточный контроль, в виде прослушивания детей:

· Проверка изменений чистоты звучания речи;

· Проверка изменения двигательных навыков.

3. В конце учебного года итоговый контроль:

· Выступление на отчётном концерте с показом танцевального или театрализованного номера с учётом исполнительских возможностей детей;

· Итоговое занятие по технике речи;

· Диагностические задания (Приложение 1)

В том числе, проектвключает следующие виды упражнений:

· Вводная ходьба и ориентирование в пространстве с заданиями. (И.р.1)

· Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.(И.р.2)

· Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.[23], [26]. (И.р.4)

· Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Использование же метода биоэнергопластики ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными

кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения [3], [17]. (И.р.5)

 

· Дыхательная гимнастика Стрельниковой корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха [43]. (И.р.6)

· Самомассаж Су Джок в основу которого положено благоприятное лечебное воздействие на биологически активные точки, которые находятся на кистях рук и стопах ног. Воздействие на эти точки, оказывает влияние на регулировку, лечение и функционирование внутренних органов, а так же успешно устраняет заикание, развивает мелкую моторику пальцев рук, он полезен при дизартрических расстройствах и способствует общему укреплению организма ребенка. Правильное воздействие на биологически активные точки, стимулирует зоны коры головного мозга ребенка, ответственные за речь. Одним из эффективных способов является массаж специальными шариками. Они воздействуют на большинство биологически активных точек, расположенных на ладони ребенка. Шарик прокатывается между ладонями, происходит своеобразный массаж мышц рук. Шариками-ежиками с колечками дети с удовольствием массируют ладошки и пальцы. Также проводится массаж стоп [29]. (И.р.7)

· Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. (И.р. 8)

· Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. (И.р.9)

· Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание х. (И.р.10)

 

· Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. (И.р.11)

· Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. (И.р.12)

· Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. (И.р.13)

· Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой,

«звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. (И.р.14)

· Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. (И.р.15)

· Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

· Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. (И.р.16)

· Буффона́да — воспитанники показывают «комическое представление», сценку, построенную на приёмах народного, площадного театра. (И.р.17)

 

Содержание проекта

Этапы Задачи этапа и основные направления и содержание деятельности Сроки  
Предпроектный (подготовительный) 1. Исследовательские · проведение социологического опроса населения; · собеседование с детьми; · консультации с родителями. · выявление проблемы Сентябрь-октябрь
2. Организационные: l разработка учебно-методического плана реализации намеченного проекта; l подготовка помещений, технических средств и специального оборудования для творческой реализации педагогического проекта; l оснащение проекта методическими материалами и учебными пособиями; l оснащение специальным спортивным оборудованием, музыкальными инструментами, игрушками и другими материалами.  
3. Организационно-методические: Подбор диагностического инструментария Диагностика: · уровень творческих, интеллектуальных и эмоциональных способностей участников проекта; · уровень значимости формирующейся личности, участвующей в проекте;  
4. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.  
5.Содержательные: Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с детьми с ЗРР на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами  
6.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.  
Реализация проекта (практический) 1. Познакомить родителей и воспитанников: · с целями и задачами данного проекта; · с программой и учебно-тематическим планом; Ноябрь-май
2. Осуществить апробацию проекта  
3. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта  
4. Внести необходимые коррективы в содержание проекта  
5. Построить образовательный процесс на основе данного проекта  
Послепроектный (контрольно-оценочный) Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию совместной игровой, театрализованной деятельности Планирование дальнейшего участия воспитатнников в творческих конкурсах и фестивалях учрежденческого, районного и областного уровней. Июнь-август

Основные направления работы:

Совместная деятельность в ситуации успеха привлекает дополнительное внимание родителей к своим детям. Присутствие родителей на открытых занятиях, участие в анкетировании и диагностировании, организация совместных собраний, праздников, поездок, практическая помощь родителей в создании, костюмов, изготовлении атрибутов объединяют родителей и детей. В глазах чересчур требовательных родителей повышается значимость их детей, они начинают видеть в них маленькую, но уже талантливую личность.

Отсюда можно выделить основные направления работы:

· Постановка и показ музыкального номера, буффонады или танца;

· создание художественного образа;

· выступление на праздниках и фестивалях;

· создание летописи в рамках проекта.

Ожидаемые результаты:

В рамках реализации проекта дети получат возможность:

1. Обогатиться новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке разных жанров и направлений.

2. Научиться слышать и чувствовать ритм той или иной музыки и точно передавать его движениями руг, ног и всего корпуса в соответствии с темой и словами.

3. Уметь с лёгкостью, пластичностью, выразительностью, с артистизмом проявлять себя в музыкально-ритмической деятельности.

4. Познакомиться с техникой исполнения различных видов основных танцевальных движений: подскок с притопом на месте, приставной шаг с пружинкой, выбрасывание на подскоке носка, пятки, шаги с припаданиями, сужение, расширение круга различными движениями: топотушками, пружинистым шагом, моталочка, вертушка, переменный шаг и др.[24]

5. Научиться выполнять движения по одному, в парах и группами.

Уметь выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа. Проявлять индивидуальность. Уметь перевоплощаться в образ и переключатся с одного поля деятельности на другое.

6. Научится правильно дышать и делать дыхательные упражнения по методу Стрельниковой (Приложение 3), основанные на правильном вдохе. Это поддерживает естественную динамику дыхания и потому легко становится

7. органичным для оздоровления и развития правильного речевого и физиологического дыхания.[43]

8. Научиться выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. Правильно употреблять звуки в разных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, связывая звук с его музыкальным образом и буквенным обозначением. [23], [26].

9. Научиться выполнять упражнения по «Биоэнергопластике» (Приложение 4), соединяя одновременные движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, многократно усиливающими импульсы, идущие к коре головного мозга от языка и способствующие улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. [19], [22].

10. Научиться выполнять «Гимнастику мозга» (Приложение 6), активизирующую полноценную деятельность ума и тела, помогающую управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью и пробуждающую систему «интеллект-тело» приводящую её в готовность к обучению. Так же позволяющую: улучшить память, концентрацию внимания, снять стресс, нервное напряжение, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности, оптимизировать собственные резервы человека, повысить энергию тела. [42]

11. Научиться выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, пальчиковые упражнения и самомассаж рук и ног шариками и кольцами по методу Су Джук [29], так же самомассаж лица и массаж тела, и этюды на напряжение и расслабление мышц всего тела.

12. Правильно ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

13. Внимательно слушают музыку, активно отвечать на вопросы о характере

и содержании музыкальных произведений, петь, танцевать, играть на музыкальных

инструментах. Самостоятельно сочинять мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения[5].

14. Доброжелательно относится к сверстникам и взрослым.

15. Чувствовать себя уверенно и не бояться публичных выступлений.

16. Вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

 

Вывод: Целенаправленная и своевременная работа по исправлению дефектов речи, двигательной моторики и общему развитию, оздоровлению и укреплению детского организма не только облегчает дальнейшее обучение и общение ребёнка в школе, но и приводят к полному включению ребенка в полноценную жизнь общества.

 

Рекомендуемая литература:

Для педагога:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Бабушкина, Р. Л. Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Издательство: КАРО, 2010г.;

3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой... СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016г.;

4. Барышникова Т. Азбука хореографии, М., 1999г.;

5. Бекина С. и др. Музыка и движение, М., Просвещение, 1984 г.;

6. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – С.Пб. «Детство-пресс» - 1999. – 64 с.;

7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.,1993г.

8. Волкова Г.А. программа курса «Логопедическая ритмика». Программа для студентов факультета коррекционной педагогики. СПб., 1996г.

9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М.: Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 272 с.

10. Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2016. – 144 с.

11. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском сад». Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 120 с.

12. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 2002г.;

13. Гринер В.А. и Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. — М., 1941.г;

14. Гуревич М.О., ОзерецкийН.И. Психомоторика. — М.; Л., 1930г.;

15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.;

16. Джим Холл. Учимся танцевать. Весёлые уроки танцев для дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2015г.; 19

17. Кановская М. Биоэнергетическая гимнастика - superметодика третьего тысячелетия. 40 уникальных упражнений. Издательство АСТ, Сова, ВКТ., 2010г.;

18. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015г.;

19. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.;

20. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; - М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2010. -192.

21. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребёнка. –М., 1973г.;

22. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012г.;

23. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2015г.;

24. Логинова О. Б. «Комплекс игровых упражнений» Г. Сочи, 2011год.

25. «Методическом пособии по логоритмике» М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой - М.: Педагогика, 2012г.;

26. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской - Санкт-Петербург: Специальная литература, 2012г.;

27. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.;

28. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА, - 272 с.

29. Пак Чже В



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: