Социология Дюркгейма и Парето.




Дюркгейм: Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Понятие социологизма. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Выделяет в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона:

1. Социальная реальность включена в универсальный при­родный порядок; она устойчива, основательна и реальна, подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество — не простая сумма индивидов, но система, обра­зованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. Характерная онтологическая черта «социо­логизма» — это «социальный реализм».

Методологический аспект социологизма:

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе — социология — подобна наукам о природе в отно­шении методологии. Цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и зако­номерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социоло­гии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должна подвергаться реальность.

2. Из признания специфики социальной реальности вытека­ет самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

3. Социологи­ческий способ объяснения провозглашается единственно верным. Социология наука наук.

Предмет и разделы социологии.

Предмет социологии — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и ока­зывают на них принудительное воздействие. Социология - наука об институтах, их генезисе и функционировании.

Социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (аналогична анатомии. Она иссле­дует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму; в ее сферу входит изучение:

1.географической основы жизни народов в связи с социальной организацией;

2.народонаселения, его объема, плотности, распределения по тер­ритории), социальную физиологию (исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук) и общую социологию (осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы).

Социальная физиология включает:

1) социологию религии;

2) социологию морали;

3) юридическую социологию;

4) экономическую социологию;

5) лингвистическую социологию;

6) эстетическую социологию

Социальная солидарность и теория разделения труда.

Тема социальной солидарности — главная тема социологии Дюркгейма. Солидарность — синоним общественного состояния. Разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллектив­ном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидар­ность»). Разделение труда - социальное явление, фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Понятие социальной функции.

Социальная функция - отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы (тождественно представлению о функциях органов в биологическом орга­низме). Общество - интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Любой институт - соответствует определенной соци­альной потребности.

Понятие аномии - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переход­ных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а но­вые еще не установились.

Социология религии.

Отличительной чертой религиозных верований является деление мира на две противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая зау­рядная. Религия - связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отде­ленным, запретным вещам. Религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия — это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов.

Значение творчества Э.Дюркгейма.

Дюркгейм рассматривал общество как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в со­циальных системах. Социальное поведение регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и при­влекательными, должными и желательными.

Социологическая система В.Парето (1848-1923) – представитель социального механицизма. Основные работы: «Курс политической экономии» (1897), «Социалистические системы» (1902), «Учебник политической экономии» (1906), «Трактат по общей социологии» (1916).

Социология как логико-экспериментальная наука.

Подлинно науч­ной является социология экспериментальная. Она должна базироваться на «логико-эксперимен­тальной» точке зрения. Основа­ниями научного доказательства служат наблюде­ние, опыт и построенные на них логические выводы. Экспериментальная наука восходит от конкретных случаев к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость от других, более общих. Общие принципы следует рассмат­ривать как простые гипотезы, цель которых — обеспечить познание синтеза фактов, связать их посредством теории, обобщить их.

Логические и нелогические действия.

Основа теории социального поведения Парето - разделение человеческих действий на логические и нелогические. Различением логических и нелогических дей­ствий служит соотношение в них средств и целей, как в субъективном, так и в объективном аспекте. Логические действия логически соединены со своей целью по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, и для тех, кто обладает более широкими познаниями. Область логических действий — это главным образом естест­венные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические действия и экономика. В социальной жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические — на чувстве.

Теория осадков и производных.

Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный (осадок) и изменчивый (производная) элементы. «Осадки» Парето делит на шесть классов. Главное значение он придает первым двум классам:

«инстинкт комбинаций», воплощает тенденцию к социальному изменению;

«настойчивость в сохранении агрегатов», выражает консерватизм, тенденцию к неизменности социальных форм.

«Осадки» одного общества, как правило, существенно отли­чаются от «осадков» другого. «Производные» базируются на «осадках» и через них — на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» не соответствуют строго «осадкам», от которых они происходят. Нам известны только «производные», которые зачастую скрывают породившую их основу. Хотя «производные» и зависимы от «чувств» и «осадков», они обладают относительно автономным существованием и способны порождать друг друга, образовывать между собой различные комбинации и оказывать воздействие на определяющую их «чувственно-осадочную» основу. «Производные» выполняют две функции:

1.обнаруживают и выражают «осадки» и «чувства»,

2.они их скрывают, камуфлиру­ют.

Общество как система в состоянии равновесия.

Парето признает общество в качестве особого рода единства. Индивиды, «молекулы» социальной системы, «образуют соединение, кото­рое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства, не являющиеся суммой свойств составных частей». Общество - система, состоящую из взаимозависимых частей. Состояние социальной системы определяется факторами:

1.внешние природные условия,

2.усло­вия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера,

3.внутренние элементы системы.

Парето подчеркивает взаимозависимость всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости изменения, происходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других. Понятие равновесия Парето заимствует из механики, химии и экономической теории. Равновесие социальной системы является преимущественно дина­мическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют чувства.

Теория элит.

Индивиды неравны между собой в физи­ческом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Социальное неравенство естест­венный, очевидный и реальный фактом. Люди, которые обла­дают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. 2 вида элиты:

1.правящая, (политическая власть),

2.неправящую.

В целом социальная стра­тификация изображается в его теории в виде пирамиды, состо­ящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита (господствующий класс, аристократия, правящий класс и т.д.), основание – низший слой (основная масса населения). Люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Характерные черты представителей правящей элиты: высо­кая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеж­дать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: