Цель работы: собрать информацию о лингвистических ошибках.
Задачи:
Ø Узнать какие существуют виды лингвистических ошибок.
Ø Как бороться с лингвистическими ошибками.
Ø Где встречаются лингвистические ошибки
Ø Почему нужно бороться с лингвистическими ошибками
Ход работы:
Лингвистика(lingua, что означает «язык»)– это наука, изучающая язык, рассматривающая образование слов, построение предложений и словосочетаний.
Следовательно, лингвистические ошибки – это ошибки в устной и письменной речи человека.
Значит лингвистические ошибки соответствуют разделам лингвистики.
В лингвистике выделяют следующие разделы:
1) фонетика – раздел лингвистики, который изучает звуки речи;
2) лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка;
3) фразеология – раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);
4) морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи;
5) орфография – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов;
6) синтаксис – раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений;
7) пунктуация – раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении.
Фонетические ошибки - это неправильное произношение звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения.
Лексические ошибки - это употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.
Типы:
Употребление слова в несвойственном ему значении. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
o Смешение слов, близких по значению
o Смешение слов, близких по звучанию
o Смешение слов, близких по значению и звучанию.
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень.
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении.
o Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
o Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
o Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
o Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
o Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
o Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
o Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова.
Орфографические ошибки - незнание правил написания, переноса, сокращения слов.
Синтаксические ошибки - нарушение конструирования предложений, правил сочетания слов.
o Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
o Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
o Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
o Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
o Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Пунктуационные ошибки - неправильное употребление знаков препинания при письме.
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
o Чтение художественной литературы.
o Посещение театров, музеев, выставок.
o Общение с образованными людьми.
o Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.