Тема: Древняя русская музыка.




Класс

 

Задание на 9 сентября

 

Сольфеджио:

Повторение материала, пройденного в 4 классе.

1. Построение интервалов вверх и вниз от черных и белых клавиш.

2. Обращение тонического трезвучия, аккорды главных ступеней и их обращения

3. Тональность ми мажор, ключевые знаки. Т53, S53, D53

4. Тональность до диез минор, ключевые знаки. Т53, S53, D53

5. Три вида минора.

 

Музыкальная литература

Прочитать следующую информацию (при желании и возможности распечатать):

 

Тема: Древняя русская музыка.

Древнерусский фольклор — устное народное творчество древнерусского народа времён Киевской Руси. О разнообразии фольклора свидетельствуют многочисленные песни, былины и сказки.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приёмов.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своём творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племён и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами.

Знаменный распев - совокупность мелодий православной византийской традиции, разработанной и усовершенствованной в духе русского Православия и записанных посредством русской знаменной (безлинейной) нотации. Проще говоря, знаменная мелодия – это русская переработка греческого пения.

Древнее русское слово «распев» (от глагола «распеть») означает распределение и обработку «сырого» мелодического материала по данному (распеваемому) тексту. Однако процесс древнерусского церковного песнотворчества – это не музыкальная обработка в современном понимании, и даже не переложение текста на музыку, а нечто более сложное, требующее не столько музыкального мастерства, сколько благодатного озарения Свыше.

Распев, как и всякая форма народного творчества, не возникает стихийно и не имеет автора в современном смысле; он возникает и развивается незаметно, подобно растению. Распев не может быть создан никакими постановлениями церковной власти. Его не может сочинить никакой композитор, даже самый гениальный.

Церковный распев нельзя назвать и коллективной композицией: его создает народ – люди, действующие не по заказу или повелению извне и не по собственному произволу или прихоти, а по тайному наставлению Источника божественных сокровищ, неизменно пребывающего в Христовой Церкви. История сохранила нам имена некоторых мастеров (а не композиторов) знаменного распева. По постановлению Стоглавого Собора были открыты особые церковно-певческие школы. Из них особенно славились Новгородская и Усольская. Здесь трудились мастера: Иван Акимов (Шайдуров), Савва Рогов, Василий Рогов (впоследствии митрополит Ростовский Варлаам), Степан Голыш, Иван Лукошко (впоследствии архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Исаия), Иван Нос, поп Феодор Христианин, Паисий Литвинов, головщик Лавры, и Сильвестр. Но все они трудились уже в XVI веке, в период окончательного становления большого знаменного распева. Исторические сведения о жизни и деятельности наших древних песнорачителей очень скудны. Протоиерей Н.Трубецкой полагает, что «…это были люди скромные, которые в тиши монастырских келий, преисполненные сознанием великой ответственности перед церковью, незаметно трудились во славу Божию в деле прогресса церковно-певческой культуры. И это именно так: иначе их творчество не могло бы влиться в общецерковное творчество святых песнописцев Вселенской Церкви. Более того, оно никогда не достигло бы такого расцвета и не дало бы такой, поистине неземной по своему величию мелодии, каковой является наш знаменный распев. Итак, слово «распев» – чисто русское слово. Оно родилось впервые у нас на Руси в связи с наличием нераспетого текста. Греко-Восточная церковь этого термина не знала, ибо там мелодия создавалась одновременно с текстом песнопений. В настоящее время этим словом мы обозначаем все вообще осмогласие в той или иной национальной переработке. Так, кроме знаменного распева, существуют у нас распевы: демественный, киевский, греческий, болгарский и др.

 

Задание на 16 сентября

 

Сольфеджио:

1. Построить письменно цепочку интервалов от звука Фа, затем спеть ее:

б3↑ — ч5↓ — м6 ↑ — м3↓ — ч5↓ — ч4 ↑

2. Письменно построить и затемспеть в тональность ми мажор главные трезвучия — Т53, S53, D53

3. Письменно построить и затем спеть в тональности до-диез минор тоническое трезвучие (Т53) с обращениями (Т6, Т64)

 

Музыкальная литература:

Найти информацию, какие жанры народных песен существовали на руси и написать их характерные особенности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: