Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в ДОУ. Старшая группа




Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Праздники русского народа

 

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в ДОУ. Старшая группа

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русского народа.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о языческих и христианских праздниках русского народа;

— воспитывать интерес к традициям русского народа;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: диктофон; тематический альбом «Праздники народного календаря»; детские рисунки «Пасхальное яйцо», «Масленица»; фотографии птиц, вылепленных детьми из глины; веревка.

* * *

Воспитатель. Ребята, недавно в нашем детском саду проходила выставка газет «Праздники в нашей семье». Дети средней группы выпустили газету о замечательном семейном празднике — дне рождения, подготовительная группа — о Новом годе. Наша группа выпустила газету о «мужских» и «женских» семейных праздниках, которая всем очень понравилась. А вот о русских народных праздниках, которые отмечают во многих семьях, газеты нет. Согласитесь, что без нее выставка будет неполной. Заведующий детским садом Людмила Назаровна попросила вас выпустить еще одну газету: о русских народных праздниках. Она не случайно обратилась именно к вам, ребята. Людмила Назаровна знает, что вам в старшей группе так много рассказывали о жизни русских людей и их традициях, у вас есть энциклопедии, много альбомов, книги о жизни русских людей, поэтому вы сможете выпустить газету, которая всем понравится. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы нашу газету было всем интересно смотреть и читать?

Дети. Мы можем придумать рассказы, нарисовать рисунки, сделать аппликацию, вспомнить и записать игры, приметы, пословицы и поговорки, подобрать фотографии.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно предложили. Но чтобы наша газета получилась интересной, красивой, полезной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о русских народных праздниках. Какие народные праздники вы знаете?

Дети. Масленица, праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много праздников вспомнили. Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, веселиться. С чем в их жизни были связаны такие праздники, как Масленица, праздник Ивана Купалы, Капустки, Сороки?

Дети. С проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы.

Воспитатель. Правильно, ребята, эти праздники были связаны с природными изменениями. Русские люди долго поклонялись разным силам природы (Перуну — Богу грозы, Даждьбогу — Богу солнца) и считали, что это принесет им удачу Масленица была одним из самых любимых в народе праздников, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Не все коту масленица». Почему они были придуманы?

Дети. Этот праздник был очень веселым, он продолжался целую неделю: люди веселились, ели вкусные блины.

Воспитатель. Ребята, с чем в жизни русских людей был связан этот праздник?

Дети. С проводами зимы, приходом весны.

Воспитатель. Каждый день Масленицы носит свое название. Как назывался первый день этого праздника?

Дети. «Встреча».

Воспитатель. Наряжали чучело Масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни, поздравляли с праздником. Накануне первого дня хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с давних времен: так наши предки-славяне отмечали приход весны. Символом чего был блин?

Дети. Солнца.

Воспитатель. Правильно. Из чего пеклись блины?

Дети. Из муки, молока, яиц.

Воспитатель. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. «Блин не клин, живота не расколет», — так говорили в народе. Как вы думаете почему?

Реклама 03

Дети. Пекли очень много блинов. И ели их в большом количестве.

Воспитатель. Да, блинов пекли горы, так как съедалось их неимоверное количество. Как назывался второй день Масленицы?

Дети. «Заигрыш».

Воспитатель. Почему так назвали этот день?

Дети. В этот день строили снежные крепости, катались с гор, играли в игры.

Воспитатель. Какое название было у третьего дня праздника?

Дети. «Лакомка».

Воспитатель. Почему этот день называли так?

Дети. В этот день все ходили в гости друг к другу, угощались блинами.

Воспитатель. Как называли четверг?

Дети. «Широким».

Воспитатель. Почему его называли так?

 

Дети. Потому что в этот день веселились больше всего.

Воспитатель. С четверга начиналось настоящее масленое гуляние, недаром этот день назывался «широким». Люди устраивали общее катание с горок на санях, кулачные бои, штурмовали снежные крепости, пели, плясали до вечера. Пятница и суббота были днями посещения родных. Воскресенье — Прощеный день. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети. В этот день все просили прощения друг у друга.

Воспитатель. Да, в этот день было принято просить прощения за свои плохие поступки перед родными и близкими. Последний день был днем проводов зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму. После этого все начинали водить хороводы, играть в игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: