№ п/п | Раздел Дисциплины | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | Лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Социология коммуникаций: предмет и основные понятия. Теории социальной коммуникации. Коммуникация как система. | опрос на семинаре | ||||
2. | Типология коммуникаций. Уровни коммуникации. Институты коммуникации. Коммуникативная среда | проверка конспекта | ||||
3. | Массовая коммуникация | мини-опрос | ||||
4. | Коммуникативные практики. Социальные коммуникации на территории. | - | мини-опрос | |||
5. | Социальные коммуникации в современном информационном обществе | - | опрос на семинаре. Проверка конспекта. | |||
6. | Политические коммуникации | - | проверка рефератов | |||
7. | Методы исследования социальных коммуникаций | исследовательское задание | ||||
Итого:: | Экзамен |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1 | Социология коммуникаций: предмет и основные понятия | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Социология коммуникаций: предмет и основные понятия | Предмет социологии коммуникации. Социология коммуникации в структуре социологической науки. Социология коммуникации в системе наук о коммуникации Социальная коммуникации (социологические аспекты). Формы коммуникации: общение, речевая деятельность. Базовые составляющие социальной коммуникации: коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации; каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации. Понимание социальной информации. Междисциплинарный подход к изучению социальных коммуникаций. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.1. | Социология коммуникаций: предмет и основные понятия | 1. Понятие «социологии коммуникации». 2. Предмет социологии коммуникации. 3. Междисциплинарные связи. |
Раздел 2 | Основы теории социальной коммуникации | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1. | Основы теории социальной коммуникации | Предыстория изучения массовой коммуникации. Биологические истоки социального поведения. Фактор принадлежности индивида к определенному этносу. Фактор социальной стратификации. Единицы социальной коммуникации. Аспекты социологии коммуникаций в направлениях: социального бихевиоризма; символического интеракционизма; феноменологической школы; структурного функционализма; принципах марксистского диалектического учения; неомарксизма; структурализма; сетевых концепциях. Психосоциологические концепции коммуникации. Различные подходы к описанию массовой коммуникации (В. Парето, К. Мангейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, С. Холл, Т. Адорно, М. Маклюэн и др.). |
Темы практических/семинарских занятий | ||
2.1. | Основы теории социальной коммуникации |
|
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 3 | Социологические аспекты в теории коммуникации | |
3.1. | Социологические аспекты в теории коммуникации | Факторы, оказывающие влияние на направленность, динамику и содержание коммуникативного взаимодействия субъектов (сторон). Понятие «социальный статус» − коммуникативная значимость. Социальная дифференциация как социологический показатель коммуникативной доступности (связанности или, наоборот, отстраненности). «Служебные» признаки коммуникации. Понятие «социальной роли» в коммуникации. Коммуникативная установка. Социальная оценка информации. Речь как элемент коммуникации. Речевой этикет в социальной коммуникации. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 4 | Коммуникация как система. Коммуникативное пространство и его организация | |
4.1. | Коммуникация как система | Система языка и коммуникативные системы. Виды коммуникативных систем (естественные и искусственные коммуникативные системы). Системы символов, знаков, коммуникативных шаблонов, речевых штампов и шифров, метаязыков. Способы представления элементов коммуникации в качестве системы: собственно система; классификация; таксономия; стратификация; типология. Функционирование коммуникативных систем. Информационные технологии. Информационные языки. Языки программирования. Дифференциация искусственных коммуникативных систем на априорные, апостериорные и смешанные. Коммуникативная система кино − специфическая сфера социальной коммуникации. Социология музыки, социология искусства как отраслевые области изучения коммуникации социологическими методами. Межкультурная коммуникация. |
4.2. | Коммуникативное пространство и его организация | Понятие «коммуникативное пространство». Пространство и территория в коммуникативной среде и коммуникационном пространстве. Варианты организации социальной коммуникации. Символическая организация. Визуальная организация (реализация символов). Кодировка сообщений в рамках визуального пространства. Роль визуальной символики в обеспечении многоканальности воздействия на аудиторию. Событийная организация коммуникативного пространства. Мифологическая организация. Технологии умалчивания (замалчивания). Коммуникативная организация. Коммуникативные потоки, их построение и наполнение значимой информацией. Понятие «ключевой коммуникатор»: общие характеристики. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
4.1. | Коммуникация как система |
|
4.2. | Коммуникативное пространство и его организация |
|
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 5 | Типология коммуникаций. Уровни коммуникации | |
5.1. | Типология коммуникаций | Объективные критерии социальных коммуникаций. Социологические критерии коммуникативных схем. Межгрупповая и массовая коммуникации. Личность. Языковая личность. Коммуникативная личность. Вербально-семантическая, когнитивная, прагматическая характеристики. Оценка коммуникативной личности как социального феномена. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации и ее моделирование. Межличностные отношения. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Межгрупповые коммуникации. |
5.2. | Уровни коммуникации | Внешние критерии коммуникации. Коммуникации в пространстве и во времени. Профессиональные «выделенные» уровни коммуникации. Критерии: приближенности / удаленности, значимости, адресности, стоимости и достоверности и т. д. Основные внутренние критерии уровней коммуникации. Семиотический уровень (типология знаков как единиц семиотического уровня коммуникации, социальная обусловленность знаков как единиц семиотического уровня. Лингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Высказывание. Дискурс. Модель М. Хэллидея «ситуативный тип». Металингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Деловое общение, его виды и формы. Функции и структура деловой беседы. Вербальные, невербальные и синтетические знаки. Невербальные эквиваленты и особенности их функционирования. Типологии знаков. Синтетический уровень. Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем. Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения. Визуальный контакт. Межнациональные особенности невербального общения. Сравнение уровней коммуникации. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
5.1. | Типология коммуникаций |
|
5.2. | Уровни коммуникации |
|
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 6 | Институты коммуникации. Интерактивное общение. | |
6.1. | Институты коммуникации. Интерактивное общение. | Институты коммуникации: типология и социальная роль. Образование как институт коммуникации. Общественная политика в области образования. Критерии коммуникативной компетентности. Библиотека как институт коммуникации. Перспективы развития информационных хранилищ. Понятие базы данных. Современные типы чтения. Современные информационные системы. Поиск информации: оптимизация, автоматизация, плюсы и минусы автоматизации. Творческое начало в поиске информации и ее производстве. СМИ как институт коммуникации. Производители и потребители новостей. Роль информационных новостей в современном обществе. Реклама − институт коммуникации. Повседневные коммуникации. Роль социальных условий в коммуникативном взаимодействии индивидов, групп и социальных организаций. Интерактивное общение. Новые информационно-коммуникативные технологии и информационные коммуникации. Мировые информационные сети. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети. Структура потребляемой в сетях информации. Типичные потребители информации в сетях. Рунет. Перспективы и трудности интерактивной коммуникации. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 7 | Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания | |
7.1. | Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания | Особенности коммуникативной среды. Условия формирования и развития коммуникаций по признакам: места и времени, дороговизны, компетентности и пр. Знаково-символьная коммуникация. Немного истории развития языковой коммуникации. Язык в коммуникациях. Проблемы понимания и интерпретации. Языковая культура и культура языка. Перспективы развития языковой коммуникации. Письменности – компонент социальной коммуникации. Культура письма. Вербальная и невербальная визуализация коммуникативных проектов. Кодирование и свертывание информации при письме. Доступность информации в языковом и письменном общении. Проблемы социологической грамотности. Язык специалистов и профессионалов. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
7.1. | Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания |
|
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 8 | Массовая коммуникация | |
8.1. | Массовая коммуникация | Сущность и функции массовой коммуникации. Социальные функции: присвоения статуса, укрепления социальных норм, дисфункция наркотизации (П. Лазерсфельд и Р. Мертон); информационная, регулирующая и культурологическая функции (В. П. Конецкая). Социально-психологические функции: социальной ориентировки, контакта с другим человеком (Н. Н. Богомолова). Функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, культурологическая, функция политического контроля, функции опосредованного духовного контроля. Барьеры, препятствующие эффективной массовой коммуникации. Социология массовой коммуникации. Теории, проблемы и направления изучения массовой коммуникации Условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК). Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Массовая коммуникация и реклама. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
8.1. | Массовая коммуникация |
|
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 9 | Коммуникативные практики: социологический подход. Социальные коммуникации на территории. Референтные сети | |
9.1. | Коммуникативные практики: социологический подход | Социальные коммуникации – примеры взаимодействий. Дж. Г. Мид: практики символического взаимодействия. Зарубежные и отечественные исследователи о социальных коммуникациях. Механизмы социальных коммуникаций. Основные этапы коммуникативного взаимодействия. Межсубъектные и межгрупповые практики социальных коммуникаций. Акты действия и взаимодействия в коммуникациях, коммуникативные технологии, роль недеяния в социальных практиках. Повседневный опыт профессиональные и целевые коммуникации. Влияние условий жизни и быта на интенсивность и направленность социальных коммуникаций. Социальные коммуникации в семье. Границы социальных коммуникаций. Ресурсы субъектов социальной коммуникации. |
9.2. | Социальные коммуникации на территории. Референтные сети | Территория в контексте коммуникативных взаимодействий. Признаки территориальной привязки в социальных коммуникациях. Виртуальное пространство. Социальное картографирование как способ измерения социальных коммуникаций. Социальные сети. Особенности сетевого взаимодействия. Управление как элемент социальной коммуникации: виды управления. Понятие «референтной сети» в коммуникативном аспекте. Субъекты референтной сети в условиях коммуникации. Устойчивость «значимых» коммуникаций. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
9.1. | Коммуникативные практики: социологический подход | 1. Социальные коммуникации – примеры взаимодействий. Дж. Г. Мид: практики символического взаимодействия. 2. Основные этапы коммуникативного взаимодействия. 3. Повседневный опыт профессиональные и целевые коммуникации. Влияние условий жизни и быта на интенсивность и направленность социальных коммуникаций. 4. Социальные коммуникации в семье. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 10 | Социальные коммуникации в современном информационном обществе | |
10.1. | Социальные коммуникации в современном информационном обществе | Интернет в системе массовой коммуникации. Специфические особенности Интернет как средства массовой коммуникации. Инструментарий воздействия. Избирательные технологии составляющий элемент психологических операций. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляции сознанием. Приемы манипуляций в СМИ. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). НЛП – технологии. Инструментарий воздействия. НЛП: история возникновения. Области применения НЛП – техник. Принципы эффективного общения: уподобления, подстройка, ведение за собой. Способы восприятия мира и общение. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
10.1. | Социальные коммуникации в современном информационном обществе | 1. Интернет в системе массовой коммуникации. Специфические особенности Интернет как средства массовой коммуникации. 2. Избирательные технологии составляющий элемент психологических операций. 3. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляции сознанием. Приемы манипуляций в СМИ. /задание на развитие/ «Способы восприятия мира и общение». |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 11 | Политические коммуникации | |
11.1. | Политические коммуникации | Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. Социальные функции политической коммуникации. Теории политической коммуникации. Исследования зарубежных и отечественных социологов, посвященные проблемам политической коммуникации. Функции политической коммуникации по Г. Алмонду и др. Приемы политической коммуникации. Эффективность политической коммуникации. «Паблик рилейшнз» – общественное мнение на службе политики. Социологические проблемы изучения общественного мнения. Политические партии и некоммерческие организации как субъекты политики. Образование и информационная политика государства. СМИ и другие институты формирования общественного мнения. Субкультуры: возрастные, социальные, маргинальные. Политический язык. Адресность политической информации. Каналы передачи и обмена значимой информацией. Закрытость информации и проблемы: эффективного информационного обмена между участниками коммуникативной цепи. Объективность исследования политических коммуникаций. Сигинетика – наука об утаивании информации. Международная информация. Информационная безопасность. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
11.1. | Политические коммуникации | 1. Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. Социальные функции политической коммуникации. 2. Функции политической коммуникации по Г. Алмонду и др. 3. Приемы политической коммуникации. Эффективность политической коммуникации. 4. Политический язык. Адресность политической информации. 5. Информационная безопасность. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 12 | Методы исследования социальных коммуникаций | |
12.1. | Методы исследования социальных коммуникаций | Общие принципы исследования социальной коммуникации. Методы исследования социальной коммуникации. Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации. Основные методы исследования массовых коммуникаций: выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, метод тестирования, социометрия. Социальная значимость изучения социальных коммуникаций. Примеры исследования массовых коммуникаций социологами. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
12.1. | Методы исследования социальных коммуникаций | 1. Методы исследования социальной коммуникации. 2. Социологические методы на вооружении массовых коммуникаций: выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, метод тестирования, социометрия. 3. Исследование социальных коммуникаций социологами. |