Для заочной формы обучения




№ п/п Раздел Дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся  
всего Лекции семинары, практические занятия
1. Социология коммуникаций: предмет и основные понятия. Теории социальной коммуникации. Коммуникация как система.         опрос на семинаре
2. Типология коммуникаций. Уровни коммуникации. Институты коммуникации. Коммуникативная среда         проверка конспекта
3. Массовая коммуникация         мини-опрос
4. Коммуникативные практики. Социальные коммуникации на территории.     -   мини-опрос
5. Социальные коммуникации в современном информационном обществе     -   опрос на семинаре. Проверка конспекта.
6. Политические коммуникации     -   проверка рефератов
7. Методы исследования социальных коммуникаций         исследовательское задание
  Итого::         Экзамен

 

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
  Раздел 1 Социология коммуникаций: предмет и основные понятия
Содержание лекционного курса
1.1. Социология коммуникаций: предмет и основные понятия Предмет социологии коммуникации. Социология коммуникации в структуре социологической науки. Социология коммуникации в системе наук о коммуникации Социальная коммуникации (социологические аспекты). Формы коммуникации: общение, речевая деятельность. Базовые составляющие социальной коммуникации: коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации; каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации. Понимание социальной информации. Междисциплинарный подход к изучению социальных коммуникаций.
Темы практических/семинарских занятий
1.1. Социология коммуникаций: предмет и основные понятия 1. Понятие «социологии коммуникации». 2. Предмет социологии коммуникации. 3. Междисциплинарные связи.
  Раздел 2 Основы теории социальной коммуникации
Содержание лекционного курса
2.1. Основы теории социальной коммуникации Предыстория изучения массовой коммуникации. Биологические истоки социального поведения. Фактор принадлежности индивида к определенному этносу. Фактор социальной стратификации. Единицы социальной коммуникации. Аспекты социологии коммуникаций в направлениях: социального бихевиоризма; символического интеракционизма; феноменологической школы; структурного функционализма; принципах марксистского диалектического учения; неомарксизма; структурализма; сетевых концепциях. Психосоциологические концепции коммуникации. Различные подходы к описанию массовой коммуникации (В. Парето, К. Мангейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, С. Холл, Т. Адорно, М. Маклюэн и др.).
Темы практических/семинарских занятий
2.1. Основы теории социальной коммуникации
  1. История изучения социологии коммуникаций.
  2. Основные теории и направления исследования социальных коммуникаций.
Содержание лекционного курса
  Раздел 3 Социологические аспекты в теории коммуникации
3.1. Социологические аспекты в теории коммуникации Факторы, оказывающие влияние на направленность, динамику и содержание коммуникативного взаимодействия субъектов (сторон). Понятие «социальный статус» − коммуникативная значимость. Социальная дифференциация как социологический показатель коммуникативной доступности (связанности или, наоборот, отстраненности). «Служебные» признаки коммуникации. Понятие «социальной роли» в коммуникации. Коммуникативная установка. Социальная оценка информации. Речь как элемент коммуникации. Речевой этикет в социальной коммуникации.
Содержание лекционного курса
  Раздел 4 Коммуникация как система. Коммуникативное пространство и его организация
4.1. Коммуникация как система Система языка и коммуникативные системы. Виды коммуникативных систем (естественные и искусственные коммуникативные системы). Системы символов, знаков, коммуникативных шаблонов, речевых штампов и шифров, метаязыков. Способы представления элементов коммуникации в качестве системы: собственно система; классификация; таксономия; стратификация; типология. Функционирование коммуникативных систем. Информационные технологии. Информационные языки. Языки программирования. Дифференциация искусственных коммуникативных систем на априорные, апостериорные и смешанные. Коммуникативная система кино − специфическая сфера социальной коммуникации. Социология музыки, социология искусства как отраслевые области изучения коммуникации социологическими методами. Межкультурная коммуникация.
4.2. Коммуникативное пространство и его организация Понятие «коммуникативное пространство». Пространство и территория в коммуникативной среде и коммуникационном пространстве. Варианты организации социальной коммуникации. Символическая организация. Визуальная организация (реализация символов). Кодировка сообщений в рамках визуального пространства. Роль визуальной символики в обеспечении многоканальности воздействия на аудиторию. Событийная организация коммуникативного пространства. Мифологическая организация. Технологии умалчивания (замалчивания). Коммуникативная организация. Коммуникативные потоки, их построение и наполнение значимой информацией. Понятие «ключевой коммуникатор»: общие характеристики.
Темы практических/семинарских занятий
4.1. Коммуникация как система
  1. Системные свойства коммуникации.
  2. Структура акта коммуникации (Г. В. Осипов и др.)
4.2. Коммуникативное пространство и его организация
  1. Условия места и времени коммуникации.
  2. Коммуникация как пространство.
  3. Принципы организации социальной коммуникации.
Содержание лекционного курса
  Раздел 5 Типология коммуникаций. Уровни коммуникации
5.1. Типология коммуникаций Объективные критерии социальных коммуникаций. Социологические критерии коммуникативных схем. Межгрупповая и массовая коммуникации. Личность. Языковая личность. Коммуникативная личность. Вербально-семантическая, когнитивная, прагматическая характеристики. Оценка коммуникативной личности как социального феномена. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный. Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации и ее моделирование. Межличностные отношения. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Межгрупповые коммуникации.
5.2. Уровни коммуникации Внешние критерии коммуникации. Коммуникации в пространстве и во времени. Профессиональные «выделенные» уровни коммуникации. Критерии: приближенности / удаленности, значимости, адресности, стоимости и достоверности и т. д. Основные внутренние критерии уровней коммуникации. Семиотический уровень (типология знаков как единиц семиотического уровня коммуникации, социальная обусловленность знаков как единиц семиотического уровня. Лингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Высказывание. Дискурс. Модель М. Хэллидея «ситуативный тип». Металингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Деловое общение, его виды и формы. Функции и структура деловой беседы. Вербальные, невербальные и синтетические знаки. Невербальные эквиваленты и особенности их функционирования. Типологии знаков. Синтетический уровень. Природа синтетического уровня и виды коммуникативных систем. Социальная значимость синтетического уровня и социологические аспекты его изучения. Визуальный контакт. Межнациональные особенности невербального общения. Сравнение уровней коммуникации.
Темы практических/семинарских занятий
5.1. Типология коммуникаций
  1. Межгрупповая и массовая коммуникации.
  2. Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации.
  3. Межгрупповые коммуникации.
5.2. Уровни коммуникации
  1. Семиотический уровень коммуникации, социальная обусловленность знаков как единиц семиотического уровня.
  2. Лингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы.
  3. Металингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы.
  4. Вербальные, невербальные и синтетические знаки. Типологии знаков.
  5. Синтетический уровень коммуникации.
Содержание лекционного курса
  Раздел 6 Институты коммуникации. Интерактивное общение.
6.1. Институты коммуникации. Интерактивное общение. Институты коммуникации: типология и социальная роль. Образование как институт коммуникации. Общественная политика в области образования. Критерии коммуникативной компетентности. Библиотека как институт коммуникации. Перспективы развития информационных хранилищ. Понятие базы данных. Современные типы чтения. Современные информационные системы. Поиск информации: оптимизация, автоматизация, плюсы и минусы автоматизации. Творческое начало в поиске информации и ее производстве. СМИ как институт коммуникации. Производители и потребители новостей. Роль информационных новостей в современном обществе. Реклама − институт коммуникации. Повседневные коммуникации. Роль социальных условий в коммуникативном взаимодействии индивидов, групп и социальных организаций. Интерактивное общение. Новые информационно-коммуникативные технологии и информационные коммуникации. Мировые информационные сети. Принципы организации общения в мировой компьютерной сети. Структура потребляемой в сетях информации. Типичные потребители информации в сетях. Рунет. Перспективы и трудности интерактивной коммуникации.
Содержание лекционного курса
  Раздел 7 Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания
7.1. Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания Особенности коммуникативной среды. Условия формирования и развития коммуникаций по признакам: места и времени, дороговизны, компетентности и пр. Знаково-символьная коммуникация. Немного истории развития языковой коммуникации. Язык в коммуникациях. Проблемы понимания и интерпретации. Языковая культура и культура языка. Перспективы развития языковой коммуникации. Письменности – компонент социальной коммуникации. Культура письма. Вербальная и невербальная визуализация коммуникативных проектов. Кодирование и свертывание информации при письме. Доступность информации в языковом и письменном общении. Проблемы социологической грамотности. Язык специалистов и профессионалов.
Темы практических/семинарских занятий
7.1. Коммуникативная среда. Роль языка и письменности в социальных коммуникациях, проблемы понимания и узнавания
  1. Особенности коммуникативной среды. Условия формирования и развития коммуникаций по признакам: места и времени, дороговизны, компетентности и пр.
  2. Знаково-символьная коммуникация.
  3. Язык в коммуникациях. Языковая культура и культура языка. Перспективы развития языковой коммуникации.
  4. Письменности – компонент социальной коммуникации.
  5. Вербальная и невербальная визуализация коммуникативных проектов.
  6. Кодирование и свертывание информации при письме.
/задание на развитие/ «Проблемы социологической грамотности».
Содержание лекционного курса
  Раздел 8 Массовая коммуникация
8.1. Массовая коммуникация Сущность и функции массовой коммуникации. Социальные функции: присвоения статуса, укрепления социальных норм, дисфункция наркотизации (П. Лазерсфельд и Р. Мертон); информационная, регулирующая и культурологическая функции (В. П. Конецкая). Социально-психологические функции: социальной ориентировки, контакта с другим человеком (Н. Н. Богомолова). Функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, культурологическая, функция политического контроля, функции опосредованного духовного контроля. Барьеры, препятствующие эффективной массовой коммуникации. Социология массовой коммуникации. Теории, проблемы и направления изучения массовой коммуникации Условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК). Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Массовая коммуникация и реклама.
Темы практических/семинарских занятий
8.1. Массовая коммуникация
  1. Сущность и функции массовой коммуникации. Барьеры, препятствующие эффективной массовой коммуникации.
  2. Теории, проблемы и направления изучения массовой коммуникации.
  3. Средства массовой коммуникации (СМК). Массовая коммуникация и реклама.
Содержание лекционного курса
  Раздел 9 Коммуникативные практики: социологический подход. Социальные коммуникации на территории. Референтные сети
9.1. Коммуникативные практики: социологический подход Социальные коммуникации – примеры взаимодействий. Дж. Г. Мид: практики символического взаимодействия. Зарубежные и отечественные исследователи о социальных коммуникациях. Механизмы социальных коммуникаций. Основные этапы коммуникативного взаимодействия. Межсубъектные и межгрупповые практики социальных коммуникаций. Акты действия и взаимодействия в коммуникациях, коммуникативные технологии, роль недеяния в социальных практиках. Повседневный опыт профессиональные и целевые коммуникации. Влияние условий жизни и быта на интенсивность и направленность социальных коммуникаций. Социальные коммуникации в семье. Границы социальных коммуникаций. Ресурсы субъектов социальной коммуникации.
9.2. Социальные коммуникации на территории. Референтные сети Территория в контексте коммуникативных взаимодействий. Признаки территориальной привязки в социальных коммуникациях. Виртуальное пространство. Социальное картографирование как способ измерения социальных коммуникаций. Социальные сети. Особенности сетевого взаимодействия. Управление как элемент социальной коммуникации: виды управления. Понятие «референтной сети» в коммуникативном аспекте. Субъекты референтной сети в условиях коммуникации. Устойчивость «значимых» коммуникаций.
Темы практических/семинарских занятий
9.1. Коммуникативные практики: социологический подход 1. Социальные коммуникации – примеры взаимодействий. Дж. Г. Мид: практики символического взаимодействия. 2. Основные этапы коммуникативного взаимодействия. 3. Повседневный опыт профессиональные и целевые коммуникации. Влияние условий жизни и быта на интенсивность и направленность социальных коммуникаций. 4. Социальные коммуникации в семье.
Содержание лекционного курса
  Раздел 10 Социальные коммуникации в современном информационном обществе
10.1. Социальные коммуникации в современном информационном обществе Интернет в системе массовой коммуникации. Специфические особенности Интернет как средства массовой коммуникации. Инструментарий воздействия. Избирательные технологии составляющий элемент психологических операций. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляции сознанием. Приемы манипуляций в СМИ. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). НЛП – технологии. Инструментарий воздействия. НЛП: история возникновения. Области применения НЛП – техник. Принципы эффективного общения: уподобления, подстройка, ведение за собой. Способы восприятия мира и общение.
Темы практических/семинарских занятий
10.1. Социальные коммуникации в современном информационном обществе 1. Интернет в системе массовой коммуникации. Специфические особенности Интернет как средства массовой коммуникации. 2. Избирательные технологии составляющий элемент психологических операций. 3. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляции сознанием. Приемы манипуляций в СМИ. /задание на развитие/ «Способы восприятия мира и общение».
Содержание лекционного курса
  Раздел 11 Политические коммуникации
11.1. Политические коммуникации Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. Социальные функции политической коммуникации. Теории политической коммуникации. Исследования зарубежных и отечественных социологов, посвященные проблемам политической коммуникации. Функции политической коммуникации по Г. Алмонду и др. Приемы политической коммуникации. Эффективность политической коммуникации. «Паблик рилейшнз» – общественное мнение на службе политики. Социологические проблемы изучения общественного мнения. Политические партии и некоммерческие организации как субъекты политики. Образование и информационная политика государства. СМИ и другие институты формирования общественного мнения. Субкультуры: возрастные, социальные, маргинальные. Политический язык. Адресность политической информации. Каналы передачи и обмена значимой информацией. Закрытость информации и проблемы: эффективного информационного обмена между участниками коммуникативной цепи. Объективность исследования политических коммуникаций. Сигинетика – наука об утаивании информации. Международная информация. Информационная безопасность.
Темы практических/семинарских занятий
11.1. Политические коммуникации 1. Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. Социальные функции политической коммуникации. 2. Функции политической коммуникации по Г. Алмонду и др. 3. Приемы политической коммуникации. Эффективность политической коммуникации. 4. Политический язык. Адресность политической информации. 5. Информационная безопасность.
Содержание лекционного курса
  Раздел 12 Методы исследования социальных коммуникаций
12.1. Методы исследования социальных коммуникаций Общие принципы исследования социальной коммуникации. Методы исследования социальной коммуникации. Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации. Основные методы исследования массовых коммуникаций: выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, метод тестирования, социометрия. Социальная значимость изучения социальных коммуникаций. Примеры исследования массовых коммуникаций социологами.
Темы практических/семинарских занятий
12.1. Методы исследования социальных коммуникаций 1. Методы исследования социальной коммуникации. 2. Социологические методы на вооружении массовых коммуникаций: выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, метод тестирования, социометрия. 3. Исследование социальных коммуникаций социологами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: