Центр помощи детям, растущим в приемных семьях




Плохая новость

Освободиться от того, что вкладывали вам в голову родители, трудно. Возможно, помимо своей воли вы уже вкладываете в голову своего ребенка все то же самое.

Хорошая новость № 1

Выявить плохие привычки и влияния, ограничивающие вас, очень просто (мы поможем), а если постараться и использовать силу воли, то измениться можно в любом возрасте. Не станем скрывать, что главную роль будут играть ваше желание стать другим (если это необходимо) и последовательность. Дети здесь мало на что могут повлиять – а вот от вас зависит многое. Не станем скрывать еще одного: чем младше ребенок, тем быстрее у вас получится заложить хорошую основу. Если же вы – родитель подростка или взрослого человека, возможно, ему будет полезно прочесть эту книгу и поработать над собой самостоятельно.

Хорошая новость № 2

Вы родитель, и в ваших силах обеспечить ребенку самое лучшее будущее.

Что вы узнаете из этой книги?

Мы начнем с главной воспитательной нелепицы – с фразы «Будь молодцом!». Зачастую она становится входом в туннель, по которому ребенок идет и, как настоящий «молодец», приспосабливается к тому, что его окружает, к тому, чего вы хотите для него. За это он платит дорогую цену – утрачивает свои чувства, характер, понимание того, что ему нужно, радость жизни и себя как личность.

Дети не должны быть «молодцами». Они должны быть самими собой!

Мы поразмышляем о том, почему так часто требуем, чтобы дети хорошо себя вели. Вы узнаете, почему так быстро забыли о своей истинной природе и приспособились к тому, чего родители хотели для вас, к их указаниям и ожиданиям (вместо того чтобы стоять на своем, заниматься тем, что вам на самом деле интересно, и следовать своим настоящим желаниям).

Знаете, почему так вышло? Потому что дети и вправду ведут себя хорошо и приспосабливаются к родительским моделям. Они отказываются быть собой, лишь бы получить столь желанную любовь, которая позволит им выжить и вырасти.

Но не волнуйтесь, наша книга расскажет вам, как разрубить этот узел и перестать настраивать детей на будущее, которое им чуждо.

Вы можете не программировать своего ребенка и помочь ему избежать сложностей, с которыми вы сталкивались в детстве и подростковом возрасте из-за того, что у ваших родителей тоже были родители, которые бессознательно делали то, что могли, пользуясь теми немногими средствами и знаниями, которые у них были (поэтому можете расслабиться, зарыть топор войны и понять, что, в конце концов, никто ни в чем не виноват, и вы в том числе).

Первый шаг к тому, чтобы не программировать своих детей, заключается в том, чтобы перестать испытывать чувство вины и обвинять своих родителей. Для решения проблем есть более эффективные и быстрые способы, чем бесконечная борьба с ветряными мельницами.

Вместе мы посмотрим, как происходит обмен информацией между вами и вашим ребенком и подробно поговорим о пяти основных каналах общения. Общаться с ребенком можно по-разному, и, верим мы в это или нет, наш способ общения постоянно влияет на процесс воспитания. К примеру, есть разница между родителем, который постоянно твердит ребенку: «У тебя ничего не выйдет, не делай этого!» – и родителем, говорящим: «Попробуй еще раз, у тебя наверняка получится!»

Мы расскажем о самооценке и сразу же опровергнем ложный миф. Многие думают, что ее можно построить с нуля, если делать ребенку комплименты, развивать в нем стремление соревноваться и достигать успеха, хвалить только за отличные результаты, которых ждет родитель. На самом же деле каждый ребенок рождается с высоким уровнем самооценки, которую разрушают неправильное воспитание, требование результатов и поощрение соревновательности. В результате дети вырастают во взрослых, живущих в постоянном напряжении, неуверенных в себе, ищущих одобрения и без конца старающихся (ах, это вечное заблуждение!) казаться кем-то другим вместо того, чтобы быть самим собой.

И это еще не все.

Постоянное соревнование с другими, одержимость результатом и стремление казаться кем-то другим превращают подростков в хрупких роботов, оглядывающихся вокруг, вместо того чтобы прислушаться к себе. В результате выбранная ими учеба и работа не имеют ничего общего с их интересами и талантами (которые оказываются погребенными под тем, что вкладывали ребенку в голову родители). Маленький ребенок знает, кто он и каковы его способности, знает, чего он хочет, и обладает бесконечной верой в себя и в жизнь. В детстве вы тоже знали все это. Жаль, что взрослые не умеют следовать природе ребенка и беречь ее. Их действия, слова и эмоции разрушают то гармоничное состояние, которое могло бы помочь ребенку раскрыться наиболее полно.

Но не волнуйтесь, мы дадим вам все ключи для решения этой проблемы (а также противоядие против того, чтобы ждать от ребенка определенного результата). В этой части вы также найдете ответ на три важных родительских вопроса.

1. Влияют ли мои слова, действия и эмоции на самооценку моего ребенка?

2. Правда ли, что я могу повысить или понизить самооценку моего ребенка?

3. Что я могу сделать, чтобы ребенок полностью мне доверял?

 


А потом – вишенка на торте: мы перечислим 19 фраз, которые день за днем разрушают самооценку ребенка, и подскажем слова для замены. Вы можете сразу начать их использовать.

После этого мы сделаем еще многое. Мы хотим, чтобы вы были с ребенком на одной волне, и поэтому будем рассказывать истории со счастливым концом, которые станут для вас источником вдохновения, а еще…

…дадим практические рекомендации, которые помогут освободиться от того, что вкладывали в детстве вам в голову и что теперь мешает вам в этой удивительной работе – быть родителем, а еще…

…расскажем, чем можно заменить фразы, слова и способы поведения, которых дети не переносят и которые, вместо того чтобы помочь вам вырастить счастливого, смелого, уверенного и любящего себя ребенка, действуют совершенно противоположным образом. Прямо сейчас мы перечислим несколько ядовитых фраз, противоядие от которых дадим позже. Подумайте, что испытывает ребенок, когда вы говорите ему:

• «Как ты мог сделать такую глупость?»

• «Ты что, дурак?»

• «Сейчас же прекрати!»

• «Да что ты вообще понимаешь?!»

• «Спорим, у тебя ничего не получится?»

• «Какой кошмар!!!»

• «Ладно, хватит… Я сделаю сама, так быстрее!»

• «Ты ни на что не способен!»

• «Не лезь туда! Ударишься!»

• «Ничего хорошего у меня с ним не выходит!»

• «И зачем я тебя родила? Что мне только в голову взбрело?»

• «Как же мне было хорошо, пока тебя не было… Времени хоть отбавляй, никто не требует внимания каждую секунду…»

• «Он слишком робкий, ни с кем не общается… Так у него совсем друзей не будет…»

• «У тебя широкая кость, худой тебе никогда не бывать!»

• «Ну что за безобразие! Разве можно так пачкаться?»

• «Давайте посмотрим, кто прибежит первым! Ну, кто выиграл? Кто из вас самый быстрый?»

• «Как прошла контрольная? Какая у тебя оценка? А у других?»

• «Посмотри, какая аккуратная у тебя сестра! Посмотри, какой храбрый у тебя брат! Почему ты ешь хуже, чем он? Если бы ты учился побольше… посмотри, как занимается твоя сестра!»

• «Ты просто невоспитанный!»

• «Дрянь!»

• «Лентяй и бездельник!»

• «Идиот!»

• «Ах ты мерзавец!»

• «Ничего хорошего ты не получишь!»

• «Деньги – грязная вещь!»

• «Деньги – корень всех бед!»

• «Не витай в облаках!»

• «Нельзя иметь/делать все, что захочешь…»

• «Лучше быть бедным, но здоровым…»

• «Все женщины шлюхи!»

• «Мужчины – подлецы и изменщики!»

• «Семейная жизнь – это очень непросто…»

• «Нельзя иметь все сразу!»

• «Да что ты делаешь?»

• «Куда это ты собрался?»

• «А ведь у кого-то нет и того, что есть у тебя!»

• «Довольствуйся малым…»

• «Не ходи туда – там серый волк!»

• «Будешь так себя вести – отдам полицейскому!»

• «Туда не ходи, там страшные чудовища!»

 


А теперь держитесь крепче – наше путешествие начинается!

1. Будь проклят тот день, когда отец заставил его согласиться на эту работу…

Было жарче, чем обычно. Солнце начинало садиться – через несколько часов оно спрячется за холмами. Прозвонит колокол, и смена закончится. Но эти последние часы тянулись и тянулись: не было ни дуновения ветерка, а тент, укрывавший мрамор, а вместе с ним и рабочих, днем раньше перенесли, чтобы спрятать от возможного дождя недавно привезенный порох, которым через несколько дней взорвут очередной кусок горной породы.

Солнечные лучи били в глаза, словно кинжал, пересохшее горло не давало дышать, а глаза застилала пелена. Молот казался все тяжелее, израненные руки горели, их словно жалили пчелы.

Будь проклят тот день, когда отец заставил его согласиться на эту работу. Платят гроши, условия нечеловеческие, поблажек никаких: только огромные глыбы мрамора, по которым приходится бить молотом, чтобы построить огромный собор, нужный одному Богу известно зачем.

«Чертовы богачи! Пусть бы эти всезнайки строили его сами, вместо того чтобы приходить сюда с бумагами под мышкой, в чистых накрахмаленных рубашках и глядеть на нас сверху вниз!» – вот что думал Джано этим раскаленным днем. Он думал так каждый день вот уже четыре года.

Семья его была довольно бедной, но не голодала, родители любили сына и даже отправили в школу. Мама и папа давали Джано все, что могли, чтобы его жизнь сложилась лучше, чем у них. Они были пастухами. Переходили с места на место со скотом, не имея твердого заработка и живя тем, что давали животные: у них было молоко, чтобы варить сыр, небольшая выручка от продажи ягнят, пустой рот и дырявый карман, когда не удавалось спастись от волков да грабителей, способных за ночь увести бόльшую часть стада. Нет, пусть хотя бы у Джано, старшего сына, все пойдет по-другому.

Джано было двенадцать лет, когда к ним во двор пришел старший мастер, занимавшийся постройкой храма. Мальчик слышал его разговор с отцом. На следующий день был подписан его приговор: на рассвете за ним пришли, а через два дня, в конце изнурительного перехода, он уже держал в руках молот и делал первые неуверенные удары по твердому холодному камню. Родители были на седьмом небе от счастья. Наконец-то у Джано будет ежедневный, хоть и небольшой, заработок, наконец он будет каждый день есть и получать деньги, чтобы жить и немного помогать им. Какая перемена к лучшему!

Джано видел все совсем по-другому – он был сердит, обескуражен и совершенно пал духом. Жизнь казалась ему несправедливой и отвратительной. Тяжелейший труд только ради того, чтобы выжить, всего несколько выходных в год, невозможность строить планы, недостижимость любых целей – все это так несправедливо. По-видимому, отец был прав, когда говорил ему в детстве: «Жизнь – это борьба, бери то, что идет в руки, и учись довольствоваться тем, что имеешь, иначе тебя ждут одни беды!» А еще отец часто повторял: «Посмотри на нас с мамой, у нас есть здоровье, и этого достаточно… Чего еще желать? Кошки тигров не рожают!» И правда, чего же еще мог желать Джано? Иногда он так уставал, что мог думать лишь о кровати да миске супа. Каждый день приносил ему страдания. Мать Джано часто говорила своим детям: «Ведите себя как следует! Джано, сделай это ради мамочки! Бетта, подумай, что скажут люди, если ты продолжишь так себя вести? Они подумают, что ты непутевая! Альфредино, хватит! Я же сказала: нет! Мы не можем это купить, в бедности родились, в бедности и умрем, так что привыкай!»

А если вспомнить, как однажды он набедокурил? Ему было четыре или пять лет, и он играл дома со своей любимой палкой. Отец в то утро оставил на кухонном столе пузырек с каплями, от которых козы давали больше молока. Джано представил себя рыцарем и размахивал саблей, пронзая врагов и преодолевая все препятствия. И вдруг сильный и точный удар пришелся прямо по пузырьку, который тут же разбился на тысячу осколков.

Джано смотрел, как жидкость льется на усыпанный осколками пол. Он дрожал. Капли стоили отцу по меньшей мере полугода работы. Черт побери! Как же Джано было их жаль! Он знал, что теперь будет, но, когда отец ворвался в комнату, услышав звон бьющегося стекла и заподозрив неладное, его взгляд и слова причинили Джано настоящую боль, они ранили его в сердце, словно кинжал, унизили и привели его в уныние. Они навсегда оставили свой след. «Идиот! Смотри, что ты натворил! Ты совсем дурак? Ты сам-то понимаешь, что наделал? Ты хоть знаешь, сколько я заплатил за эти капли?!» Отец весь покраснел от ярости: «Я всегда знал, что ничего хорошего от тебя не дождешься, одни беды! Твоя мать правильно говорит, что ты слишком буйный! Никого никогда не слушаешь! Не можешь минуты посидеть спокойно!» В перерывах между фразами он успел несколько раз пнуть сына и дал ему сильнейший подзатыльник (Джано и сегодня помнит эту боль). Отец схватил его за шиворот, вытащил из дома и заставил несколько часов просидеть в хлеву.

В тот день Джано понял, что игра в рыцарей, побеждающих врагов, имеет горькие последствия и что нельзя вести себя слишком смело. Может быть, именно поэтому уже четыре года он стоял все в той же позе – с опущенной головой и молотом в руке. Он постоянно слышал, что ни на что не способен, что проку от него не будет, и в конце концов сам поверил в это. Он много сердился, ругал богачей-хозяев, но в итоге стал своим собственным рабом. В тот более жаркий, чем обычно, день в голове у Джано звучали все те же слова.

Он пристально перебирал воспоминания, когда у него за спиной послышались шаги. Это был путник с тяжелой торбой за плечами. Путник замедлил шаг, потом остановился и посмотрел на него. Джано отдал бы что угодно, лишь бы он постоял так хоть немного и его тень укрыла Джано от солнца. К счастью путник заговорил: «Здравствуйте! Сегодня так жарко! Вам, наверное, нелегко… Постройка собора – огромный труд, и вам очень повезло быть его частью!» Джано, у которого кровь давно готова была вскипеть от недавних мыслей и воспоминаний, разразился жалобами: «Вот уж повезло так повезло! Вы что, думаете, я счастлив, что в этом участвую?! Стою, согнувшись, от рассвета до заката, не ем, не пью, денег почти не получаю! Живу как раб… Но так мне и надо… А на что надеяться таким, как я? Хоть я и молод, но уже со всем смирился – злюсь иногда, но продолжаю работать на виду у тех, кому повезло больше, чем мне, – они-то, когда мы построим этот чертов собор, будут сидеть в первых рядах и обмахиваться китайскими веерами, а я так и буду глядеть на них издали, из угла, где отведены места беднякам вроде меня… Ну и ладно…»

Загадочный путник поглядел на небо, ласково и понимающе улыбнулся Джано, но юноша этого не заметил. Затем путник посмотрел вдаль, его внимание привлекли звуки молота в небольшом отдалении.

Чуть поодаль от Джано, слегка левее, кроны акаций давали немного тени, а легкий ветерок покачивал их время от времени, принося облегчение от жары. Там, согнувшись, стоял другой юноша. Сильными и точными ударами молота он раскалывал глыбу мрамора. Коричневато-красные прожилки на камне поблескивали на солнце. Путник подошел к юноше и обратился к нему:

– Добрый день! Сегодня очень жарко, и вам, наверное, нелегко… Но я вижу, вам повезло больше, чем вашему товарищу, – у вас есть немного тени…

– Здравствуйте, синьор, – ответил юноша. – Меня зовут Иона. Да-да, Иона, как того человека, что попал в чрево кита. Но я бы не сказал, что мне просто повезло. Я молод и не хочу изнемогать на солнце от жары, я хочу работать более плодотворно. Поэтому я попросил тех парней с канатами, которые стоят возле блоков, помочь мне переставить эту глыбу в тень, потому что так лучше работается. Вот и все.

Путник удивился такому ответу и решил продолжить разговор:

– Да, глыба у вас немаленькая. Постройка собора – огромный труд, и вам повезло быть его частью!

Иона остановился, расслабил руки, сжимавшие молот, и ответил, глядя путнику в глаза:

– Вы правы, синьор. Вам кажется, что я счастлив быть частью этой работы? Знаете, день на день не приходится: я стою, согнувшись, от рассвета до заката, ем мало, порой скучаю по родителям, но стараюсь находить развлечения, которые придают мне сил. Иногда я мучаюсь от жажды – вода в общей бочке заканчивается, и тогда приходится ждать, когда ее наполнят. Платят мне сейчас немного, но кто знает, что будет дальше – надежда умирает последней. Кроме того, на Бога надейся, а сам не плошай. Моя жизнь может показаться рабством, но, скажу я вам, как бы я ни страдал и ни уставал, я очень многому учусь. Не только своему ремеслу – я могу смотреть, как архитекторы работают над чертежами, художники расписывают стены, вижу, как трудятся плотники. Вы себе не представляете, сколько можно узнать между двумя ударами молота.

Путник внимательно посмотрел на юношу и, сам того не замечая, снял с плеч торбу, положил ее на землю и сел, скрестив ноги, под акацию, чтобы послушать, что еще расскажет ему Иона. Иона продолжил:

– И это еще не все! Конечно, мне бы не хотелось провести здесь всю жизнь, но я рад, что каждый день учит меня терпению и стойкости. И потом, эта работа хоть и тяжела, но очень однообразна, поэтому у меня остается время на то, чтобы размышлять, строить планы и мечтать…

Юноша сжал молот в руках и снова принялся бить по камню, добавив:

– Конечно, мечтать было бы легче за теми холмами, в родительском доме или на зеленом лугу, где я лежал, пока козы и овцы жевали травку.

– Так вы тоже пастух?

– Родители у меня пастухи. Они всю жизнь переходили со скотом с места на место. Твердого заработка у них нет – они живут тем, что получают от животных. Наши козочки дают молоко для сыра, который мы потом продаем на рынке и в тавернах. Ночью волки или воры могут лишить нас половины стада. Такое бывало несколько раз, и родители обнесли луг прочной изгородью и укрепили двери хлева. Больше это не повторялось. Отец сказал мне тогда: «Иона, когда случается неприятность, надо извлечь из нее урок и стать сильнее и предусмотрительней. Всегда можно найти выход, и теперь мы знаем, что должны лучше охранять наше стадо».

Иона продолжил:

– Я старший сын, потому и попал сюда. Родители хотели, чтобы хоть у меня было другое будущее – твердый заработок и никаких переходов туда-сюда со скотом, как уже долгие годы живут они. Мать грустит, что я покинул дом и у меня такая тяжелая работа, но она всегда говорила, что опыт важен: «Опыт делает нас сильнее, Иона, и эта работа станет для тебя мостиком, по которому ты перейдешь туда, куда захочешь. Надо работать, чтобы мечты сбывались. Никогда не прекращай мечтать, строить планы и верить в них. Старайся, и увидишь, что сама жизнь помогает и дает тебе поддержку. Это закон природы». Я всегда буду благодарен ей за эти слова.

Глаза Ионы заблестели, и робкая слеза смешалась с каплями пота на его лице. Молот продолжал бить по камню, а путник все слушал. Иона продолжил свой рассказ:

– Мои родители никогда не были богаты и многого не могли мне купить, но я все равно счастлив, ведь они подарили мне ценнейшие знания. Когда я пошел в школу, это оказалось для меня настоящим кошмаром. Еще вчера я свободно гулял в полях с овцами, играл, когда хотел, и всему учился у жизни. Я смотрел на родителей и повторял за ними. Я наблюдал за природой, старался понять ее закономерности и сопоставить их с закономерностями жизни детей и взрослых. Так я узнал очень многое. Потом началась учеба, и все пошло вкривь и вкось. Я не мог усидеть на месте, как этого хотелось учительнице. Она объясняла урок, а я глядел в окно, мечтал и думал о своем. В школе было скучно – все было очень медленно, я никак не мог научиться читать и писать. Куда лучше было, когда мы с дедушкой рисовали буквы палочками на песке или когда бабушка на кухне просила меня отмерять ингредиенты для пирога. В школе же я просто не мог понять некоторых вещей. В конце концов матери сказали, что со мной что-то не так и меня надо показать специалисту. К счастью, она не стала обращать на эти слова внимания и только сказала: «Иона, не волнуйся и ничего не бойся. С тобой все в порядке. В тебе, как в каждом взрослом и в каждом ребенке, живет герой, который ждет, когда его выпустят наружу. У каждого уважающего себя героя, как и у каждого из нас, есть слабое место, но именно оно делает нас людьми и учит понимать, любить и принимать себя, именно оно заставляет нас преодолевать препятствия и расти». А еще я помню, как мы болтали с отцом за дойкой коз. Он говорил: «Иона, милый мой, не думай, что моя жизнь тяжела, а работа не приносит денег. Ты видишь, что я хожу в грязной одежде и порой устаю до смерти, но на самом деле я делаю то, что хочу делать. Наше стадо – моя главная страсть. Посмотри на меня, Иона. Не позволяй никому диктовать, что тебе делать и кем быть, уважай природу и людей и не делай ни взрослому, ни ребенку того, что не хочешь, чтобы сделали тебе. Будь таким, какой ты есть. Как говорится, захочешь – сможешь». И это правда. Все возможно, есть лишь преграды, которые надо преодолевать.

Помню, как-то раз я играл в кухне деревянным мечом, который сделал мне дедушка после того, как случайно сжег с хворостом мой старый меч. Я вынул его из ножен и размахивал во все стороны, нанося смертельные удары чудовищам, пока меч не нанес смертельный удар пузырьку с очень дорогим лекарством для коз. Отец потратил кучу денег, чтобы купить его, и мы с братьями прекрасно знали, что трогать этот пузырек нельзя. Боже мой! Как же я огорчился! Совесть так мучила меня, что я даже не мог пошевелиться. Снаружи послышались шаги, я узнал их – это был отец. Он зашел в дом за вином и увидел, что произошло.

Он никогда не кричал и не бил меня, но кто знает – все бывает в первый раз. К тому же все мои друзья ежедневно получали выговоры, на них кричали, их наказывали, а иногда и били. Отец посмотрел на меня и первым делом спросил:

– Иона, ты не поранился?

Я взглянул на него и с облегчением ответил:

– Нет, папа, но я разбил пузырек.

– Вижу. Не стой над осколками, подойди сюда. Как это произошло? Здесь словно ураган пронесся!

– Папа, я играл с мечом и… Я правда не нарочно!

– Я верю тебе, Иона. Ты знаешь, как дорого стоил этот пузырек. Мы должны будем вместе подумать, что теперь делать… А пока бери швабру и тряпку.

Пока я возился со шваброй, заметал осколки и вытирал пролитое лекарство, отец посмотрел на меня и сказал:

– Сегодня ты пойдешь к ветеринару и узнаешь, сколько будет стоить новый пузырек с лекарством. Потом подумай, откуда взять деньги, чтобы купить его. А теперь давай закончим уборку. Поцелуй меня.

Этот случай для меня – один из самых важных уроков в жизни. Я почувствовал, что отец не только понимает меня, но еще ценит и уважает. Отец – наравне с матерью – человек, которого я люблю сильнее всех на свете. Он дал мне возможность стать лучше и исправить ситуацию, он верил в меня как ни в кого другого. Он поверил моему слову. И не только. После этого случая я понял, что даже из самой сложной ситуации есть выход и что честность всегда вознаграждается.

Путник сидел молча. Ему хотелось сидеть и слушать Иону еще и еще, но солнце уже готово было спрятаться за вершины холмов вдалеке. Он должен был двинуться в путь, чтобы до темноты найти укрытие. Он встал и повесил торбу на плечо:

– Спасибо тебе, Иона. От всего сердца спасибо. Твои слова подарили мне уверенность. Я знаю, что нет ничего невозможного, но нечасто случается, чтобы кто-то молодой напомнил и рассказал мне об этом. Это удивительно.

Путник протянул Ионе руку и сказал:

– Ты участвуешь в важном деле, но не это делает тебя хорошим человеком.

Иона крепко пожал руку путника:

– Да, синьор. Это мы меняем жизнь к лучшему, а не она нас. Недалек тот день, когда собор будет построен, и со скамьи, отведенной для строителей, я смогу насладиться прекрасным видом: росписями, платьями дам, сидящих на скамьях у алтаря и обмахивающихся китайскими веерами. Я увижу зажженные свечи, услышу громкие, проникающие в самое сердце песнопения и звуки органа. В этот день я своими глазами увижу, что все было не зря, и смогу убедиться в том, что чувствую уже сейчас: я – деталь огромной мозаики, и без меня этот удивительный мир, в том числе этот собор, был бы совсем не тем… Счастливого вам пути…

Иона и путник с трудом оторвали друг от друга взгляд. Наконец путник направился к дороге, а Иона склонился над последним на тот день куском мрамора.

Оба гадали, встретятся ли они еще когда-нибудь.

 


А что предпочли бы вы? Быть обиженными и несчастными или уверенными в себе, спокойными и состоявшимися?

А какими бы вы хотели видеть своих детей? И что вы делаете сейчас, чтобы обеспечить им счастливое будущее?

2. Незримый яд, убивший нашу независимость

Мы видим, что многие дети превратились в роботов, над которыми довлеет современная воспитательная система, и что многие родители подавлены, не верят в себя и тоскуют по беззаботному прошлому, ведя постоянные споры с «детьми, которые ничего не понимают». Мы видим, что многие дети не такие, как хотелось бы родителям, жалующимся: «Мы плохо его воспитали», – или говорящим: «Даже не знаю, в кого он пошел». В жизни таких родителей нет никакого спокойствия.

Но теперь вы можете расслабиться и перестать блуждать в потемках, надеясь на лучшее.

Перестаньте думать, что не можете повлиять на будущее своего ребенка: другой тон общения, больше любви – и все изменится.

Мы не верим в себя, у нас низкая самооценка и нет привычки задумываться, как мы ведем себя с ребенком и почему мы поступаем так, а не иначе. Мы не задаемся вопросом, что ему сказать или что сделать, чтобы все было хорошо. Мы блуждаем в родительских джунглях, где все обвиняют и советуют, соревнуются и пытаются достичь совершенства, считают, что знают лучше нас (особенно наши родители, у которых много теоретических знаний, не подкрепленных наблюдениями и занятиями с детьми). В этих джунглях никто не поможет нам понять смысл того, что мы делаем, не откроет нам глаза на правду и не даст рекомендаций, которые со временем смогут изменить нашу жизнь к лучшему. Но теперь все будет иначе.

Как осознать последствия своих слов, действий, мыслей и интонаций? Как знать наверняка, каковы будут последствия вашего поведения? И самое главное – что делать, если вы заметили, что превращаете своего ребенка в робота?

Из дневника Роберты

«Все ему не так, черт бы его побрал!»

Утро. Половина девятого. Мы в поезде, едем домой. Дорога будет долгой, и мы занимаем наши любимые места, убираем чемоданы, Антонио открывает книгу, а я включаю ноутбук, прекрасно понимая, что очень скоро меня отвлекут от него оливковые рощи, земля, оттенки которой разнятся от кармина до красного дерева, и морские волны за окном.

На первой же остановке в поезд входит слегка запыхавшаяся и очень симпатичная молодая женщина с чемоданами и ее сын Джулио – ему, наверное, года четыре. По-видимому, Джулио раньше не бывал в поезде – глаза у него тут же расширяются, словно для того, чтобы лучше рассмотреть все, что ребенку в новинку: автоматическую дверь, которая открывается нажатием кнопки и может прищемить, сидения, большие окна, сидящих пассажиров…

Но на ребенка никто не обращает внимания. Женщина сосредоточенно машет из окошка своим родителям и старшей дочери (я думаю, что это старшая дочь, потому что она очень похожа на мать). И тут начинаются сложности… Женщина требует:

– Джулио, попрощайся с бабушкой и дедушкой! Помаши им ручкой!

Джулио и ухом не ведет.

– Ну же, Джулио, помаши им! – настаивает мать.

Никакой реакции.

– Давай, Джулио! Помаши бабушке и дедушке! – Женщина хватает ребенка за футболку и пытается развернуть его к окну (я, как всегда в подобных ситуациях, начинаю терять терпение и думаю: «Да какая разница, помашет он им или нет! Наверняка же он с ними попрощался перед тем, как сесть в поезд!»). Недовольный Джулио (наверное, он целую неделю провел у бабушки с дедушкой и видел их каждый день, а вот поезд со всеми его чудесами ему в новинку…) вяло машет рукой и тут же отворачивается.

Поезд все не отправляется, и трое провожающих не сдаются – широко улыбаясь, они стараются поймать взгляд женщины и мальчика, еще раз взглянуть на них – ведь они не увидятся еще несколько дней. Они хотят, чтобы им помахали. Чемоданы женщины загораживают проход другим пассажирам, а Джулио начинает бродить по вагону туда-сюда, задавая миллион вопросов. Готова ли женщина проявить неуважение к родителям и взять ситуацию в свои руки? Конечно, нет. Снова начинаются уговоры.

– Джулио, давай же, попрощайся с бабушкой и дедушкой… Они так ждут! Пока-пока! До скорого!

«Он не будет прощаться, наотрез отказался!» – обращается она к трем провожающим, застывшим в ожидании на перроне. Тут двери наконец закрываются и звучит свисток (который приносит не меньше облегчения, чем гонг в конце боксерского поединка). Поезд трогается, и женщина до последнего оборачивается на провожающих, чтобы не обмануть родительских ожиданий, а Джулио уже в четвертый раз спрашивает, где его место. «Сейчас, секунду! Здесь, здесь, давай, садись!» – тон матери напоминает рев разъяренного бизона (а я тем временем думаю: «Это только начало, что же будет дальше? Дорога долгая – целых девять часов»). Джулио наконец усаживается и начинает исследовать свое место у окна. Женщина убирает чемоданы и устраивается рядом с сыном позади нас. Через несколько минут мы снова слышим ее голос: «Джулио, не трогай, грязно!» Еще через несколько минут: «Джулио, хватит! Сказано тебе, не трогай! Здесь грязно!» Я жду, что женщина позовет уборщицу, чтобы она протерла поверхности и Джулио мог трогать все, что захочет. Похоже, женщина не захватила никаких занятий и игр для него. Если бы я не боялась показаться бестактной, то сама предложила бы ей влажные салфетки, чтобы протереть столик, подлокотники и окно – я путешествую и умею привести свое место в порядок, ведь в поездах и вправду ужасно грязно.

Мать, судя по всему, не горит желанием общаться с Джулио – она не хочет поиграть с ним, рассказать что-нибудь о том, что видно за окном, или найти какое-нибудь развлечение. Но вдруг ее озаряет, и она находит выход из ситуации:

– Джулио, поспи немножко.

– Мам, я не хочу спать, – отвечает ребенок.

– Как это не хочешь? Поспи, ты же рано встал!

(Да какая разница, поздно он встал или рано?! Ему четыре, и встал он тогда, когда его разбудили. Если он привык спорить, значит, и сегодня будет спорить. Сейчас десять, они только сели в поезд, с какой стати она говорит, что он рано встал? Да и как он заснет, когда вокруг столько интересного и ему хочется поиграть?)

Время идет, и, чтобы хоть чем-то занять маленького Джулио, женщина вынимает из рюкзака бутерброд: «Держи! Вот тебе салфетка, не испачкайся». Джулио послушно откусывает кусок. Он жует бутерброд и думает, рассуждает, представляет себе что-то. У него появляются новые вопросы, которые он задает матери – к сожалению, не успев дожевать. «Джулио, не говори с набитым ртом!» – говорит она, не глядя на сына. Ее ответ не подразумевает, что Джулио проглотит еду и скажет, что хотел, своей маме, которая с радостью его выслушает и ответит. Очень жаль.

 


Время идет, а у них, черт возьми, даже планшета с собой нет! Чем люди занимают себя в поезде? У взрослых обычно есть пять занятий: скучать в ожидании прибытия, слушать чужие разговоры и рассматривать проходящих мимо пассажиров; есть и пить (но не слишком много, а то придется сто раз бегать в туалет, а он совсем не как в роскошной гостинице); если все же приспичило, ходить в туалет; читать социальные сети в телефоне. Немногочисленные «инопланетяне» проводят время за чтением, но это такая редкость, что я их не учитываю (хоть мы с Антонио и принадлежим к этой категории).

Кстати о туалете – женщина спрашивает:

– Джулио, пойдем пописать? – Она действительно не знает, чем еще занять ребенка…

– Я не хочу писать.

– Как это не хочешь? Ну-ка, пойдем!

– Нет!

– Точно нет? Давай хотя бы попробуем?

– Мам, ну хватит! Сказал же, нет! Не хочу писать! – нетерпеливо отвечает вышедший из себя Джулио несколько громче, чем нужно.

– Тише, Джулио, замолчи! Сядь и успокойся!

Ребенок ненадолго увлекается детским журналом, а женщина расслабляется и открывает книгу (значит, нас, инопланетян, в этом вагоне трое?!). Но Джулио снова просит ее поиграть или поговорить с ним (вообще говоря, он очень спокойный ребенок – не кричит, не вертится, ничего такого) и не дает ей отдохнуть. Время идет, и с сиденья сзади постоянно звучит: «Сядь спокойно!», «Все, хватит!», «Прекрати!», а также повторяющееся: «Не трогай!» и «Я тебе сказала, нет!»

Джулио уже утомился и начинает спрашивать, когда мы приедем. Он успеет задать этот вопрос еще пятнадцать, а то и двадцать раз, и ответ всегда будет тем же: «Через четыре часа, Джулио, ехать еще долго, лучше поспи». Я не понимаю, почему время идет, а до прибытия все те же четыре часа. Но чего я совсем не могу понять, это как такой ответ может удовлетворить маленького Джулио. Вряд ли в своем возрасте он понимает, что такое время, и этот ответ для него слишком абстрактен. Судя по всему, я права – он задает свой вопрос снова и снова, будто не может понять. Возможно, он бы все понял, если бы мать сказала ему: «Милый, ты спрашиваешь об этом, потому что тебе скучно? Здесь правда скучно, я понимаю. Когда мы будем подъезжать, я тебе скажу, а пока давай поиграем». Играть с детьми этого возраста лучше ВМЕСТЕ – иначе им становится скучно, и они начинают хулиганить и мешать окружающим. Время, к счастью, не останавливается. Прошло уже пять часов, теперь до прибытия действительно четыре часа, и вдруг Джулио восклицает:

– Мам, я писать хочу!

– Вот видишь! А я тебе говорила!

(Да, но это было три часа назад, и тогда Джулио, вероятно, еще не хотелось в туалет.) Они ненадолго уходят, а потом, после долгих уговоров, милый ребенок наконец засыпает…

 


Женщина преображается. Она довольна, на лице сияет улыбка, она тут же хватается за телефон и звонит подруге. Разговор вращается вокруг поездки на поезде и приближающегося прибытия. По-видимому, подруга интересуется, как Джулио ведет себя в поезде, и я слышу ответ: «Все ему не так – даже от печенья отказывается (я задумываюсь: может быть, ребенок хочет не печенья, а полноценного общения со взрослым?!). В следующий раз поеду одна, возьму с собой планшет и буду смотреть кино… Нет, я немного почитала и написала несколько сообщений в телефоне. Он на каждой остановке спрашивает, выходим мы или нет… Черт бы его побрал! Сейчас заснул наконец… Ну ладно, пока… Еще поболтаем».

 


Пока она говорит, я размышляю, почему с подругой она так мила и любезна, а с Джулио груба, раздражительна и чрезмерно строга. Я пытаюсь понять, почему с подругой она готова разговаривать, а с Джулио нет (если вы тоже пытаетесь это понять, прошу вас, не говорите: «Ну, подруга не требует столько внимания… Надо же и маме отдохнуть…»).

А еще я думаю о том, как чувствует себя Джулио, какое мнение складывается у него о себе, своих способностях и о том, что ждет его в жизни, когда ему постоянно повторяют:

 


«Сейчас, секунду! Здесь, здесь, давай, садись!»

«Не трогай, грязно!»

«Хватит», «Поспи!»

«Ешь!», «Не испачкайся!»

«Не говори с набитым ртом!», «Не-е-е-ет!»

«Ты уверен?»

«Нет, нельзя!»

«Говорю же тебе, нет!», «Все ему не нравится, черт бы его побрал!»

 


Что же чувствует ребенок, когда взрослый нетерпелив, с трудом выносит его общество и постоянно одергивает?

Наконец мы прибываем на нашу остановку. Я встаю и, проходя мимо женщины, улыбаюсь ей. Она улыбается в ответ и говорит: «Заснул наконец!», словно извиняясь за то, что Джулио мешал нам своими вопросами, болтовней и играми. Я улыбаюсь еще шире, нежно смотрю на нее и прошу Антонио потише доставать чемоданы – мне не хочется лишать ее драгоценных минут тишины и свободы, о которых она мечтала всю дорогу. С ребенком четырех лет действительно очень сложно, если не знаешь, что с ним делать и как с ним взаимодействовать…

Мы выходим из поезда. Антонио вздыхает – может показаться, что это вздох облегчения, но я уже знаю, что таким образом он пытается примириться с реальностью и думает: <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: