1. Роль отечественного фольклора и европейской литературы в становлении отечественной словесности. Эпический стиль средневековой литературы
2. Первое южнославянское влияние: в чем его суть.
3. Летописание как жанр. Летописный свод. Гипотезы о возникновении отечественного летописания. «Повесть временных лет» Нестора ─ образцовое произведение этого жанра.
4. Житие как словесная икона. «Житие Феодосия Печерского» как пример преподобнического жития.
5. Отреченные книги Древней Руси (апокрифа): их жанровый состав, идейная направленность, художественное своеобразие.
6. Литературное и фольклорное начала в «Слове о полку Игореве». Христианские и языческие образы. Русская земля и половецкая степь. Боян и Автор «Слова».
7. «Повесть о разорении Рязани Батыем » ─ трагическое повествование о взаимном непонимании двух разных культур. Композиция, сквозные образы и оптимистический финал этого произведения.
8. Победа на Куликовом поле и подъем национального духа. «Задонщина » как памятник русского Предвозрождения. «Слово о полку Игореве » и «Задонщина ».
9. Второе южнославянское влияние. Епифаний Премудрый – яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе.Стефан Пермский ─ новый герой русской агиографии. Бессознательный психологизм Епифания Премудрого.
10. Объединительная идея «Москва ─ третий Рим» и отражение ее в публицистических и беллетристических произведениях второй половины XV ─ первой половины XVI веков.
11. Начало формирования властной вертикали в Московском государстве, отражение этого процесса во внутренней политике (борьба с инакомыслием, полемика «стяжателей» и «нестяжателей» и проч.) и литературе («Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому»и проч.)
12. Иван Грозный как писатель и литературный герой (Послание игумену Кирилло-Белозерского монастыря, переписка Грозного и Андрея Курбского, Духовная 1572 г. и т.д.). Формирование нового, антиномичного героя средневековой русской литературы ((«Сказании о Магмет-салтане» Ивана Персветова, «Летописная книги» И.М.Катырева-Ростовского (гл.»Написание вкратце о царях московских») и т.д.)
13. Кризис власти и ее идеологии в отражении литературы позднего средневековья («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике » и проч.)
14. Изображение конфликта «отцов» и «детей» в русских повестях конца XVII ─ начала XVIII вв. («Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин», «Повесть о Савве Грудцине»). Новое решение проблемы «отцов» и «детей» в повестях Нового времени («Повесть о Фроле Скобееве », «Гистория о российском матросе Василии Кариотском »).
15. Петровские преобразования и их значение в дальнейшем развитии русской литературы и искусства. Печатный станок на службе просвещения. Пропагандистские мероприятия Петра и роль, которая отводилась в них театру.
16. Основные тенденции в развитии русской поэзии середины XVIII века: А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. VIP-персоны в изображении этих поэтов.
17. Русский классицизм и европейские литературные традиции. Философская основа этого направления в искусстве. В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов ─ реформаторы русского стиха. Реформа литературного языка, ее связь с жанровой системой. А.П.Сумароков ─ теоретик русского классицизма («Наставление хотящим быть писателями»)
18. А.Н.Радищев ─ «бунтовщик похуже Пугачева». Изображение властной вертикали в книге (гл. «София», «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово», «Выдропуск» и др.) и анализ неэффективности подобной формы правления. Драма руководителя, формально сконцентрировавшего в своих руках огромную власть.
19. Русская литература и А.Н.Радищев о воспитании («Юности честное зерцало»; А.Д.Кантемир, «Сатира 2. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений», «Сатира 7. О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому »; А.П.Сумароков сатира «О благородстве »; А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» (гл. «Крестьцы», «Яжбелицы», «Валдаи», «Едрово»).
20. А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Народ и интеллигенция: в чем причина их непонимания? Как, по мнению писателя, можно ее преодолеть? Оппозиционная интеллигенция и власть. Интеллигенция и эстетические ценности, подлинные и мнимые. Интеллигенция и литературные авторитеты. Интеллигенция и народная культура. В чем, по мнению писателя, заключается роль интеллигенции в русском обществе.
21. Сентиментализм и классицизм: особенное и общее. Жанровый состав сентиментализма, взаимоотношение поэзии и прозы. Литературный язык этого направления. «Жизнь человеческого сердца» в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Неоднозначность оценок героев и их поступков. Кризис русского сентиментализма и его судьба в современности.