Глава Судьбоаналитического общества СНГ,




Предисловие редактора российского издания

 

Человека, вырезанного из его окружающей среды, которой он дышит, которую потребляет, изменяет, приспосабливая под себя, и с которой он актуально связан тысячами невидимых нитей, и от которой он зависим, и к которой он должен и приспосабливается сам, от которой он неотрывен, как и от всех тех своих предков, которые, совокупляясь, беременея, рождали и выхаживали, поколение за поколением, его предков, в свою очередь взаимодействовавших со своими средами, пока не родили, наконец, его; такого, вырезанного из среды, автономного человека-обрубка, невозможно представить. Но, увы, именно такая фантастическая абстракция и является предметом прошлой и современной академической психологии. Психологии, которую изучают на психологических факультетах многочисленных университетов. Психологии, в которой человека наивно идентифицируют с его телом, а психику – с деятельностью материального головного мозга, в котором очень много нейронов и «нервных клеток, которые не восстанавливаются» – с сознанием, признавая и наличие нематериальной, то есть, идеальной, души, вместилища наших чувств и желаний, которая неизвестно откуда берётся, и куда девается. Изучать такой абстрактный человеко-обрубок, наделив его от себя понятными тебе качествами, которые можно в нём находить и измерять, намного проще и доступней, чем подходить к человеку во всей его диалектической сложности, в его постоянном росте, начиная с зиготы, в его созревании – и телесном, с его функциональной, и динамической подоплекой этого созревания, а затем стабилизации и деградации, с его тактическими и стратегическими победами и поражениями в перманентной войне, войне на жизнь, а на смерть, со своей окружающей средой. Но именно этот трудноподъёмный подход и выбрал Леопольд Зонди, разрабатывая одно из чисто глубиннопсихологических, как он считал, направлений, судьбоанализ.

Трудность в изучении судьбоанализа, помимо несколько повышенного требования к интеллекту и свободе мышления, заключается ещё и в том, что, чтобы понимать книги Леопольда Зонди, кроме знания психологии, и, в частности, клинической психологии, необходимо иметь хотя бы минимальные, а лучше совершенные, знания психиатрии, психоанализа Зигмунда Фрейда, комплексного анализа Карла Г. Юнга, генетики человека, биологии и философии, и какой-никакой практический опыт. Кроме абсолютных знаний в этих областях, Леопольд Зонди ещё и обладал настолько глубокими знаниями в области проверки теоретических предположений математическими методами, что любители всё и вся проверять на однобоко понимаемую ими валидность каким-нибудь одним методом, то ли χ2-том, то ли t -критерием Стъюдента, читая главу XXVIII этой книги, почувствуют себя, в сравнении с ним, жалкими приготовишками.

Психологи, понимающие человека как автономное материальное тело, обладающее установленными ими, психологами, свойствами, и знакомясь с судьбоанализом, с его представлением о бессознательном, как бы по инерции, автоматически, пытаются понимать человека по-прежнему как изначально автономное, отрезанное от среды, бездушное тело, но уже с бессознательными тенденциями, как качествами человека, которые «обнаружил и измерил Леопольд Сонди». Некоторые настолько в этом преуспели, что оторвались не только от судьбоАНАЛИЗА, но и от самого теста Зонди, сварганив себе свою игрушку, срисованную с портретов теста Зонди, знакомым Л.Н. Собчик художником, незаконно называемую с её популярной руки «тестом Сонди восьми влечений», и наделяют любопытных желающих, злоупотребляя их доверием, своими, от Л.Н. Собчик, при этом врут, что от Леопольда Зонди, качествами. Другой дилетант судьбоанализа М.И. Вигдорчик, лгущий в Интернете, что он «один из двух признанных Институтом Зонди в Цюрихе судьбоаналитиков», не пользуется тестом Зонди вообще, а использует картинки, нарисованные для Л.Н. Собчик, в качестве не судьбоаналитического, а характерологического теста.

Объектом исследования судьбоанализа является не столько сам человек, сколько то, что делает его «живым человеком», а именно психическое, которое у человека, в отличие от неживых объектов с легко измеряемыми незыблемыми свойствами, находится в постоянном закономерном изменении. Первое, на что следует обратить внимание, что психическое у Леопольда Зонди связано не с деятельностью головного мозга. Этого слова вы не встретите в тексте его книг, разве что в словосочетании «сухотка головного мозга». Психическое в судьбоанализе связано, прежде всего, с передаваемой по наследству генной системой, генофондом человека. А основной задачей генной конституции, как основной задачей сердца перекачивать кровь и поддерживать кровяное давление, является память – запоминать все реакции человека на действия окружающей его среды, выдаваемые им, точнее его предком, в прошлом, и стремиться воспроизвести их, как можно удачней для человека, в настоящем. Этим генная система чем-то напоминает пружину, которую прошлое сжимало, а в настоящем она разжимается, приводя человека в движение, благодаря которой он и есть живой. А прошлое человека – это не только его персональное прошлое, но и всё то, что происходило с его многочисленными предками. Возможно это кого-то шокирует, но даже известная любому первокурснику факультета психологии долговременная память также связана не с головным мозгом и корой его полушарий, а с генами. И потому в пожилом возрасте, когда возможности контроля головного мозга снижаются, в том числе и контроля над психическим, человек легко вспоминает прошлое (само всплывает), и не вспоминает (произвольно) только что бывшее настоящим (находящееся в оперативной памяти). Благодаря генам, человек в своём извечном и неминуемом противостоянии со средой, оказывается с ней не один на один, а вооружённым опытом взаимодействия со средой (!) его многомиллионных предков. К сожалению, и его часто оказывается недостаточно, и человек добавляет в свой родовой опыт память о своих промахах и неудачах. Как и о своих находках и достижениях. И теперь уже его потомки, решая задачу актуального взаимодействия со своей средой, будут делать выбор своего шага, учитывая бессознательно и его негативный и позитивный опыт.

Генофонд человека это, прежде всего, хранящаяся в генной системе могущественная система глаголов, то есть, возможных действий в определённой ситуации против могущества окружающей среды. Конкретный человек это, прежде всего, поле битвы, на котором ведёт свой неравный бой всесильная среда с могуществом генофонда конкретного человека. Среда, в конце концов, уничтожает конкретного человека, но и генофонд не промах. Беря из среды, то есть, у своего противника, её элементы, он строит из них, по своей программе, новых, обладающих его возможностями, людей. И борьба продолжается. И именно это и является жизнью. Генофонд, на основании перманентно накапливаемого в нём опыта его носителей, строит не только тело человека (причём в течение всей жизни этого человека), но и способ его взаимодействия с окружающей средой, то есть, психику. Помимо элементов среды (веществ), генофонд берёт на свои нужды у среды ещё и (и это самое главное!) энергию. И именно количество энергии, которой обладает бессознательная тенденция, или, как я выразился «глагол», заложенная в генах, и определяет силу этой тенденции. Однако бессознательная тенденция, с энергией ли, без энергии, это ещё не результат. Результат будет тогда, когда энергия тенденции будет на что-то потрачена, и бессознательная тенденция, таким образом, проявится. Когда же бессознательная тенденция, накапливая энергию, не может ей потратить, она может воздействовать на среду, с тем, чтобы она стала более благоприятной для разрядки её энергии, например, бессознательно подтолкнуть человека, чтобы он выбрал ту профессию, в которой бы эта энергия тенденции разрядилась. А это и есть генотропизм, одно из понятий судьбоанализа, которое рассматривается в данной книге. Стремление генов человека, тратить энергию этого человека, совершая изменения в нём самом или в среде, которые соответствовали бы заложенным в них требованиям, являются инстинктивными действиями, которые у человека отличаются от инстинктов животных большей гибкостью и свободой проявления, их модификациями, и необходимостью подчинять их нормам, принятым в обществе. Если таковые имеются.

Итак, гены человека обуславливают строительство его тела и его психики, изначально имеющей побудительный характер. Причём, ни в построении тела, ни в создании психической регуляции, такая регуляция как сознание, участия не принимает. Все побудительные генные тенденции бессознательные по определению. Сознание появляется позже, и создаётся также, берущими своё начало в генах, бессознательными побудительными тенденциями. Сознание представляет собой полисенсорный Образ окружающего мира и себя. Состоит не просто из знаний, а из иерархически многоуровневой системы знаний, связанных между собой логически и/или стохастически. Знание может быть ложным (иллюзия), может быть истинным, но его содержание всегда имеет 100%-ную уверенность в них человека. Львиная доля знаний в Образе окружающего мира – это визуальные знания. Передвигаясь в пространстве, человек, прежде всего, перемещает себя и в своём образе окружающего его мира, преобразуя таким образом и его. Сознание, в большей степени, связано уже с мозгом и корой полушарий, с оперативной памятью. Та часть образа окружающего мира и себя, которая находится в оперативной памяти человека в данный момент – это поле его внимания. Выключение сознания происходит с засыпанием, или с потерей сознания в экстремальной ситуации. Образ себя (сознательная часть Я) связанный с обладающими энергией побудительными тенденциями Я-побуждения (бессознательная часть Я) представляют собой Я человека. Основная задача сознания – превращать людей, как отдельные единицы в согласованную организацию, способную на совместное восприятие, совместное мышление, и совместную жизнедеятельность. Совместную как с ныне живущими индивидами, так и с теми, кто жил в прошлом, и будет жить в будущем. Другая задача Я человека – создавать образы желаемого и опасного, враждебного будущего, заранее подготавливая человека к взаимодействию с таким будущим.

Тема данной книги – генные основы психики человека. Однако Леопольд Зонди, используя науку генетику в своей теории для понимания человека, его психики и генезиса психических нарушений, выстраивая на ней здание своей глубиннопсихологической науки, судьбоанализа, вносит в генетику и много нового для неё, от себя, взятого из психологии. Формальная, традиционная генетика имеет чёрно-белый характер, все гены в ней могут быть или доминантными (манифестными), или рецессивными (латентными), с жёсткой связью ген-признак. Леопольд Зонди, подняв огромный исследовательский материал, обогатил генетику, доказав, что между доминантным и рецессивным геном могут быть градации, типа ранжированного ряда, что разница между доминантным и рецессивным геном не качественная, а количественная. Занимаясь преимущественно латентно-рецессивными генами, Леопольд Зонди главное внимание обращал на те условия, при которых латентные гены добивались своего манифеста. Причём, как в гомозиготном (оба гена рецессивные), так и в гетерозиготном (один ген доминантный, один рецессивный) состоянии. Например, генотропно; или объединяясь в генные союзы близких по типу генов; через связь с возрастом или полом. И это позволило ему, с помощью генетики, объяснить огромное количество психологических закономерностей, являвшихся до этого непонятными.

Когда происходит слияние мужской и женской гамет, и превращение их в зиготу, в этот момент и начинается человек, начинается берущая своё начало в его генах его жизнь. У одного она прервётся вскоре, не выдержав схватки с гинекологом, производящим аборт, у другого будет длинной, с разного рода психической и соматической патологией, с передачей через свою гамету своего генетического кода другому организму, который станет человеком уже следующего поколения, и который будет бороться и взаимодействовать со своей средой, используя полученный опыт борьбы со своими средами их предков в тысячах, а может и более, предыдущих поколений.

Изданием «Судьбоанализа» мы начинаем издание пятитомника фундаментальных работ Леопольда Зонди на русском языке. Вторым томом следует «Учебник экспериментальной диагностики побуждений» в трёх томах, третьим «Патология побуждений. Последние две книги уже выходили отдельными изданиями и войдут в пятитомник в качестве второго и третьего тома. Четвёртым томом выйдет «Анализ Я», пятым, завершающим – «Судьбоаналитическая терапия». Перевод пятой книги уже в разгаре. Все книги выходят в свет идентичными немецкому изданию, без каких-либо купюр и модификаций.

Человек, впервые увидевший фотопортреты теста Зонди, обычно шокирован ими. Не меньший шок испытывает и человек, читающий данную книгу («Судьбоанализ»). Ибо его представление о мире, о жизни, о человеке и о себе начинает «трещать по швам» и видоизменяться. Естественно, если человек готов интеллектуально и психически к такой перезагрузке. Иногда, читая книгу, человеку трудно, приходится многое переосмысливать, но огромное количество интереснейших психиатрических случаев не позволяет оторваться от книги, особенно читая первую и вторую её части. А, вот, третью (последнюю) часть можно и не читать. Она для профессоров и генетиков, исследующих генетику человека. Но заглянуть в неё можно. Верю, что возможность познакомиться с судьбоанализом через книги самого Леопольда Зонди, а не через брошюрки примитивных модификаторов, несущих гороскопоподобную отсебятину, даст мощный импульс развитию фундаментального глубиннопсихологического направления, судьбоанализа, на русскоязычном пространстве стран СНГ и Израиля.

 

 

Глава Судьбоаналитического общества СНГ,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: