Стили семейного воспитания. Обработка результатов




Стили семейного воспитания

Заполнил (мама, папа, бабушка/дедушка, опекун, ______________)

ФИ учащегося __________________________________________________ Класс ______________

Если в процессе воспитания участвует несколько человек и подходы к воспитанию различаются, просьба пройти данный опрос всем участникам, подписав сверху, кому принадлежат ответы.

Инструкция: Уважаемые родители! С помощью этого теста попробуйте оценить свойственный вам стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.

 

№ п/п Вопросы Кто заполнил
     
  Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?      
А Преимущественно воспитанием      
Б Сочетанием врожденных задатков и условий среды      
В Главным образом врожденными задатками      
Г Ни тем, ни другим, а жизненным опытом      
  Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?      
  А Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности      
  Б Абсолютно с этим согласен      
  В Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей      
  Г Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом      
  Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?      
  А Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)      
  Б Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)      
  В Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)      
  Г Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)      
  Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?      
  А Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит      
  Б Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам      
  В Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности      
  Г Конечно, в первую очередь это должны сделать родители      
  Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?      
  А Если попросит, можно и дать      
  Б Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы      
  В Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы      
  Г Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму        
  Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?      
  А Огорчусь, постараюсь утешить ребенка      
  Б Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика      
  В Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги      
  Г Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях      
  Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?      
  А Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято      
  Б Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить      
  В Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы      
  Г Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе      
  Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у друзей, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы?      
  А Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.      
  Б Возможно, если знаю товарищей как порядочных и надежных ребят.      
  В Она(он) вполне разумный человек, чтобы самостоятельно принять решение. Хотя, конечно, буду немного беспокоиться      
  Г Не вижу причины запрещать      
  Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?      
  А Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить      
  Б Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения      
  В Расстроюсь      
  Г Попробую разобраться, что его побудило солгать      
  Считаете ли вы, что подаете (будете подавать) ребенку достойный пример?      
  А Безусловно      
  Б Стараюсь      
  В Надеюсь      
  Г Не знаю      

 

Описание:

 

Ключ

 

Обработка результатов

 

Стиль поведения Номера вопросов
                   
Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

 

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

 

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

 

Интерпретация результатов теста

 

Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

 

Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

 

Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

 

Индифферентный стиль (безразличный). Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: