Рассказ Мономаха о своей жизни




Поучение Владимира Мономаха (1096 г)

В составе «Лаврентьевской летописи»

1) Поучение

2) Автобиографическое летописание

3) Письмо к Олегу Святославовичу

Интерпретация Поучения – 4) – Молитва – князю не пренадлежит.

«Страх Божий » - начало начал.

Письмо адресовано Олегу Святославовичу (Гориславовичу (много горя и бед приносил Руси)

Повод: 1096 год – междоусобная битва Олега Святославовича с Изяславом (сыном Мономаха). Жена Изяслава в плену. Олег не уступил желанию Мстислава (старший сын Мономаха)

Мономах пишет письмо убийце своего сына. Он не обвиняет Олега, прощает убийцу, предлагает ему вернуться и получить свою часть княжества.

Письма уникально. Оно начинается с покаятельного тона, высказывает мысль, что жизнь человека в руках Бога и что виноватых в сложившейся ситуации нет. Мономах не собирается мстить Олегу.

Олег был суровым, но великолепным воином, он был нужен русской земле.

Письмо было вызвано этическими представлениями о политике, стремлением к объединению князей, согласно Любяческому съезду. Мономах пытался опереть систему на христианскую мораль. Развивал культ Бориса и Глеба. Описал заботу о живых, талант прощения.

· Поучение – наказы, «Страх Божий»

· Летопись – житейские труды

· Письмо – прощение убийцы

«Аще последнее не любо, переднее принимайте»

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: