Памятка для молодых педагогов дошкольного учреждения 13 глава




Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следова­тельно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация дви­жений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбу­ждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репли­кой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со сто­роны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ре­бенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, сумми­руют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают но­вый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказа­ния трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психи­ку ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых стра­дают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ре­бенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает эле­ментарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истяза­ния маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную ра­боту с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие мораль­ные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - поси­ди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зерка­ло - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лише­нию доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве нака­зания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некото­рую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ре­бенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в раз­вивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ре­бенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребен­ка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощре­ния, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступка­ми, словами. Если же похвала, подарок (сладости, игрушка) стано­вятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с род­ными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепле­ние за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возмож­ностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощ­рение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив само­стоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

Итак, основное средство поощрения - это слово взрослого, об­ращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое, быстро оделся - получай конфеты и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шан­таж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной вы­годе, на принципе: «Ты - мне, я- тебе». Такой стиль Е.В.Суб-ботский называет прагматическим. Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые, считают что взрослые должны овладеть искус­ством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и др.). Про­щение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребен­ка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть вели­кодушными, способными прощать. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Ребенок совер­шил проступок, а папа говорит: «Ты поступил плохо, но я уверен, что ты так больше делать не будешь. Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают». Подобное отношение к проступкам маленьких детей Е.В.Субботский называет бескорыстным, оно бла­готворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм.

Следует напомнить, что строгие, никогда не прощающие родите­ли постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чре­вата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.

Задания

1. Изучив книгу Ю.П.Азарова «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы» (М., 1993), а) объясните смысл ее названия; б) вы­пишите в копилку педагогического мастерства методы и приемы воспи­тания, специфичные для семьи.

2. Схематично охарактеризуйте компоненты семьи как фактора воспитания.

3. Подберите три-четыре колыбельные песни разных народов, проанализируйте заложенные в них цели воспитания, определите, выразителями каких общечеловеческих или национальных ценностей они являются.

4. Как вы понимаете слова А.В. Петровского: «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» - ничем не оправдан­ная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша» (Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. - М.,1996. - С. 164)? Приведите примеры из собственно­го опыта, когда таким заявлением родители оправдывали свои про­счеты в воспитании.

5. Американский психотерапевт в области семьи и брака Сесила Р. Бенуа в книге «Когда одной любви недостаточно» излагает «Психологический билль о правах ребенка». Изучите ту часть книги, которая опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» (1994, № 12), и выскажите свое мнение о том, учитывают ли современные родители эти права ребенка, почему возникают их нарушения, как можно избежать подобного в повседневной жизни семьи.

6. Изучите книгу Короткова Н.А., Михайленко Н.Я Как играть с ребенком. - М.,1990. Выпишите наиболее интересные, с вашей точ­ки зрения, советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.

7. Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказа­ния в семье.

ГЛАВА ШЕСТАЯ СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Из курса дошкольной педагогики вы помните, что за многовеко­вую историю человечества сложились две ветви воспитания подрас­тающего поколения, семейное и общественное. Сегодня уже не ве­дется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или об­щественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии худо­жественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать мак­симальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад бо­лее квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, разви­тие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. Иные возможности у учреждений дополнительного образования. Например, занятия в бассейне под руководством специалиста-тренера помогут ребенку овладеть наиболее рациональными приемами и способами плавания, сэкономят его силы и время. Художник, владеющий методикой обучения дошкольников рисо­ванию, сумеет сформировать у ребенка разнообразные техниче­ские умения, пробудить интерес к творческой деятельности, к изобразительному искусству. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы. Помните, как у великого баснописца И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник»?

При всей универсальности и незаменимости семейного воспита­ния оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотруд­ничестве родителей и профессиональных педагогов.

В цивилизованных странах необходимость сочетания домаш­него и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, практически не ставится. Большинство семей в эко­номически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США) не мыслят себе воспитания ребенка без квалифицирован­ной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с платой за дошкольное учреж­дение. В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами родите­лей и других родственников. Между тем психологические обсле­дования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важней­ших параметров психологической готовности к обучению в шко­ле своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение (Г.Г Кравцов). Даже принимая во внимание многие недостатки современного дошкольного общественного воспитания, понимая необходимость его реформирования и улучшения, нельзя не отме­тить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, на­выки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Детский сад сохраняет субкультуру дет­ства. естественным образом передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, будучи единственными у своих родителей и растущие в окружении взрос­лых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с содержанием и методикой проведения детского домашнего празд­ника, дня рождения ребенка.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи уч­реждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с ЗПР, с хроническими заболеваниями и т.д. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно «повинна» семья, и коррекционные оздоровительно-об­разовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримы­ми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, на­сколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

Таким образом, современное семейное воспитание не рассматри­вается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно допол­няется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольно­го учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспита­тельную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осу­ществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материн­ского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 333). Согласно сравни­тельно недавним прогнозам академика С.Г. Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержани­ем или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправит­ся с путевкой в самостоятельную жизнь...» (Струмилин С. Г. Рабо­чий быт и коммунизм // Новый мир. - 1960. - № 7. - С. 208) Сча­стье, что эти прогнозы не подтвердились.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профес­сиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической не­компетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ни­чего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержани­ем, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требо­валась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в ос­тальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искрен­не считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указы­вать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма жи­вучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявле­ния, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небреж­ность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетент­ность- недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, пове­дении других участников воспитательного процесса.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных ли­ний отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих от­ношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимо­действие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не при­надлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совме­стной деятельности, которая осуществляется на основании соци­альной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодей­ствия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отно­шений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодей­ствие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подав­ления одного человека другим, оно способно маскировать истин­ные отношения (В.Н. Мясищев).

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима по­мощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивиду­альных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов не­возможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать от­крытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследо­ваний позволяют охарактеризовать, из чего складывается откры­тость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» зна­чит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, трево­гах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстриру­ет педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников пе­дагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может про­демонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. По­сле отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей ябло­ками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив универ­ситет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым раз­делить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью ма­мы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая ува­жение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педаго­гический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на до­верительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностя­ми, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказы­вают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном уч­реждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогиче­ского процесса, третьи - чему-то научат детей. Мария Васильевна, бабушка Кати, пришла в группу и вместе с желающими детьми «экипировала» кукол: у них появились вязаные шапочки, шарфики, тапочки, обновилась зимняя одежда. Николай Алексеевич, папа Коли, фотокорреспондент, оформил в группе выставку своих снимков, отражающих жизнь, развлечения, игры детей разных стран. Дети помогали размещать фотографии, задавали много во­просов, высказывали свое отношение. Дмитрий Петрович, папа Лизы, - врач, он беседовал с детьми об охране здоровья, о том, как надо беречь слух, зрение, органы дыхания.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в про­водимую систематически образовательную, оздоровительную ра­боту с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и бла­годарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, ко­торые, оказывается, так много знают, так интересно рассказыва­ют, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробо­вать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и обществен­ного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе биб­лиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкаль­ной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и ро­дители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учре­ждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки дет­ского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организу­ется трансляция из детского сада (например, празднования Мас­леницы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, про­живающих в соседних домах.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на автори­тет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоро­палительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчерки­вающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. По-мятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не до­пустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «при­нять меры», «разобраться».

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимо­действия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обра­щаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касаю­щимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребен­ка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педа­гогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоя­тельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток инфор­мации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне гра­ниц их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссы­лаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспита­тельной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка: «Галина Алексеевна, Сережа сегодня придумал очень интересную игру. Сережа, расскажи маме, во что вы играли». «Юлия Сергеевна, сегодня Саша меня порадовал: сам вызвался подклеить книгу, ко­торую дети нечаянно порвали. Сашенька, принеси и покажи маме книгу, которую ты «полечил». «Нелля, порадуй маму: покажи ей, какого петушка ты нарисовала». Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появи­лись у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важ­но только, чтобы этот материал был динамичным, отражал теку­щие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на не­делю очень мало что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато ро­дителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ре­бенку дома.

В условиях открытого детского сада родители имеют возмож­ность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда привет­ствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении усло­вий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обога­щают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным ре­зультатом свободного посещения родителями дошкольного учреж­дения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятель­ность. все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поуче­нием, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Прежде всего необходим своевременный выбор роли - говорящего или слушающего. Если мама (папа, бабушка) «перег­ружена» собственными мыслями, чувствами, то инициативу диалога следует уступить ей, а педагогу взять на себя роль заинтересованного слушателя. Если мама (папа, бабушка) не имеют желания выгово­риться, то педагог берет на себя роль говорящего, чтобы своими вы­сказываниями «зажечь» собеседника. Но в любом случае умение слушать необходимо и педагогам и родителям. Молодые педагоги и не очень культурные родители иногда всем своим видом демонстри­руют неприятие того, что им говорят, частенько перебивают друг друга. Все эти признаки невнимания к собеседнику вызывают у него раздражение, что может стать прологом к конфликту. Такое ведение диалога свидетельствует о низкой коммуникативной культуре об­щающихся. Культура общения, интерес к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Всем своим видом слушающий показывает интерес, уважение к мнению собесед­ника, усиливая свое положительное отношение репликами «Как ин­тересно!», «Очень любопытно!», «Я об этом раньше не задумыва­лась!». А вот слова «Ясно! Понятно! Хватит!» - из разряда запре­щенных, потому что в них демонстрация неуважения, желание пре­кратить высказывания собеседника. По окончании высказывания можно уточнить то, что показалось спорным: «Простите, я вас пра­вильно поняла...?» Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в практике нередко, к сожалению, наруша­ется. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Например, можно сказать «Мне кажется, что иногда вы грубо разговариваете с детьми», но ни в коем случае не позволять такую «оценку»: «Вы грубиянка». Своим высказываниям следует придать определенную форму. Психологи считают, что более эффек­тивной в плане развития взаимодействия является форма «Я-сообщение» по сравнению с «Ты-сообщением». Например, после вы­ходных дней Саша возбужден, раздражителен. Причина ясна - на­рушения режима дня, переутомление от долгого сидения у телевизо­ра. Мама согласилась с «диагнозом» воспитателя по поводу Саши­ного возбуждения, обещала соблюдать дома режим дня Но все по­вторилось сначала, несмотря на убеждения, разъяснения и прочие меры педагога. Его «Я-сообщение» будет звучать так «Мне каза­лось, что вы поняли, как вредно для здоровья Саши нарушения ре­жима, но, видимо, ошиблась» «Ты-сообщение» будет звучать иначе-«Вы не любите собственного ребенка, вы безответственно относитесь к его воспитанию!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: