Этапы консультирования по Ю.Е. Алешиной




 

Выделяется четыре этапа:

 

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Длительность данного этапа 5 - 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

1. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательно­сти и заинтересованности.

2. Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуй­ста», «Усаживайтесь поудобнее».

3. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и огля­деться.

4. После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.

Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипо­тез

Длительность данного этапа 25 - 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два под этапа:

1. Формирование консультативных гипотез.

2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на первом под этапе «Формирование консультативных гипотез»:

1. Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психоло­гии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюан­сами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с.8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности кон­сультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный от­клик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».

2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.

3. Структурирование беседы. Первый прием - задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, по­чему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием - краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это по­могает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.

4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis - основа­ние, предположение. Гипотеза - предположительное суждение о зако­номерной (причинной) связи явлений.

 

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка кон­сультативных гипотез»:

1. Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

2. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение воз­никших у консультанта идей.

3. Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате кото­рого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характер­ных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

4. Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта под­твердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две - три конкрет­ные ситуации, которые должны быть:

5. Тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;

6. Типичными для жизни клиента;

7. Желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, од­носторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те ас­пекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других лю­дей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.

После того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Этап 3. Оказание воздействия

Продолжительность данного этапа - 5 - 10 минут при средней продолжитель­ности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:

1. Коррекция установок клиента.

2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция уста­новок клиента»

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в со­знании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возника­ющее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы до­биваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так да­лее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, при­водящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку со­бытий? - Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные сред­ства, приемы. Перечислим некоторые из них:

1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркива­ние их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

2. Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента ре­альности при помощи комментариев - интерпретация ситуации кли­ента на основе личного опыта или теоретических знаний.

3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение кли­енту посмотреть на происходящее с позиции других участников си­туации и оценить их глазами собственное поведение.

4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологиче­ских защит, а его поведение наносит вред окружающим.

5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему полу­чить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повто­рения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рас­сказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и об­суждение реалий эмоциональной жизни клиента.

8. Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообще­ние клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рас­сказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Более подробно на этих и других приемах ведения консультативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках курсов «Концепции и методы психо­логической помощи» и «Психология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках кото­рого они возникли.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в про­блемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отве­чающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход соб­ственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция пове­дения клиента»

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформули­ровать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внима­тельно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был де­тально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения куль­туры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в психологическом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Ели­заров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предпола­гает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спла­нируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подвод­ные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе пози­тивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и во­обще не состояться.

Этап 4. Завершение консультативной беседы.

Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце бе­седы, запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается ад­рес других специалистов (например, нарколога) и время приема. Фор­мулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше пред­варительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот во­прос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были по­стоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому кон­сультанту, если есть основания полагать, что он будет более компе­тентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Жела­тельно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил, следующий. Это мо­жет оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консуль­тант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: