Модели революционной культуры (ЛЕФ, РАПП, «Перевал»).




История РААП началась с объединения групп «Кузница», «Молодая гвардия» и «Рабочая весна», а также так называемых «диких» – Ю. Либединский, Г. Лелевич, Л. Авербах. Седьмого декабря 1922 г. на собрании этих групп было решено создать объединенную группу пролетарских писателей «Октябрь» (С. Родов, Ф. Гладков, А. Веселый, А. Безыменский, А. Соколов и др.)

Задачи группы «Октябрь» были приняты на этом собрании и изложены в журнале «На посту», который начал выходить с 1923 г. Группа «Октябрь» ставила целью укрепление коммунистической линии в пролетарской литературе. Основа литературы - марксистко-ленинское мировоззрение, материал – современная действительность, творцом которой является пролетариат. Пролетарская лит-ра - та, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс «в сторону конечных задач пролетариата». Цель группы - разработка новых форм искусства «путем практического овладения старыми литературными формами и преобразования их новым классово-пролетарским содержанием». При этом «примат содержания» - «содержание и форма – диалектические антитезы: содержание определяет форму и художественно оформляется через нее». Вся культура прошлого объявлялась враждебной пролетариату.

Была ужесточена классовая борьба в культуре. Вслед за Л. Троцким с 1923 г. творческую интеллигенцию стали называть попутчиками. Попутчики не способны организовать психику и сознание читателя в направлении конечных задач пролетариата. К непролетарским писателям были отнесены М. Горький и В. Маяковский.

В журнале "На посту"- статьи, утверждающие, что литература не может обходиться без партийного руководства. Характер критики "На посту"- политическое шельмование.

Напостовцы отчаянно боролись с ЛЕФом, видя в нем футуристическое литературное направление:

•Б. Волин, «Клеветники» - критика рассказ О. Брика «Не попутчица»;

• С. Родов, «Как ЛЕФ в поход собрался» - осуждение эстетич. установок лефовцев;

•Г. Лелевич, «Владимир Маяковский» - назвал поэта типичным деклассированным элементом.

Критиковли отношение А.К. Воронского, редактороа журнала "Красная новь", к писателям-попутчикам и классическому наследию.

6–11 января 1925 г. (1-я Всесоюзная конференция пролетарских писателей) напостовское движение получило всесоюзный размах, а его руководители возглавили Всесоюзную АПП, в которой ведущей стала Российская АПП. Партия отвела себе задачу «всемерно искоренять попытки самодеятельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела».

В 1926 г. был создан новый литературно-художественный журнал «На литературном посту». Выдвигаются новые лозунги: «углубленный психологизм», «теория непосредственных впечатлений», «показ живого человека» и т.п.

В апреле 1928 г. состоялся I съезд пролетарских писателей СССР, на котором была создана РАПП. Творческий метод пролетарской литературы РАППовцы определили как диалектико материалистический. Плодотворных результатов в области теории у рапповцев не было, так как им не хватало знаний.

Рапповцы продолжили и усилили напостовскую линию нетерпимости к попутчикам. В конце 1920-х гг. рапповцы организовали травлю Б. Пильняка, Е. Замятина, А. Платонова. Участвовали в деле о детских писателях в Ленинграде. Громили Литфонд, поссорились с «Комсомольской правдой» и ЦК комсомола. Внутри руководства не было единства.

Деятельность напостовцев и налитпостовцев поддерживалась партией. После 1925 г. руководство РАПП не избиралось, а назначалось ЦК ВКП(б). Однако в 1932 г. гос. власть монополизировала руководство литературой. 24 апреля в «Правде» было опубликовано постановление «О перестройке литературно- художественных организаций». Это означало упразднение РАПП.

ЛЕФ возник в 1922 г. Во главе литературной группы стоял В. Маяковский. В нее входили Н. Асеев, С. Третьяков, В. Каменский, Б. Пастернак, А. Крученых, Б. Арватов. Б. Кушнер, В. Перцов и художники А. Родченко, В. Степанова, А. Лавлинский. В декларациях организаторов Леф позиционировался как новый этап футуризма.

После революции эти поэты провозгласили: «Мы должны пересмотреть нашу тактику». В 1923 г. вышел в свет первый номер журнала их литературной группы. Лефовцы предполагали, что художник будет создавать не картины, а «совокупность живописного оформления быта», театр превратится в «режиссирующее быто-начало», любой речевой акт станет произведением искусства.

Лефовцы противопоставили цивилизацию культуре как пролетарский этап общественного развития буржуазному. Идеалом был провозглашен человека НОТа, расчета и интеллекта. «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает», – писал О. Брик. Основа искусства - рационализм, исключив из художественного творчества психологизм, воображение, интуицию. Декларация «искусство – делание вещи» привела к идее «производственного искусства». «Про-ое и-во» «по чертежам, деловито и сухо». Творчество понималось лефовцами как сумма приемов. В этом они были близки ОПОЯЗу. В ОПОЯЗ входили В. Виноградов, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, О. Брик, Б. Шкловский, Б. Ларин, Г. Винокур. Для них искусство – специфично, не сводимо к другим видам человеческой деятельности, не зависимо от явлений жизни. Они считали, что факт искусства характеризует делание, ремесло, поэтому основное внимание уделяли средствам художественного выражения. О. Брик писал: ОПОЯЗ изучает законы и приемы словесного мастерства, Леф использует их для выполнения «социального заказа».

Термин «социальный заказ» означал, что художник – исполнитель воли пролетарского класса. Искусство «социального заказа» мыслилось «жизнестроительным». Искусство, по мнению лефовцев, должно существовать лишь сегодняшним днем. История для них - ряд конкретно-исторических обстановок. Лефовцы жестко соотносили лературные жанры и формы с конкретным временем и социальной средой. Лефовцы считали, что отмирают психологический роман, повесть и поэма – жанры, основанные на вымысле, обращенные к внутреннему миру человека. Их заменит «литература факта» - очерк, газетный фельетон, «человеческий документ», т.е. заменить литературу журналистикой. «Литература факта» – информирует и воспитывает чел-ка => ориентация художника на современные виды искусства – фотографию, кинематограф.

У журнала «ЛЕФ» были достаточно сильные критики – Н. Чужак, С. Третьяков, О. Брик, П. Незнамов, В. Перцов. В. Шкловский. «ЛЕФ» объединял более десятка различных групп. В нем публиковались «заумники», производственники, конструктивисты, футуристы, формалисты, группа газетных работников, «драмщики», «теоретики искусства». В 1924 г. начались разногласия между участниками движения. В январе 1925 г. вышел в свет последний (седьмой) номер журнала. Причиной его кризиса явилось расхождение наиболее талантливых авторов с лефовскими теориями искусства.

В 1927 г. «ЛЕФ» возродился в «Новом Лефе». Но круг тем журнала значительно сузился Его основной лозунг «Ближе к факту» обосновывал преимущественную публикацию очерков, путевых заметок, писем. В 1928 г. из журнала выходят В. Маяковский, Н. Асеев, О. Брик, С. Кирсанов, А. Родченко. В. Маяковский разошелся в понимании «социального заказа» и «литературы факта». Он считал, что «социальный заказ» должен совпадать с внутренней потребностью художника, с его духовным опытом, что для лучшего выполнения «социального заказа» художник должен лидировать в своем классе. Под «литературой факта» поэт понимал творчество, способное к активному вмешательству в жизнь.

В 1924 г. А.К. Воронский объединил молодых рабоче- крестьянских прозаиков и поэтов в группу «Перевал», которую создал при журнале «Красная новь». В 1926 г. к ним присоединились литературные критики А. Лежнев, Д. Горбов, Н. Замошкин, С. Пакентрейгер, выражавшие самосознание этой группы. С их приходом «Перевал» стал осознавать себя литературным направлением, которое опиралось на определенную философию искусства.

Революцию перевальцы воспринимали не как политический и экономический переворот, а как интенсивное духовное движение, охватывающее «всю общественность и весь внутренний мир человека» как новый Ренессанс. С их точки зрения, «политическая сторона революции, оторванная от ее культурного содержания, не подкрепленная им, есть видимость революции, не больше». Себя они ощущали «только застрельщиками, пионерами новой эпохи» и не претендовали на абсолютное лидерство.

Декларация «Перевала» была опубликована в 1927 г. в журнале «Печать и революция». Здесь «"перевальцы" во всей резкости ставят вопрос о необходимости органического сочетания "социального заказа" со своей творческой индивидуальностью» и «высказываются против всяких попыток схематизации человека, против всякого упрощенчества». Своей единственной традицией они объявили реалистическое изображение жизни. «Перевальцы в своей организационной работе ставят на одно из первых мест выявление новых творческих сил, создание действительно культурной, действительно общественной и художественно продуктивной писательской среды»; «"Перевал" считает необходимым создание такого общественного мнения, которое бы не запугивало писателя». В декларации были сформулированы разногласия перевальцев с Лефом и ВАПП. По их мнению, лефовцы не дали ни одного значительного произведения в прозе, потому что агитационными выкриками прикрывают свое отчуждение от революции, а ВАПП схематизирует художника, «запугивает его внутреннюю художественную самостоятельность», подменяет понятие гегемонии пролетариата в литературе гегемонией ВАППа.

Свои идеи перевальцы часто преподносили в полемической форме. (А. Лежнева «Разговор всердцах» -диалог с воображаемым оппонентом, доклад Д. Горбова «Поиски Галатеи» - диалог с ВАППом).

«Перевальцы» считали классовую борьбу общественным тормозом. Искусство для Воронского являлось ознанием жизни в форме чувственного, образного созерцания ее, поэтому в основе творчества, по его мнению, лежит е только разум, но и интуиция. «Социальный заказ» должен нездиться в социальном опыте художника. Возрождение русской литературы, считал А.К. Воронский, произойдет с низов, от рабоче-крестьянского демоса. Отвечая на вопрос, есть ли у нас пролетарский писатель, он заметил, что на определенном этапе переходного времени новое искусство займет самостоятельные позиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: