Программа дополнительного образования
«Объединение старшеклассников «Факел»»
Автор:
Педагог дополнительного образования
Насурдинова С.В.
Лысьва, 2017 год
Пояснительная записка
Программа деятельности объединения старшеклассников «Факел» разработана в октябре 2017 года педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Насурдиновой С.В. для реализации на базе МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества». Программа авторская и носит социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что ежегодно в лагерях загородного типа, в летних клубах и на площадках при образовательных учреждениях задействованы в качестве вожатых и помощников вожатых десятки несовершеннолетних, не имеющих специальной подготовки. В рамках реализации данной программы участники получат теоретическую, практическую подготовку к работе вожатыми, а так же опыт вожатской деятельности.
Отличительные особенности программы – большое количество практических часов, все теоретические основы, отрабатываются на практике.
Участники программы: учащиеся образовательных учреждений в возрасте: 14-17 лет, не имеющие конфликтов с законом и ограничений в физическом и умственном развитии.
Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы: 216 часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа.
Форма обучения: очная в группе постоянного состава.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: подготовка вожатых для работы в летних загородных лагерях и школьных площадках.
Задачи:
1. Сформировать основные педагогические знания, необходимые для работы вожатым;
2. Развить у участников объединения умения и навыки для работы вожатым: проводить мероприятия, формировать коллектив, решать конфликты, публичных выступлений.
3. Предоставить возможность для получения опыта реализации социальных проектов и педагогических практик.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теории | Практики | ||
1. | Основы педагогических знаний и педагогические практики | |||
2. | Формирование коллектива | |||
3. | Социальное проектирование, организация и проведение мероприятий | |||
4. | Ораторское искусство, конфликтология | |||
Итого: |
Содержание учебно-тематического плана
1. Основы педагогических знаний и педагогические практики
- Психологические особенности детей школьного возраста
- Социометрия
- Качества личности вожатого
- Практика вожатых
2. Формирование коллектива
- Игры на знакомство
- Игры и упражнения на командообразование
- «Веревочный курс»
- Принятие правил коллектива
- Выбор названия и девиза коллектива
- Игры на выявление межличностных отношений
- Игры в свободное время в отряде
- Команда и этапы её развития, стадии развития коллектива
- Командные роли
3. Социальное проектирование, организация и проведение мероприятий
- Основы социального проектирования
- Создание и реализация проекта
- Методика КТД
- Организация и проведение мероприятий для детей
- Основы волонтерской деятельности при проведении городских массовых мероприятий для детей
4. Ораторское искусство, конфликтология
- Технология публичного выступления
- Упражнения на поставку речи
- Аргументация
- Дебаты
- Дисскуссии
- Упражнение Джеффа
- Причины конфликтов и пути выхода из них
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемый результат: участники объединения готовы для работы в летних загородных лагерях и школьных площадках.
Критерий | Ожидаемый результат | Способ изменения |
Учащиеся обладают основными педагогическими знаниями, необходимыми для работы вожатым | 75% | Тестирование |
Участники объединения обладают умениями и навыками для работы вожатым: проводить мероприятия, формировать коллектив, решать конфликты, публичных выступлений | 75% | Наблюдение в процессе практических занятий и на практике вожатых |
Предоставить возможность для получения опыта реализации социальных проектов и педагогических практик | 100% | Отзывы по результатам практик, аналитические отчеты по реализации проектов |
Всем учащимся, успешно освоившим образовательную программу, выдается сертификат и рекомендательное письмо.
Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение – кабинет на 15 мест со стульями и столами; ноутбук, проектов, экран, бумага, ручки;
- информационное обеспечение – порталы для вожатых в сети Интернет: Вожатый.ру, Форум вожатых – планерочка, МетодВики для вожатых «Летний лагерь», вожатский виртуальный клуб «Вожатики» и т.д.;
- кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Список источников
1. Вожатский виртуальный клуб «Вожатики» https://vozhatiki.ru/
2. Вожатый.ру https://vozhatyj.ru/
3. МетодВики для вожатых «Летний лагерь» https://summercamp.ru
4. Форум вожатых – планерочка https://forum.planerochka.org/